Технологическая карта урока по математике с применением технологии обучение в сотрудничестве.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Борисова Анна Дмитриевна

    Считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества, поэтому важно научить ребят взаимодействовать между собой, «примерить» на себя разные роли в ситуациях общения,

  • технология обучения в сотрудничестве дает широкие возможности для обучения учащихся совместной познавательной деятельности, самоконтролю, самооценке, взаимопомощи,
  • детям нравится работать в группе, им легче справиться с заданиями, потому что они чувствуют поддержку одноклассников, понимают, что их работа важна для конечного результата группы,
  • дети учатся быть самостоятельными, у них вырабатывается чувство ответственности, повышается работоспособность,
  • идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки,
  •  развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство
  • ответственности,
  • сохраняется интерес к познанию,
  • знания, учащиеся не получают в готовом виде, они учатся получать их сами, путем совместной групповой или парной работы,
  • к групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости от необходимости и целесообразности такой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Борисова А.Д.

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сравнение углов способом наложения».

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение непосредственно сравнивать углы;

2) формировать представление о биссектрисе угла;

 Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме ;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и в паре следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: умеет сравнивать величину углов по алгоритму (наложением), знает понятие «биссектриса»

-Личностные УУД: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

-Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

-Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

-Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Основные понятия: геометрия, угол, биссектриса

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Цели:

1. включение учащихся в учебную деятельность –тренировать  понимании значения уметь учиться;

2. мотивировать к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мне хочется начать с чтения цитаты известных учёных.

- как вы понимаете первое изречение? «…Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам.»

Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, 13 век.

- Я согласна с вами. Действительно, математика основа многих, если не всех наук. Без неё невозможно достойно жить и работать в современном мире.

- Прочитайте следующее высказывание, поясните его значение. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.»

Дьёрдь Пойя, венгерский математик, 20 век.

- Да, вот и мы стараемся с вами на уроках открывать новые знания, а не получать их готовыми. Постараемся использовать этот совет сегодня на уроке.

- С чего мы обычно начинаем урок математики? ( с мозгового штурма)

Приветствуют учителя,  

Высказывают свои мысли.

  (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель: 

1. актуализировать знания о геометрических фигурах;

2. тренировать мыслительные операции;

3. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению обоснованию;

4.предъявить индивидуальное задание для пробного действия (сравнить углы);

5. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать затруднения.

 Организация учебного процесса на этапе 2.

- Давайте приготовимся к мозговому штурму.

- В каждой строке найдите пропущенное число.

-Нас ждут интересные сведения.

 6   12   18  24 …  36  142 – гео       (30)

 12  24  36: …60   72.   Мет     (48)

90  89  87  84 …75       ри      (80)

 1      2     3 ….  5    6

10     9     8        6    5     я     ( 4/7)

 - Работаем в группах.  

  - Какое число пропущено в первой строке? (10) Докажите.

- Какое число вставили во второй строке? (80). Объясните.

 - Какое число пропущено в 3 строке? (80)  Аргументируйте.

-  Как работали с 4 строкой? (4/7) Почему?

 - На какие группы можно разделить эти дроби?

Работа с геометрическими фигурами

-Что изучает наука геометрия? (Геометрия – это наука о геометрических фигурах) (рассказ)

- Давайте поиграем в игру соответствие. (слайд)

- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите.

- Какие фигуры можно неограниченно продолжить?

- А, чтобы уточнить о какой именно фигуре пойдет речь сегодня нужно выполнить следующее задание.  

- Скажите, какой самый главный навык в математике? (счет)

-Открыли тетради, приготовились к математическому диктанту.

  • Уменьшите 560 в 8 раз.
  • Увеличьте 7 в 9 раз.
  • Найдите 2% от числа 400.
  • Во сколько раз 24 больше 4?
  • Найдите разность чисел 340 и 280.
  • Найдите одну вторую от 70.

(70 - л, 63 – о, 8 - п, 6 - е, 60 - г, 35 - у.)

- Проверьте.

- Появились буквы, какое задание я могу предложить?

- Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово. (УГОЛ)

- Где в повседневной жизни встречаются углы? (слайд)

- А вас ставили в угол? (слайд)

 -  Зачем я приготовила для вас эти картинки?(Слайд)

- Кто проектирует дома? (архитекторы)

- Что такое угол в геометрии? (Углом называется геометрическая фигура, которая состоит из двух различных лучей, исходящих из одной точки.  Лучи называются сторонами угла. Точка, являющаяся началом лучей, называется вершиной угла.) 

- А теперь прочитайте по разному.

- Сколько вариантов я вам предложила?  

 

 

 

 

Выполняют упражнения, используют различные пути решения

Геометрия изучает геометрические фигуры.

Называют геометрические фигуры и их свойства.

Обнаруживают слово, которое предваряет тему урока.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Регулятивные EEL)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельное выделение, формирование познавательной цели (познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

2.Определение темы урока.

- Какие бывают виды углов?

Работа в парах

 - Представьте себе, что ваши карандаши – это стрелки часов.

- Выложите их на партах так, чтобы они показывали время 1 ч, 2 ч, 3  

- Что происходит с углом между карандашами? (увеличивается)

- Значит, мы можем сказать какой угол больше, а какой меньше? (да)

- То есть можно сравнивать углы? (да)

- А что значит что-либо сравнивать? (найти общее и отличия)

- Как можно сравнивать углы?

- Где возникло затруднение? Почему?

- Что же нам надо сделать?

- Поставьте перед собой цель. (Построить алгоритм сравнения углов).

- Сформулируйте тему урока. (Сравнение углов).

-  Какие задачи мы поставим себе на уроке?  

  • Узнать способ сравнения углов.
  • Научиться сравнивать углы.
  • Построить алгоритм сравнения углов.

 

Под руководством учителя формулируют тему урока и задачи; фиксируют новые знания; отвечают на вопросы учителя

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в парах.  (Коммуникативные УУД)

 

  Пробное задание. (в парах)

- Достаньте из конвертов цветные углы  

- Определите, какой угол меньше всех. Каким способом вы будете это делать? (Мы будем накладывать углы друг на друга.)

- Выполните задание.

Учащиеся самостоятельно работают с моделями углов.

Предложить 2-3 ученикам с разными ответами показать, как они накладывали углы.  

 - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания?  

   (Получились разные результаты.)

 - Сформулируйте ваше затруднение.

Формулируют затруднение (мы не можем обосновать свой выбор  

Работа по плану, сверяясь с целью. (Регулятивные УУД)

Выбор наиболее эффективных способов решения задания. (Познавательные УУД)

3. Выявление места и причины затруднения

Первичное закрепление

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Фозминутка.

Организация учебного процесса.

 

Включение в систему знаний и повторение.

    - Затруднение возникает, если мы чего – то не знаем. Чего мы не знаем?  (У нас нет правила, как накладывать углы, чтобы их сравнить.)

 - Как можно убедиться, что мы делаем правильно? (надо прочитать правило в учебнике)

 - Давайте прочитаем правило, определим способ наложения углов. (стр 1)

- Давайте, используя правило, определите с помощью наложения, какой угол больше?  Проследите чтобы вершины совпали.

- А важна ли длина сторон при сравнении углов? (нет, мы измеряем только угол.)

-Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?

  • Узнать способ сравнения углов.
  • Научиться сравнивать углы.
  • Построить алгоритм сравнения углов.

- Я вам предлагаю составить алгоритм сравнения углов. (в парах) У вас на парте лежит блок-схема заполните её используя опорные предложения.

- Давайте проверим по эталону.

- Как вы думаете, а теперь самостоятельно вы сможете сравнить углы? (сравниваем цветные и белые углы между собой)

- Давайте заполним таблички. (подпишите)

- Согните угол, чтобы стороны угла совпали.

- Теперь разогните его.

- Что вы видите? (луч)

Знакомство с понятием «биссектриса»

Полученный луч делит угол на две равные части. Этот луч называется биссектрисой.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами только познакомились с биссектрисой, а как правильно строить её вы научитесь в 5 классе.

 8, стр. 2.

- В задании 8 сравните углы, расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, вы узнаете имя знаменитого правителя Дренего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.

 - Какое слово получили, (ХЕОПС.)

- Как сравнивали углы? (на глаз) Глазоме́р — способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз).   

- Чем вы могли бы воспользоваться, если бы эти углы были вырезаны? (Алгоритмом сравнения углов.)

 -   Кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?

- Молодцы!   Погладьте себя по голове.

- А кто такой Хеопс нам расскажет Лиза.

- Пирамида – это плоская или объемная фигура? (объемная)  

 -  На какую геометрическую фигуру похожа сторона пирамиды?

 

- Мы узнали новое, но изученный материал забывать нельзя. Решим задачу.  

Два туриста, осматривали пирамиду Хеопса Один турист двигался со скоростью 60м/мин, а другой со скорость 40м/мин Расстояние между соседними углами пирамиды одинаковое и равно примерно 240 метра. На сколько минут быстрее осмотрел пирамиду первый турист, чем второй?

У нас нет правила, как накладывать углы, чтобы их сравнить.

Читают правило

Вспоминают задачи урока

Составляют алгоритм

Срез.

Практическая работа в парах по обнаружению нового понятия – биссектриса

Дети выполняют задание учебника

Ученик читает сообщение.

Решение задачи. Анализируют. Проверка с комментированием.

Регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

- Познавательные УУД

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

Рефлексия

   - С чем вы сегодня познакомились?  (Со способом сравнения углов, с биссектрисой)

- Закончите, пожалуйста фразу…

- Кто ответил бы так же?+

Формулируют конечный этап своей работы на уроке;

Называют основные позиции нового материала

Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия их контроль и оценка результатов  

Коммуникативные: рефлексия своих действий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика «Сравнение углов способом наложения»

Слайд 2

«Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам.» Роджер Бэкон

Слайд 3

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому . » Дьёрдь Пойа

Слайд 4

Назовите геометрические фигуры точка прямая круг отрезок луч многоугольник ломаная линия угол Какие фигуры можно неограниченно продолжить?

Слайд 5

70, 63, 8, 6, 60, 35 л о п е г у 6, 8, 35, 60, 63, 70 е п у г о л угол

Слайд 6

Меня наказали и поставили в угол… Я прятался за углом этого дома. Угол – это место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего-нибудь. С.И. Ожегов

Слайд 8

А что такое угол в геометрии? Угол в геометрии – плоская фигура , образованная двумя лучами , исходящими из одной точки. C . B . Ожегов

Слайд 9

угол В А О АОВ ВОА О

Слайд 10

Виды углов прямой острый тупой

Слайд 12

Тема урока: Сравнение углов . Узнать… Научиться… Построить…

Слайд 13

Узнать способ сравнения углов. Научиться сравнивать углы. Построить алгоритм сравнения углов.

Слайд 14

АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ УГЛОВ Наложить углы так, чтобы одна их сторона совпала, и совпала вершина. Совпали две другие стороны? Углы равны ДА НЕТ Меньше тот угол, сторона которого находится внутри другого угла

Слайд 15

биссектриса ВМ – биссектриса угла СВА

Слайд 16

Самостоятельная работа Стр.2, №8 Хеопс Хеопс является вторым фараоном 4 династии времен Древнего Царства Египта.

Слайд 17

Пирамида Хеопса

Слайд 18

Тема урока: Сравнение углов . Узнать… Научиться… Построить…

Слайд 19

Задача: Два туриста, осматривали пирамиду Хеопса. Один турист двигался со скоростью 60м/мин, а другой со скорость 40м/мин. Расстояние между соседними углами пирамиды одинаковое и равно примерно 240 метра. На сколько минут быстрее осмотрел пирамиду первый турист, чем второй?

Слайд 21

Домашнее задание: Стр.2, №7, Стр.4, №14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.

Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)

Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...

Технологическая карта урока в 1 классе по обучению грамоте.

Тема урока: "Согласный звук /ш/, буква "ш"....

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...