Технологическая карта урока по математике с применением технологии обучение в сотрудничестве.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества, поэтому важно научить ребят взаимодействовать между собой, «примерить» на себя разные роли в ситуациях общения,
- технология обучения в сотрудничестве дает широкие возможности для обучения учащихся совместной познавательной деятельности, самоконтролю, самооценке, взаимопомощи,
- детям нравится работать в группе, им легче справиться с заданиями, потому что они чувствуют поддержку одноклассников, понимают, что их работа важна для конечного результата группы,
- дети учатся быть самостоятельными, у них вырабатывается чувство ответственности, повышается работоспособность,
- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки,
- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство
- ответственности,
- сохраняется интерес к познанию,
- знания, учащиеся не получают в готовом виде, они учатся получать их сами, путем совместной групповой или парной работы,
- к групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости от необходимости и целесообразности такой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Борисова А.Д.
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сравнение углов способом наложения».
Основные цели:
1) формировать у учащихся умение непосредственно сравнивать углы;
2) формировать представление о биссектрисе угла;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме ;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и в паре следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: умеет сравнивать величину углов по алгоритму (наложением), знает понятие «биссектриса»
-Личностные УУД: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
-Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
-Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Основные понятия: геометрия, угол, биссектриса
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Самоопределение к деятельности Цели: 1. включение учащихся в учебную деятельность –тренировать понимании значения уметь учиться; 2. мотивировать к учебной деятельности. | Организация учебного процесса на этапе 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мне хочется начать с чтения цитаты известных учёных. - как вы понимаете первое изречение? «…Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам.» Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, 13 век. - Я согласна с вами. Действительно, математика основа многих, если не всех наук. Без неё невозможно достойно жить и работать в современном мире. - Прочитайте следующее высказывание, поясните его значение. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.» Дьёрдь Пойя, венгерский математик, 20 век. - Да, вот и мы стараемся с вами на уроках открывать новые знания, а не получать их готовыми. Постараемся использовать этот совет сегодня на уроке. - С чего мы обычно начинаем урок математики? ( с мозгового штурма) | Приветствуют учителя, Высказывают свои мысли. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: 1. актуализировать знания о геометрических фигурах; 2. тренировать мыслительные операции; 3. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению обоснованию; 4.предъявить индивидуальное задание для пробного действия (сравнить углы); 5. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 6. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать затруднения. | Организация учебного процесса на этапе 2. - Давайте приготовимся к мозговому штурму. - В каждой строке найдите пропущенное число. -Нас ждут интересные сведения. 6 12 18 24 … 36 142 – гео (30) 12 24 36: …60 72. Мет (48) 90 89 87 84 …75 ри (80) 1 2 3 …. 5 6 10 9 8 6 5 я ( 4/7) - Работаем в группах. - Какое число пропущено в первой строке? (10) Докажите. - Какое число вставили во второй строке? (80). Объясните. - Какое число пропущено в 3 строке? (80) Аргументируйте. - Как работали с 4 строкой? (4/7) Почему? - На какие группы можно разделить эти дроби? Работа с геометрическими фигурами -Что изучает наука геометрия? (Геометрия – это наука о геометрических фигурах) (рассказ) - Давайте поиграем в игру соответствие. (слайд) - Назовите геометрические фигуры, которые вы видите. - Какие фигуры можно неограниченно продолжить? - А, чтобы уточнить о какой именно фигуре пойдет речь сегодня нужно выполнить следующее задание. - Скажите, какой самый главный навык в математике? (счет) -Открыли тетради, приготовились к математическому диктанту.
(70 - л, 63 – о, 8 - п, 6 - е, 60 - г, 35 - у.) - Проверьте. - Появились буквы, какое задание я могу предложить? - Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово. (УГОЛ) - Где в повседневной жизни встречаются углы? (слайд) - А вас ставили в угол? (слайд) - Зачем я приготовила для вас эти картинки?(Слайд) - Кто проектирует дома? (архитекторы) - Что такое угол в геометрии? (Углом называется геометрическая фигура, которая состоит из двух различных лучей, исходящих из одной точки. Лучи называются сторонами угла. Точка, являющаяся началом лучей, называется вершиной угла.) - А теперь прочитайте по разному. - Сколько вариантов я вам предложила?
| Выполняют упражнения, используют различные пути решения Геометрия изучает геометрические фигуры. Называют геометрические фигуры и их свойства. Обнаруживают слово, которое предваряет тему урока. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Регулятивные EEL) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельное выделение, формирование познавательной цели (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
2.Определение темы урока. | - Какие бывают виды углов? Работа в парах - Представьте себе, что ваши карандаши – это стрелки часов. - Выложите их на партах так, чтобы они показывали время 1 ч, 2 ч, 3 - Что происходит с углом между карандашами? (увеличивается) - Значит, мы можем сказать какой угол больше, а какой меньше? (да) - То есть можно сравнивать углы? (да) - А что значит что-либо сравнивать? (найти общее и отличия) - Как можно сравнивать углы? - Где возникло затруднение? Почему? - Что же нам надо сделать? - Поставьте перед собой цель. (Построить алгоритм сравнения углов). - Сформулируйте тему урока. (Сравнение углов). - Какие задачи мы поставим себе на уроке?
| Под руководством учителя формулируют тему урока и задачи; фиксируют новые знания; отвечают на вопросы учителя | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в парах. (Коммуникативные УУД) |
| Пробное задание. (в парах) - Достаньте из конвертов цветные углы - Определите, какой угол меньше всех. Каким способом вы будете это делать? (Мы будем накладывать углы друг на друга.) - Выполните задание. Учащиеся самостоятельно работают с моделями углов. Предложить 2-3 ученикам с разными ответами показать, как они накладывали углы. - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? (Получились разные результаты.) - Сформулируйте ваше затруднение. | Формулируют затруднение (мы не можем обосновать свой выбор | Работа по плану, сверяясь с целью. (Регулятивные УУД) Выбор наиболее эффективных способов решения задания. (Познавательные УУД) |
3. Выявление места и причины затруднения Первичное закрепление
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Фозминутка. Организация учебного процесса.
Включение в систему знаний и повторение. | - Затруднение возникает, если мы чего – то не знаем. Чего мы не знаем? (У нас нет правила, как накладывать углы, чтобы их сравнить.) - Как можно убедиться, что мы делаем правильно? (надо прочитать правило в учебнике) - Давайте прочитаем правило, определим способ наложения углов. (стр 1) - Давайте, используя правило, определите с помощью наложения, какой угол больше? Проследите чтобы вершины совпали. - А важна ли длина сторон при сравнении углов? (нет, мы измеряем только угол.) -Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?
- Я вам предлагаю составить алгоритм сравнения углов. (в парах) У вас на парте лежит блок-схема заполните её используя опорные предложения. - Давайте проверим по эталону. - Как вы думаете, а теперь самостоятельно вы сможете сравнить углы? (сравниваем цветные и белые углы между собой) - Давайте заполним таблички. (подпишите) - Согните угол, чтобы стороны угла совпали. - Теперь разогните его. - Что вы видите? (луч) Знакомство с понятием «биссектриса» Полученный луч делит угол на две равные части. Этот луч называется биссектрисой. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами только познакомились с биссектрисой, а как правильно строить её вы научитесь в 5 классе. № 8, стр. 2. - В задании 8 сравните углы, расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, вы узнаете имя знаменитого правителя Дренего Египта, для которого была построена самая большая пирамида. - Какое слово получили, (ХЕОПС.) - Как сравнивали углы? (на глаз) Глазоме́р — способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). - Чем вы могли бы воспользоваться, если бы эти углы были вырезаны? (Алгоритмом сравнения углов.) - Кто не допустил ошибок в самостоятельной работе? - Молодцы! Погладьте себя по голове. - А кто такой Хеопс нам расскажет Лиза. - Пирамида – это плоская или объемная фигура? (объемная) - На какую геометрическую фигуру похожа сторона пирамиды?
- Мы узнали новое, но изученный материал забывать нельзя. Решим задачу. Два туриста, осматривали пирамиду Хеопса Один турист двигался со скоростью 60м/мин, а другой со скорость 40м/мин Расстояние между соседними углами пирамиды одинаковое и равно примерно 240 метра. На сколько минут быстрее осмотрел пирамиду первый турист, чем второй? | У нас нет правила, как накладывать углы, чтобы их сравнить. Читают правило Вспоминают задачи урока Составляют алгоритм Срез. Практическая работа в парах по обнаружению нового понятия – биссектриса Дети выполняют задание учебника Ученик читает сообщение. Решение задачи. Анализируют. Проверка с комментированием. | Регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок - Познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, |
Рефлексия | - С чем вы сегодня познакомились? (Со способом сравнения углов, с биссектрисой) - Закончите, пожалуйста фразу… - Кто ответил бы так же?+ | Формулируют конечный этап своей работы на уроке; Называют основные позиции нового материала | Личностные: самооценка на основе критерия успешности Познавательные: рефлексия способов и условий действия их контроль и оценка результатов Коммуникативные: рефлексия своих действий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам.» Роджер Бэкон
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому . » Дьёрдь Пойа
Назовите геометрические фигуры точка прямая круг отрезок луч многоугольник ломаная линия угол Какие фигуры можно неограниченно продолжить?
70, 63, 8, 6, 60, 35 л о п е г у 6, 8, 35, 60, 63, 70 е п у г о л угол
Меня наказали и поставили в угол… Я прятался за углом этого дома. Угол – это место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего-нибудь. С.И. Ожегов
А что такое угол в геометрии? Угол в геометрии – плоская фигура , образованная двумя лучами , исходящими из одной точки. C . B . Ожегов
угол В А О АОВ ВОА О
Виды углов прямой острый тупой
Тема урока: Сравнение углов . Узнать… Научиться… Построить…
Узнать способ сравнения углов. Научиться сравнивать углы. Построить алгоритм сравнения углов.
АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ УГЛОВ Наложить углы так, чтобы одна их сторона совпала, и совпала вершина. Совпали две другие стороны? Углы равны ДА НЕТ Меньше тот угол, сторона которого находится внутри другого угла
биссектриса ВМ – биссектриса угла СВА
Самостоятельная работа Стр.2, №8 Хеопс Хеопс является вторым фараоном 4 династии времен Древнего Царства Египта.
Пирамида Хеопса
Тема урока: Сравнение углов . Узнать… Научиться… Построить…
Задача: Два туриста, осматривали пирамиду Хеопса. Один турист двигался со скоростью 60м/мин, а другой со скорость 40м/мин. Расстояние между соседними углами пирамиды одинаковое и равно примерно 240 метра. На сколько минут быстрее осмотрел пирамиду первый турист, чем второй?
Домашнее задание: Стр.2, №7, Стр.4, №14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.
Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...
Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)
Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...
Технологическая карта урока в 1 классе по обучению грамоте.
Тема урока: "Согласный звук /ш/, буква "ш"....
Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения
Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...
Карта урока с использованием дистанционных технологий обучения. Урок Победы. 1 класс.
Урок Победы 1 класс...