Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных  окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Цель: упражнять в определении падежа имён существительных,в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

УУД

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:компьютер, проектор, экран, карточки для парной, индивидуальной работы, индивидуальные таблицы.

                        

1.  Организационный момент

2. Эмоциональное вхождение в урок

У. Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали? Я хочу, чтобы вы с хорошим настроением провели урок.

3. Орфографическая минутка

Игра «Лови слова на своё правило»

У. Каждый ряд выбирает себе орфограмму: безударный гласный в корне, парный согласный, непроизносимый согласный. Каждый ряд будет «ловить» слова на своё правило. Слова записать в тетрадь, орфограмму подчеркнуть.

У.  Темнота, местность, завязка, пастбище, сердце, замазка, солнце, вестник, просьба, печурка, колосок, площадь, зимовка, бедняга, ночник, окрестность, укрепление, жемчуг

У. - Назовите признаки сходства всех записанных слов.

- Определите склонение существительных.

(Дети читают по цепочке)

4.Самоопределение к деятельности.

На каждой парте карточки:

Радуемся после стужи                Радуемся  стуже

Стекали с крыши                        Стекали по крыше

Вернулся из столицы                        Ездил по столице

У. Работаем в паре.

Определите падеж существительных  1 столбика.

- Поставьте ударение и выделите окончания этих существительных.

- Определите падеж существительных  2 столбика.

- Поставьте ударение и выделите  окончание существительных.

-Что объединяет все эти существительные? (Безударные окончания)

У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:

Правописание безударных…………существительных  в ………… и дательном падежах.

(Правописание  безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах)

У. Цель нашего урока: сравнить родительный и дательный падежи имён существительных.

5. Физминутка(мальчики маршируют и говорят название падежей, девочки – вопросы падежей, а затем девочки маршируют и говорят название склонения, мальчики, выполняя физические упражнения, говорят род  и окончания).

6. Работа по теме урока

 Работа с таблицей фронтально и индивидуально.

(Дети по ходу своих ответов записывают в таблицу падеж, вопросы, предлоги, окончание, роль в предложении)

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Р.п.

Кого? Чего?

(Откуда?Где? Куда?)

От, до, из, с, около, у, вокруг, без

-и, -ы

-а, -я

Второстепенный член

Д.п.

Кому? Чему?

(Где? Куда?)

К, по

-у, -ю

Второстепенный член

У. –На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

У. – Запишите в таблицу.

У- На какие вопросы отвечает существительные в дательном падеже?

У. –Запишите  в таблицу.

У.-Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже?(от, до из, без, у, для, около, с, вокруг)

У. –Запишите в таблицу.

У.- Какие предлоги относятся к существительным в дательном падеже? (к, по) Запишите.

У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?

У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения  в дательном падеже?

У. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже?  Дательном?

У. –Какие окончания имеют существительные 3 склонения  в родительном падеже?  Дательном?

У.-Каким  членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах(второстепенным членом).  Запишите в таблице .

У. Еще раз внимательно посмотрите на таблицу. Сделаем вывод.

У. – По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?(по падежным вопросам, по предлогам, по  окончаниям существительных 1-го и 2-го склонения)

У.- В каком склонении родительного и дательного падежах одинаковые окончания? (в 3 склонении). Что ещё общего? (вт. чл. предложения).

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

 Стр. 115, № 213

стр. 115,  № 214

У. – Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?(определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Учитель, опираясь на устные ответы и письменное выполнение задания, ставит оценки отдельным учащимся.

У. – Кто справится с заданием быстро, есть  дополнительное  задание –карточки  разного уровня.

Базовый уровень

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных. Предлоги обведи в кружок.

   Голубя можно увидеть повсюду. Эта птица живёт и в город…, и в сельской местност…. В древност…, когда ещё не было почтовой связ…, голубя использовали для передач… вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клюв… стало символом мира.

Проверь вставленные окончания подстановкой  существительных с ударным окончанием.

Базовый уровень

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имени существительного ель во всех предложениях, выдели окончания.

   В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..стона ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчик. З..мойоколо ел..  увидишь на сн..гусл..дызв..рей и птиц.

Средний  уровень

 Подбери к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями. Допиши их, укажи склонение и падеж. Спиши.

Вспомнил ( о ком?) о товарище

Отъехал (от чего?) _____________

Написал (о чём?)_______________

Копать (чем?)__________________

Заботился (о ком?)________________

Сфотографировать (что?)____________

Запиши предложение с любым словосочетанием. Подчеркни в нём главные члены предложения.

7. Итог

У. –Вернёмся к теме урока. Повторите окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном и дательном падежах

У. –Эти знания вам пригодятся в практической работе на следующих уроках.  Спасибо за хорошую работу.

8. Домашнее задание:  стр. 116 упр.215, упражнение по выбору.

9. Рефлексия

Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.

Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении задания, но в итоге справился.



Предварительный просмотр:

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Р.п.

Кого? Чего?(откуда? Где?куда?)

От, до, из, с, около, у, вокруг, без

-и, -ы

-а, -я

Второстепенный член

Д.п.

Кому? Чему?(где? Куда?)

К, по

-у, -ю

Второстепенный член

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Р.п.

Кого? Чего?(откуда? Где?куда?)

От, до, из, с, около, у, вокруг, без

-и, -ы

-а, -я

Второстепенный член

Д.п.

Кому? Чему?(где? Куда?)

К, по

-у, -ю

Второстепенный член



Предварительный просмотр:

   Подбери к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями. Допиши их, укажи склонение и падеж. Спиши.

Вспомнил ( о ком?) о товарище

Отъехал (от чего?) _____________

Написал (о чём?)_______________

Копать (чем?)__________________

Заботился (о ком?)________________

Сфотографировать (что?)____________

   Запиши предложение с любым словосочетанием. Подчеркни в нём главные члены предложения.

   Подбери к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями. Допиши их, укажи склонение и падеж. Спиши.

Вспомнил ( о ком?) о товарище

Отъехал (от чего?) _____________

Написал (о чём?)_______________

Копать (чем?)__________________

Заботился (о ком?)________________

Сфотографировать (что?)____________

   Запиши предложение с любым словосочетанием. Подчеркни в нём главные члены предложения.



Предварительный просмотр:

  Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имени существительного ель во всех предложениях, выдели окончания.

   В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчик. З..мой около ел..  увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.

  Проверь вставленные окончания подстановкой существительных с ударным окончанием.

  Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имени существительного ель во всех предложениях, выдели окончания.

   В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчик. З..мой около ел..  увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.

  Проверь вставленные окончания подстановкой существительных с ударным окончанием.



Предварительный просмотр:

  Спиши, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных. Предлоги обведи в кружок.

   Голубя можно увидеть повсюду. Эта птица живёт и в городٱ, и в сельской местностٱ. В древностٱ, когда ещё не было почтовой связٱ, голубя использовали для передачٱ вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клювٱ стало символом мира.

Проверь вставленные окончания подстановкой  существительных с ударным окончанием.

  Спиши, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных. Предлоги обведи в кружок.

   Голубя можно увидеть повсюду. Эта птица живёт и в городٱ, и в сельской местностٱ. В древностٱ, когда ещё не было почтовой связٱ, голубя использовали для передачٱ вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клювٱ стало символом мира.

Проверь вставленные окончания подстановкой  существительных с ударным окончанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Урок составлен по Сингапурской методике. Это совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Обучающиеся должны овладевать критическим и креативным мышлением. Для того чтобы наши учени...

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Урок составлен по Сингапурской методике.Для того чтобы наши ученики стали успешными, нам необходимо обучать их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Обучающиеся на уроке...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....