Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 век".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 3 класса по УМК "Школа 21 век" с календарно-тематическим планированием, соответствует ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 век" + КТП | 121.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Иванова С. В., Кузнецовой М. И., Евдокимовой А. О., планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение русского языка в третьем классе начальной школы отводится пять часов в неделю. Рабочая программа составлена на 170 часов (34 учебных недели), на 5 часов в неделю.
Цели обучения русскому языку
- Основная цель: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
- Социокультурная цель: достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
- Научно – исследовательская (познавательная) цель: реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание тем учебного курса
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика и графика (3 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова (морфемика) (4 ч)
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания инк, енк, ичк, ечк.
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, ие;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (30 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи.
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
Распределение учебного материала по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
1. | Фонетика и графика | 3 |
2. | Состав слова (морфемика) | 4 |
3. | Синтаксис | 18 |
4. | Морфология | 37 |
5. | Правописание | 53 |
6. | Развитие речи | 30 |
7. | Итоговое повторение | 25 |
Итого | 170 |
Количество контрольных и проверочных работ
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Контрольные диктанты | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Контрольные списывания | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Проверочные изложения | - | - | - | 1 | 1 |
Диагностические работы | 1 | 1 | 1 | 3 |
Планируемые и предполагаемые результаты
Личностные
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметные
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Раздел учебного курса | Универсальные учебные действия | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||
1. | Язык и речь | Общеучебные – иметь первоначальные представления о единстве и многообразии владеть безошибочным письмом, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных текстов, владеть умением проверять написанное; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осознанно строить речевое высказывание использовать знаково- Логические – использовать различные способы поиска, | Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. принимать и сохранять цели и задачи | Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения, иметь |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | Общеучебные – понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения; иметь позитивное отношение знаков препинания при записи предложенных текстов, владеть умением проверять написанное; использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Логические – владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать, | Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения |
3. | Слово в языке и речи. | Общеучебные – использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами; использовать знаково-символические средства представления информации, владеть безошибочным письмом, применять орфографические правила и правила Логические – владеть | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения; владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей. | Слушать взрослого и сверстников, вести | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат, иметь установку к работе на результат |
4. | Состав слова | Общеучебные – находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых Логические – осуществлять анализ, синтез, | Принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения | Строить монологическое высказывание | Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня; |
5. | Правописание частей слова | Общеучебные – составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; осознавать познавательную задачу, решать ее; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их; самостоятельно находить Логические – анализировать изучаемые языковые объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. | Овладевать способами решения учебной | Выражать свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; строить монологическое высказывание | Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе |
6. | Части речи | Общеучебные: понимают заданный вопрос, Логические: овладевают умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют анализ и сравнение; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям. Постановка и решение проблемы: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. | Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. | Используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий; проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе |
7. | Повторение изученного в конце года. | Общеучебные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; осмысленно и произвольно строят речевые высказывания Логические: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; осуществляют анализ, сравнение, классификацию;. осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, осуществляют отнесение к известным понятиям. Постановка и решение проблемы: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. | Овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы | Определяют общие цели и пути их достижения; умеют договариваться о распределении функций | Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня; |
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
значимые части слова;
признаки изученных частей речи;
типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без ошибок списывать несложный текст объемом 65–80 слов;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 65–80 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторингового исследования:
- административного;
- муниципального;
- классного.
Результаты мониторингового исследования фиксируются в сводной таблице, с помощью диаграммы.
Тексты КИМов прилагаются.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Тема урока | Деятельность учащихся | Работа с одарёнными детьми (ОД) | Работа детьми, испытывающими трудности (ИТ) | Календарные сроки | |
план | факт | ||||||
Как устроен наш язык. | Повторение фонетики. | Сравнение буквенной записи слова с записью с помощью транскрипции. | тет. «Пишем грамотно 1» (ПГ1) учебник «Русский язык 1» (Р1) УП, (стр. 7,упр.6,7 | тет. «Учусь писать без ошибок» (УП) УП, стр.7, упр.3,4 | 02.09 | 02.09 | |
Правописание | Административный проверочный диктант по проверке остаточных знаний. | 1 четверть(45 ч). Самостоятельная запись текста под диктовку. Выполнение грамматического задания. Контроль правильности выполнения задания. | 03.09 | 03.09 | |||
Правописание. | Повторение правил написания прописной буквы. Работа над ошибками. | Выделение одинаковых слов, обозначенных разными буквами. Составление алгоритма действий. | (ПГ) стр.3,упр.2 | (Р1) стр.7, упр.1 | 04.09 | 04.09 | |
Как устроен наш язык. | Фонетический разбор слова. | Проведение фонетического анализа слов по алгоритму. | (Р 1), упр.4, стр.11 | (ПГ), стр.4, упр.1 | 05.09 | 05.09 | |
Правописание. | Повторение правил переноса слов. | Работа с инструкцией к упражнениями учебника. Доказательство правильности выбора. | (Р 1), упр.5, стр.12 | (ПГ), стр.5, упр.3 | 08.09 | 08.09 | |
Развитие речи. | Текст, его признаки и типы. Повторение. | Подбор заголовка и выбор окончания текста. | 09.09 | 09.09 | |||
Как устроен наш язык. | Фонетический разбор слова. | Упражнения по отработке алгоритма фонетического анализа слова. | (УП), стр.9, упр. 12,13 | (УП), стр.8, упр. 8 | 10.09 | 10.09 | |
Правописание. | Повторение правил обозначения букв гласных звуков после шипящих. | Нахождение слов по заданным основаниям. Узнавание орфограммы и объяснение написания слов. | (ПГ), стр.7, упр.3 | (ПГ), стр.6, упр.1 | 11.09 | 11.09 | |
Как устроен наш язык. | Повторение состава слов. | Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу с опорой на алгоритм в учебнике. | (УП), стр. 26, упр. 57 | 12.09 | 12.09 | ||
Правописание. | Повторение правописания букв безударных гласных в корне слова. | Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы. | (Р1), упр.4, стр.25 | (ПГ), стр.8, упр.1 | 15.09 | 15.09 | |
Развитие речи. | Признаки и типы текстов. Повторение. | Формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. | (Р1), упр.3, стр.28 | 16.09 | 16.09 | ||
Как устроен наш язык. | Разбор слов по составу. | Упражнения на отработку алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки). | (УП), стр. 35, упр. 74 | (УП), стр. 32, упр. 71 | 17.09 | 17.09 | |
Правописание. | Повторение правил правописания букв согласных в корне слова. | Отработка действий контроля, списывание, замена звуковой записи слов буквенной, классификация слов. | (ПГ), стр. 10, упр.3 | (ПГ), стр. 10, упр.2 | 18.09 | 18.09 | |
Как устроен наш язык. | Повторение видов словообразования. | Определение и объяснение способов образования слов. Составление слов из заданных морфем. | (Р1), упр.1, стр.34 | (Р1), упр.2, стр.34 | 19.09 | 19.09 | |
Правописание. | Повторение правил правописания букв непроизносимых согласных в корне слова. Проверочная работа. | Нахождение слов по заданным основаниям. Узнавание орфограммы и объяснение написания слов. | (ПГ), стр. 14, упр.5 | (ПГ), стр. 13, упр.3 | 22.09 | 22.09 | |
Правописание. | Работа над ошибками. Повторение правописания букв непроизносимых согласных в корне слова. | Выполнение упражнений на повторение данной орфограммы: классификации слов, замена звуковой записи слов буквенной. Контроль правильности выполнения задания. | (ПГ), стр. 15, упр.6 | (ПГ), стр. 14, упр.4 | 23.09 | 23.09 | |
Развитие речи. | Текст и его заголовок. | Подбор возможных текстов по данным заголовкам. Выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста. | 24.09 | 24.09 | |||
Как устроен наш язык. | Разбор слов по составу. Словообразование. | Контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу. | (Р1), упр.4, стр.40 | (Р1), упр.2, стр.39 | 25.09 | 25.09 | |
Правописание. | Повторение правописания суффиксов. | Конструирование слов с использованием изученных правил. | (ПГ), стр. 16-17, упр.4,5 | (ПГ), стр. 16, упр.2 | 26.09 | 26.09 | |
Правописание. | Повторение правописания приставок. | Наблюдение за группами слов. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. | (УП), стр. 28, упр. 62 | (УП), стр. 26, упр. 59 | 29.09 | 29.09 | |
Развитие речи. | Заглавие и начало текста. | Анализ и корректирование текста. | (Р1), упр.3, стр.46 | (Р1), упр.2, стр.45 | 30.09 | 30.09 | |
Как устроен наш язык. | Предложение и его смысл. Слова в предложении. | Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. | (Р1), упр.5,6, стр.49 | (Р1), упр.2, стр.48 | 01.10 | 02.10 | |
Как устроен наш язык. | Виды предложения по цели высказывания и интонации. | Выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. | 02.10 | 03.10 | |||
Развитие речи. | Последовательность абзацев в тексте. | Восстановление последовательности предложений в тексте. Подбор заголовков к тексту, анализ и корректирование текста. | 03.10 | 06.10 | |||
Как устроен наш язык. | Фонетический анализ слова, разбор слова по составу. Проверочная работа. | Упражнения по отработке алгоритма фонетического анализа слова. Контроль правильности выполнения задания. | 06.10 | 07.10 | |||
Развитие речи. | Работа над ошибками. Деление текста на абзацы. | Восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста. | 07.10 | 08.10 | |||
Как устроен наш язык. | Главные члены предложения. | Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении. | (Р1), упр.4, стр.60 | (Р1), упр.5, стр.60 | 08.10 | 09.10 | |
Правописание. | Повторение правописания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. | Решение проблемной ситуации: различение разделительных ь и ъ. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. | (ПГ), стр. 19, упр.2, | (ПГ), стр. 19, упр.1 | 09.10 | 10.10 | |
Как устроен наш язык. | Главные члены предложения. | Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. | (Р1), упр.2, стр.64 | (Р1), упр.4, стр.65 | 10.10 | 13.10 | |
Правописание. | Контрольный диктант №2 за 1 четверть. | Запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | 13.10 | 14.10 | |||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Главные члены предложения. | Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. | (УП), стр. 18, упр. 37 | (УП), стр. 18-19, упр. 38-39 | 14.10 | 15.10 | |
Правописание. | Правописание приставок. Проверочная работа по теме «Правописание слов с непроверяемыми гласными» | Наблюдать за написанием группы приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Контроль правильности выполнения задания. | (ПГ), стр. 22, упр.3, | (ПГ), стр. 21, упр.2 | 15.10 | 16.10 | |
Правописание. | Работа над ошибками. Обучение написанию приставок, оканчивающихся на з//с. | Классификация слов с приставками на з//с. Отработка алгоритма применения правила на основе заданий учебника. | (Р1), упр.4, стр.68 | (Р1), упр.2, стр.68 | 16.10 | 17.10 | |
Как устроен наш язык. | Подлежащее. | Наблюдать за различными способами выражения подлежащего. Оценивать правильность высказанной точки зрения. Выбирать предложения, соответствующие заданному условию, фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения. | (Р1), упр.4, стр.71 | (Р1), упр.3, стр.71 | 17.10 | 20.10 | |
Как устроен наш язык. | Сказуемое. | Наблюдать за различными способами выражения сказуемого. Использовать алгоритм нахождения сказуемого. | (Р1), упр.4, стр.74 | (Р1), упр.3, стр.74 | 20.10 | 21.10 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Составление плана текста по вопросам. | (Р1), упр.3, стр.77 | (Р1), упр.2, стр.76 | 21.10 | 22.10 | |
Как устроен наш язык. | Подлежащее и сказуемое. | Решение проблемной задачи рубрики «Давай подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. | (Р1), упр.3, стр.79 | (Р1), упр.1, стр.78 | 22.10 | 23.10 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Анализ текстов учащихся. Самостоятельное написание письма с выбором адресата. Контроль правильности выполнения задания. | 23.10 | 24.10 | |||
Как устроен наш язык. | Второстепенные члены предложения. | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Выборочное списывание по алгоритму. | 24.10 | 05.11 | |||
Как устроен наш язык. | Обстоятельство. | 2 четверть(40ч) Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Сравнение предложений и работа с рубрикой «Тайны языка» по выведению правила. | 05.11 | 06.11 | |||
Как устроен наш язык. | Обстоятельство. Замена обстоятельства фразеологизмом. | Исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. | (Р1), упр.5, стр.91 | (Р1), упр.3, стр.91 | 07.11 | 07.11 | |
Правописание | Написание слов с приставкой с-. | Различать написание слов с приставкой с- и ранее изученными приставками. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | (ПГ), стр. 25-26, упр.4,5(по выбору) | (ПГ), стр. 25, упр.3 | 10.11 | 10.11 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Корректирование текста письма. Составление плана письма. | 11.11 | 11.11 | |||
Как устроен наш язык. | Определение. | Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Решение проблемного вопроса: роль определений в предложении. | (Р1), упр.4, стр.97 | (Р1), упр.3, стр.96 | 12.11 | 12.11 | |
Как устроен наш язык. | Определение. Повторение пройденного. | Наблюдать за определением как второстепенным членом предложения. Знакомиться с различными способами выражения определений. Использовать алгоритм поиска грамматической основы предложения, обстоятельств и определений при решении практических задач. | (Р1), упр.4, стр.99 | 13.11 | 13.11 | ||
Правописание | Письмо слов с двумя корнями. | Анализ сложных слов с соединительной гласной. | (ПГ), стр. 27, упр.1,2,(по выбору) | (ПГ), стр. 27, упр.4 | 14.11 | 17.11 | |
Правописание | Закрепление по теме «Слова с двумя корнями». | Анализ сложных слов с соединительной гласной. | (Р1), упр.4, стр. 101 | (Р1), упр.5, стр.102 | 17.11 | 18.11 | |
Правописание. | Соединительные гласные о, е. | Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. | (ПГ), стр. 29, упр.4. | (ПГ), стр. 28, упр.1 | 18.11 | 19.11 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Восстановление начала письма. Самостоятельная работа по исправлению текста. Контроль правильности выполнения задания. | 19.11 | 20.11 | |||
Как устроен наш язык. | Дополнение. | Наблюдать за недостаточными по смыслу предложениями. Знакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения. Устанавливать вопросы, которые задаются к дополнениям. Подбирать пропущенные в предложении дополнения. | (Р1), упр.5, стр. 107 | 20.11 | 21.11 | ||
Как устроен наш язык. | Дополнение. Повторение пройденного. | (Р1), упр.4, стр. 110 | (Р1), упр.1, стр. 109 | 21.11 | 24.11 | ||
Правописание. | Письмо букв о, ё после шипящих в корне слова. | Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. | (УП), стр. 43, упр. 95 | (УП), стр. 18-43, упр. 94 | 24.11 | 25.11 | |
Правописание | Контрольный диктант №3 по теме «Правописание изученных орфограмм» | Запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | 25.11 | 26.11 | |||
Правописание. | Работа над ошибками. Письмо букв о, ё после шипящих в корне слова. | Классификация слов с «о» и «ё» после шипящих в корне слова. | (ПГ), стр. 33, упр.2,3(по выбору). | (Р1), упр.1, стр. 113 | 26.11 | 27.11 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма | Корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. | 27.11 | ||||
Как устроен наш язык. | Однородные члены предложения. | Работа со схемами. Составление и запись предложений. Составление схем к предложениям. | (Р1), упр.3, стр. 120 | (Р1), упр.4, стр. 120 | 28.11 | 28.11 | |
Правописание | Члены простого предложения. | Индивидуальная – выполнение тестовой работы. Контролировать собственные действия. | 02.12 | 02.11 | |||
Правописание. | Обозначение звука [ы] после звука [ц]. | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы. | (ПГ), стр. 34, упр.5. | (ПГ) стр. 33, упр.1. | 01.12 | 01.12 | |
Как устроен наш язык. | Однородные члены предложения. Проект. | Работа со схемами. Примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами. | (ПГ), стр. 36, упр.3. | (ПГ) стр. 36, упр.4. | 03.12 | 02.12 | |
Правописание. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Анализировать языковой материал. Формулировать правило. Знакомиться с условиями выбора знаков препинания в предложениях с однородными членами. Объяснять постановку знаков препинания. | (ПГ), стр. 35, упр.1. | (ПГ) стр. 36, упр.2. | 04.12 | 03.12 | |
Правописание. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Составление предложений. | (ПГ), стр. 37, упр.1. | (ПГ) стр. 38, упр.2. | 05.12 | 05.12 | ||
Развитие речи. | Обучение написанию письма | Написание письма с опорой на текст, с творческим заданием: вставить в текст многозначные слова. | 08.12 | 04.12 | |||
Как устроен наш язык. | Однородные члены предложения. | Наблюдения за знаками пунктуации при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. | (Р1), стр. 133, упр.5. | (ПГ) стр. 41, упр.3. | 09.12 | 08.12 | |
Правописание. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания. Исправление ошибок, конструирование предложений. | (ПГ) стр. 43, упр.4. | (ПГ) стр. 40, упр.1. | 10.12 | 09.12 | |
Как устроен наш язык. | Однородные члены предложения. Проект. | Тренировочные упражнения: связь между однородными членами. Работа со схемами. Исправление ошибок в употреблении однородных членов. | (ПГ) стр. 41, упр.2. | (ПГ) стр. 42, упр.2. | 11.12 | 10.12 | |
Правописание. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения. Исправление ошибок, конструирование предложений. | (Р1), стр. 136, упр.4. | (Р1), стр. 135, упр.1. | 12.12 | 11.12 | |
Развитие речи. | Обучение написанию письма | Наблюдать за правилами оформления почтового адреса и поздравительной открытки. Применять правила оформления конверта при выполнении поставленной в упражнении задачи. Составлять собственный текст | 15.12 | 12.12 | |||
Как устроен наш язык. | Повторение фонетики и состава слова. Контрольное списывание № 1 за 1 полугодие. | Фонетический анализ слов и разбор слов по составу. | (Р1), стр. 140, упр.3. | (УП), стр. 33, упр. 72 | 16.12 | 15.12 | |
Правописание. | Работа над ошибками. Части речи. | Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | (Р1), стр. 143, упр.4. | (ПГ) стр. 45, упр.2. | 17.12 | 16.12 | |
Правописание | Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие. | Индивидуальная – проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку. Выполнение грамматических заданий. Контроль правильности выполнения задания. | 18.12 | 17.12 | |||
Как устроен наш язык. | Самостоятельные и служебные части речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Выделять признаки, по которым различаются служебные и самостоятельные части речи. | 19.12 | 18.12 | |||
Как устроен наш язык. | Самостоятельные и служебные части речи. | Изменение слов по данным образцам. Разбор по членам предложения. | 22.12 | 19.12 | |||
Развитие речи. | Повторение по теме «Текст» | Чтение текста, озаглавливание, составление плана текста, устные рассказы детей. | 23.12 | ||||
Как устроен наш язык. | Имя существительное. | Классификация существительных по значениям и морфологическим признакам. | (Р1), стр. 155, упр.1. | (Р1), стр. 155, упр.2. | 24.12 | ||
Правописание. | Повторение по теме «Имя существительное». | Запись предложений с выделением орфограмм. Классификация слов в зависимости от места нахождения орфограммы. | (Р1), стр. 157, упр.4. | (Р1), стр. 156, упр.1. | 25.12 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Завершение текста так, чтобы он соответствовал названию. | 26.12 | ||||
Как устроен наш язык. | Род имён существительных. | 3 четверть(50 ч) Знакомиться с категорией рода имён существительных. Наблюдать за именами существительными — названиями животных. Определять род имён существительных. Контроль правильности выполнения задания. | (Р1), стр. 161, упр.3. | 12.01 2015г. | |||
Как устроен наш язык. | Род имён существительных. Повторение пройденного. | Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. | (Р1), стр. 164, упр.4. | (Р1), стр. 164, упр.5. | 13.01 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Сравнивать тексты разных типов. Определять тип текста, доказывать свой ответ. Письменно пересказывать текст-описание. Контролировать собственные действия — сравнивать пересказ с предложенным текстом. | 14.01 | ||||
Как устроен наш язык. | Число имён существительных. | Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. | (Р1), стр. 167, упр.3. | (Р1), стр. 167, упр.1. | 15.01 | ||
Правописание. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | Формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ь после шипящих и без него. | (УП), стр. 46, упр. 102 | (УП), стр. 18-47, упр. 103 | 16.01 | ||
Правописание. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Закрепление пройденного. | Тренировочные упражнения по переводу транскрипции в буквенную запись. | (ПГ) стр. 47, упр.1. | (ПГ) стр. 42, упр.2. | 19.01 | ||
Правописание. | Число имён существительных. | Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за изменением формы числа имён существительных. Распределять слова по заданному основанию. Наблюдать за образованием формы множественного числа. | (Р1), стр. 176, упр.4. | (ПГ) стр. 50, упр.3. | 21.01 | ||
Правописание. | Изменение имён существительных по числам. | Наблюдать за сложными случаями образования формы множественного числа имён существительных. Контролировать собственные действия при записи слов и определении места ударения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками. | (ПГ) стр. 51, упр.1. | (ПГ) стр. 51, упр.2. | 22.01 | ||
Правописание. | Изменение имён существительных по числам. Повторение по теме. | стр.54-57(по выбору) | стр.54-57(по выбору) | 23.01 | |||
Учебник «Русский язык», часть вторая. Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Учебник «Русский язык», часть вторая. Тетрадь «Пишем грамотно», часть вторая. Анализ текста. Составление плана и запись по памяти одного образца текста. | 26.01 | ||||
Правописание | Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм» | Индивидуальная – проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | 27.01 | ||||
Как устроен наш язык. | Изменение имён существительных по падежам. Работа над ошибками. | Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Обсуждение правила. | (УП) стр.33, упр.72 | 28.01 | |||
Как устроен наш язык. | Падеж имён существительных. | Работа с таблицей учебника. Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. | (Р2), стр.14, упр.4 | (Р2), стр.12, упр.2 | 29.01 | ||
Как устроен наш язык. | Падеж имён существительных. | Сопоставлять предложенные ответы на проблемный вопрос, оценивать их правильность, соотносить свою позицию с одним из ответов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных. | (Р2), стр.17, упр.5 | (Р2), стр.15, упр.3 | 30.01 | ||
Правописание. | Слова с удвоенными согласными в корне слова. | Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | (ПГ) стр. 4, упр.5. | (ПГ) стр. 3, упр.3. | 02.02 | ||
Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Работа: анализ текста учебника. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. | 03.02 | ||||
Как устроен наш язык. | Падеж имён существительных. | Различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа. Постановка слов в форму определенного падежа. | (Р2), стр.24, упр.5 | (Р2), стр.23, упр.2 | 04.02 | ||
Правописание. | Написание суффиксов -ок- в именах существительных. | Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе. | (ПГ) стр. 5, упр.3. | (ПГ) стр. 5, упр.2. | 05.02 | ||
Как устроен наш язык. | Падеж имён существительных. | Постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. Выборочное списывание и разбор по членам предложения. | (Р2), стр.29, упр.5 | (Р2), стр.29, упр.4 | 06.02 | ||
Правописание. | Написание суффиксов –ец-, -иц- и сочетаний –ичк- и –ечк-. | Формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. | (ПГ) стр. 6, упр.2. | (ПГ) стр.6, упр.1. | 09.02 | ||
Правописание. | Контрольный диктант № 6 по теме «Суффиксы». | Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | (Р2), стр.32, упр.3 | 10.02 | |||
Развитие речи. | Работа с текстом. Работа над ошибками диктанта. | Составление плана текста и написание его портрета. | (Р2), стр.3, упр.1 (задание) | (Р2), стр.34, упр.2 | 11.02 | ||
Как устроен наш язык. | Склонение имён существительных | Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за тремя системами падежных окончаний. Группировать слова на основе определения набора окончаний. Знакомиться с понятием «склонение имён существительных». | 12.02 | ||||
Правописание. | Написание сочетания –инк- и –енк-. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданным моделям. Словарная работа. | (ПГ) стр. 9, упр.4. | (ПГ) стр. 8, упр.3. | 13.02 | ||
Как устроен наш язык. | Склонение имён существительных. | Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | (Р2), стр.43, упр.4 | (Р2), стр.42, упр.2 | 16.02 | ||
Правописание. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1 склонения. | Выведение алгоритма определения безударных окончаний на основе рубрики «Давай подумаем». | (ПГ) стр. 9, упр.1. | (ПГ) стр. 10, упр.2. | 17.02 | ||
Развитие речи. | Работа с текстом. | Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем. | 18.02 | ||||
Как устроен наш язык. | Склонение имён существительных | Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имён существительных. | (Р2), стр.51, упр.5 | (Р2), стр.50, упр.3 | 19.02 | ||
Правописание. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1 склонения. | Восстановление окончаний имён существительных 1 склонения. Отработка алгоритма применения изученного правила. | (Р2), стр.52, упр.2 | (ПГ) стр. 11, упр.1. | 20.02 | ||
Как устроен наш язык. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Классификация слов. Решение проблемной задачи с опорой на рубрику «Давай подумаем». | (УП) стр.44, упр.98 | (Р2), стр.54, упр.2 | 24.02. | ||
Правописание. | Безударные окончания имён существительных 2 склонения. | Работа с таблицей учебника. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания. | (ПГ) стр. 15, упр.1. | (Р2), стр.54, упр.2 | 25.02 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Пересказ от первого лица. Корректирование готового плана текста. | 26.02 | ||||
Как устроен наш язык. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Наблюдать за группами слов, объединённых общим признаком. Знакомиться с лексико-грамматическим признаком имён существительных — одушевлённостью/неодушевлённостью. | (Р2), стр.62, упр.3 | (Р2), стр.63, упр.4 | 27.02 | ||
Правописание. | Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения. | Отработка алгоритма применения изученного правила. Списывание текста с добавлением и объяснением вставленных окончаний. | (Р2), стр.65, упр.5 | (Р2), стр.64, упр.2 | 02.03 | ||
Правописание. | Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения. Контрольное списывание № 2 по теме урока. | Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Контроль правильности выполнения задания. | (УП) стр.47, упр.103 | 03.03 | |||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Имена существительные собственные и нарицательные. | Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Записывание и сравнение пар слов. | (Р2), стр.67, упр.2 | (Р2), стр.68, упр.3 | 04.03 | ||
Правописание. | Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц. | Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Соотносить собственный ответ с предложенным. Группировать слова по заданному основанию. | (ПГ) стр. 17, упр.1. | (ПГ) стр. 18, упр.3,4. | 05.03 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Знакомиться с алгоритмом написания изложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста. Составлять план текста. Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Выявлять ключевые слова (предложения) каждого абзаца. Кратко пересказывать текст по составленному плану и опорным предложениям. Оценивать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки | 06.03 | ||||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Способы образования имён существительных. | Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования. | (Р2), стр.76, упр.6,7 | (Р2), стр.76, упр.5 | 09.03 | ||
Правописание. | Контрольная работа (тест) по теме «Правописание окончаний имён существительных». | Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | 10.03 | ||||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Способы образования имён существительных. | Подбор слов к схемам. | (Р2), стр.77, упр.3 | (Р2), стр.77, упр.2 | 11.03 | ||
Правописание. | Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения. | Работа с таблицей учебника. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания. | (ПГ) стр. 19, упр.1. | (ПГ) стр. 18, упр.2. | 12.03 | ||
Правописание. | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 3 склонения. | Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Контроль правильности выполнения задания. | (ПГ) стр. 20, упр.2. | (ПГ) стр. 20, упр.3. | 13.03 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Комплексная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста. | 16.03 | ||||
Как устроен наш язык. | Повторение фонетики и состава слова. | Подбор слов к схемам. Исключение лишнего слова. Выборочная запись однокоренных слов в порядке следования схем. | (Р2), стр.87, упр.5. | (Р2), стр.86, упр.2. | 17.03 | ||
Правописание. | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. | Представлять информацию в виде таблицы. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию. | (ПГ) стр. 24, упр.5. | (ПГ) стр. 24, упр.5. | 18.03 | ||
Как устроен наш язык. | Имя прилагательное. | Упражнения по определению рода, числа и падежа имен прилагательных с опорой на рубрики «Давай подумаем» и «Тайны языка». Наблюдение над склонением имён прилагательных. | (Р2), стр.91, упр.5. | (Р2), стр.91, упр.4. | 19.03 | ||
Правописание. | Правописание окончаний имён существительных множественного числа. | Классификация имён существительных с шипящей на конце. | (ПГ) стр. 27, упр.4. | (ПГ) стр. 26, упр.1. | 20.03 | ||
Развитие речи. | Повторение по теме «Текст». | Чтение текста, подбор заголовка, составление плана, восстановление порядка предложений в тексте. Языковой анализ текста. Самостоятельная запись исправленного абзаца. | 30.03 | ||||
Как устроен наш язык. | Имя прилагательное. | 4 четверть (40 ч) Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию. | (Р2), стр.99, упр.4. | (Р2), стр.98, упр.3. | 30.03 | ||
Правописание. | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. | Находить в тексте слова по заданному основанию, графически доказывать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить допущенные ошибки и объяснять причины их появления. Контролировать собственные действия при определении места орфограммы. | (Р2), стр.101, упр.3. | (Р2), стр.100, упр.2. | 31.03 | ||
Как устроен наш язык. | Имя прилагательное. | Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого. Высказывать предположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении. | (Р2), стр.103, упр.3. | (Р2), стр.104, упр.4. | 01.04 | ||
Правописание. | Правописание окончаний имён существительных на – ий, -ия, - ие. | Понимать информацию, представленную в виде таблицы. Наблюдать за особенностями падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, формулировать выводы, сравнивать их с предложенным в учебнике правилом. | (ПГ) стр. 29, упр.3. | (Р2), стр.106, упр.2. | 02.04 | ||
Правописание | Правописание окончаний имён существительных на - ий, - ия, - ие. Закрепление пройденного. | (ПГ) стр. 29, упр.3. | (Р2), стр.107, упр.2. | 03.04 | |||
Правописание. | Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных. | Сравнивать окончания слов, относящихся к разным склонениям. Высказывать предположение об обозначении звука [и] в окончаниях родительного и дательного падежа. Объяснять выбор окончания. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. | (Р2), стр.110, упр.4. | (Р2), стр.109, упр.2. | 06.04 | ||
Как устроен наш язык. | Качественные имена прилагательные. | Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака. Находить в тексте слова по заданному основанию. Контролировать правильность выполнения задания. | (Р2), стр.111, упр.2. | (Р2), стр.112, упр.3. | 07.04 | ||
Правописание. | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных». | Индивидуальная – запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. | 08.04 | ||||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Качественные имена прилагательные. | Наблюдение за значением имён прилагательных. Классификация имён прилагательных: качественные прилагательные и некачественные. | 09.04 | ||||
Развитие речи. | Обучающее изложение с элементами сочинения. | Чтение и анализ текста. Написание текста по данному плану. Анализ текста, создание текста - рассуждения. | 10.04 | ||||
Правописание. | Правописание окончаний имён прилагательных . Контрольное списывание по теме урока. | Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных». | 13.04 | ||||
Правописание. | Правописание окончаний имён прилагательных. Работа над ошибками. | Формулирование выводов о правописании окончаний имён прилагательных при работе с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание!». | (ПГ) стр. 39, упр.1. | (Р2), стр.120, упр.1. | 14.04 | ||
Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Чтение, анализ, составление плана, письменный пересказ текста. Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту. | 15.04 | ||||
Правописание. | Правописание окончаний имён прилагательных. | Группировка слов по орфограммам. Исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных. | (ПГ) стр. 43, упр.6. | (Р2), стр.125, упр.4. | 16.04 | ||
Как устроен наш язык. | Краткая форма качественных прилагательных. | Знакомиться с краткой формой качественных прилагательных. Наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам. | (Р2), стр.128, упр.4. | (Р2), стр.128, упр.3. | 17.04 | ||
Правописание. | Правописание окончаний имён прилагательных. | (Р2), стр.132, упр.3. | (Р2), стр.130, упр.2. | 20.04 | |||
Развитие речи. | Обучение написанию сочинения. | Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. | 21.04 | ||||
Как устроен наш язык. | Относительные имена прилагательные. | Группировать слова по заданным основаниям. Наблюдать за именами прилагательными, не имеющими краткой формы. Знакомиться с особенностями относительных прилагательных. | (ПГ) стр. 43, упр.2. | (ПГ) стр. 43, упр.1. | 22.04 | ||
Правописание. | Правописание относительных прилагательных. | Конструировать слова в соответствии с предложенными моделями. Планировать собственную запись, учитывая условие упражнения. Фиксировать (графически обозначать) условия написания н и нн. | (Р2), стр.140, упр.4. | (Р2), стр.140, упр.5. | 23.04 | ||
Как устроен наш язык. | Образование относительных имён прилагательных. | Наблюдать за образованием относительных прилагательных. Фиксировать (графически обозначать) состав слова. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Анализировать вариант ответа на проблемный вопрос, оценивать его правильность, высказывать свою точку зрения и доказывать её. | (Р2), стр.140, упр.4. | (Р2), стр.140, упр.5. | 24.04 | ||
Правописание. | Правописание относительных имён прилагательных. | Находить ошибки и объяснять причины их появления. Формулировать вывод о правописании имён прилагательных на основе анализа допущенных ошибок. Конструировать слова по заданной модели. | (Р2), стр.141, упр.2. | (Р2), стр.141, упр.1. | 27.04 | ||
Развитие речи. | Обучение написанию сочинения. | Сочинять начало текста в зависимости от типа текста. Озаглавливать текст. Заканчивать текст по предложенным признакам. | 28.04 | ||||
Правописание. | Правописание относительных прилагательных. | Классификация качественных и относительных имён прилагательных. | (ПГ) стр. 47, упр.2. | (ПГ) стр. 49, упр.7. | 29.04 | ||
Как устроен наш язык. | Притяжательные прилагательные. | Наблюдать за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Сравнивать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. | (Р2), стр.147, упр.3. | (Р2), стр.148, упр.4. | 30.04 | ||
Правописание. | Правописание притяжательных прилагательных. | (ПГ) стр. 50, упр.1. | (Р2), стр.151, упр.3. | 04.05 | |||
Развитие речи. | Повторение. Составление текста по его части. | Восстановление текста по его части. Рисование картинки к составленному абзацу. | (Р2), стр.152, упр.2. | 05.05 | |||
Как устроен наш язык. | Повторение фонетики и состава слова. | Выполнение фонетического разбора и разбора слов по составу. | (УП) стр.32, упр.70 | (УП) стр.33, упр.72 | 06.05 | ||
Развитие речи. | Проверочная работа. Изложение. | Индивидуальная – самостоятельная запись текста изложения. | 07.05 | ||||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Имя прилагательное и его грамматические признаки. | Индивидуальная – выполнение тестовых заданий. Контроль правильности выполнения задания. | 08.05 | ||||
Правописание. | Правописание краткой формы имён прилагательных. | Наблюдать за правописанием краткой формы имён прилагательных, на основе наблюдения формулировать вывод. | (ПГ) стр. 53, упр.3. | (Р2), стр.156, упр.4. | 11.05 | ||
Правописание. | Итоговый контрольный диктант № 9 за год. | Индивидуальная – запись текста под диктовку. Выполнение грамматических заданий. Контроль правильности выполнения задания. | 12.05 | ||||
Как устроен наш язык. | Работа над ошибками. Местоимение. | Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу. | 13.05 | ||||
Развитие речи. | Работа с текстом. | Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | 14.05 | ||||
Как устроен наш язык. | Личные местоимения. | Наблюдать за значением и функциями местоимений. Знакомиться с личными местоимениями. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Находить в тексте местоимения, определять, какие слова они заменяют. | (Р2), стр.158, упр.3. | (Р2), стр.159, упр.4. | 15.05 | ||
Как устроен наш язык. | Личные местоимения. | 18.05 | |||||
Правописание. | Правописание местоимений с предлогами. | Наблюдать за правописанием предложно-падежных форм личных местоимений. Обобщать результаты наблюдений, формулировать выводы об особенностях написания. Понимать информацию, представленную в виде схемы. | (ПГ) стр. 53, упр.3. | (ПГ) стр. 53, упр.3. | 19.05 | ||
Как устроен наш язык. | Изменение местоимений. | Высказывать предположение об изменении личных местоимений по родам. Формулировать вывод о неизменяемости личных местоимений 3-го лица по родам. | 20.05 | ||||
Правописание. | Правописание местоимений. | Находить и исправлять ошибки, объяснять причины их появления. Доказывать выбор пропущенной буквы. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Определять форму слова и устанавливать тип орфограммы. | (ПГ) стр. 53, упр.3. | (ПГ) стр. 53, упр.3. | 21.05 | ||
Правописание. | Изменение местоимений. | Определять грамматические признаки местоимений. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Планировать порядок записи в соответствии с условием упражнения. Использовать местоимения в определённых грамматических конструкциях. | (Р2), стр.174, упр.4. | (Р2), стр.174, упр.3. | 22.05 | ||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме «Фонетический разбор слова». | Выполнение фонетического анализа слов. Работа в орфографической тетради. | |||||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Состав слова» | Выполнение словообразовательного анализа и разбора слова по составу. Работа в орфографической тетради. | |||||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание имён существительных». | Выполнение морфологического разбора имени существительного. Работа в орфографической тетради. | |||||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание имён прилагательных». | Выполнение морфологического разбора имени прилагательного. Работа в орфографической тетради. | |||||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Правописание местоимений». | Выполнение заданий в орфографической тетради. | |||||
Правописание. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. Повторение по теме. «Части речи и члены предложения» | Выполнение синтаксического разбора предложений. Работа в орфографической тетради. | |||||
170. | РЕЗЕРВНЫЙ УРОК. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Книгопечатная продукция
Иванов С. В. Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебники
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Рабочие тетради
Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». - М. «Вентана – Граф», 2013г.
Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. - М. «Вентана – Граф», 2013г.
Методические пособия
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. М. «Вентана – Граф», 2013г.
Иванов С. В. Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.
Для учащихся:
Учебники
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Рабочие тетради
Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». - М. «Вентана – Граф», 2013г.
Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. - М. «Вентана – Граф», 2013г.
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...