Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие орфографической зоркости | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка
Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Подлинными признаками познавательной активности младших школьников являются:
- отношение к учению (в чём видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий)
- качество знаний (знание материала программы, умения применять знания на практике)
- характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности)
- отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлечённость ею, системность, направленность).
Немаловажную роль в активном усвоении знаний играет взаимосвязь интеллектуальной и эмоциональной сторон учебной деятельности. Положительные эмоции (удовлетворение, радость, удивление и др.) стимулируют учение детей, отрицательные же (разочарование, чувство бессилия, гнев и др.) тормозят их деятельность, убивают интерес к познанию.
Целью моей работы было проанализировать и обобщить методы и приёмы развития орфографической зоркости у обучающихся начальных классов.
Причиной, побудившей меня заняться этим вопросом, было не удовлетворявшее меня умение обучающихся писать слова с изученными орфограммами, особенно с безударными гласными, парными по звонкости-глухости согласными, непроизносимыми согласными, ь и ъ разделительными знаками и т.д. Оказалось, что большинство ребят, прекрасно выучив правила, не знает когда их применять, т. е. не видят в словах слабую позицию звуков. Поэтому для достижения поставленной цели, мне пришлось работать над следующими задачами:
- проанализировать различные методы развития орфографической зоркости у обучающихся начальных классов
- наметить систему работы по развитию орфографической зоркости
3) описать отдельные приёмы развития орфографической зоркости у обучающихся начальных классов
4) обобщить собственный опыт работы по этой теме.
Общеизвестно, что важнейшей предпосылкой прочным знаниям приобретаемым детьми в процессе активной познавательной деятельности, является интерес. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. В начальных классах важно серьёзное задание сделать для детей занимательным, радостным, интересным.
Учителя начальных классов в своей практике используют занимательный материал с различной целью: проверки и углубления знаний, подготовки к восприятию нового материала или его закрепления.
Я же использую занимательный материал на первом этапе знакомства с новым. Для этого с первого же урока ввожу рифмовки (двустишия, четверостишия, отрывки из стихотворений). В этих рифмовках есть слова с изучаемой орфограммой. Дети должны найти слова с этой орфограммой. Т. к. рифмовки зачастую юмористические, они легко запоминаются учениками. Дети с интересом их слушают, с удовольствием ищут слова с орфограммами. Сначала с заданием найти нужные слова справляются сильные ученики, а на 4-5–ой рифмовке в работу активно включаются и ученики, испытывающие трудности в изучении русского языка. Рифмовки постепенно усложняются, т. е. становятся максимально насыщенными орфограммами. Но детей это только радует, т. к. в каждой следующей рифмовке они находят не 2-3 слова, а
5 – 6 и более слов с изучаемой орфограммой. Поэтому становление и развитие орфографической зоркости проходит достаточно легко и эффективно, т. к. оно осуществляется с первых же уроков доступными для ребёнка средствами.
Рифмовки я брала из детских книг, учебных и методических пособий, что-то сочиняла и сама. Так у меня появилась общая тетрадь с рифмовками для изучения следующих тем: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные», «Разделительный Ъ», «Двойные согласные», «Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ», «Правописание ЧК, ЧН», «Разделительный Ь», «Ь - показатель мягкости предыдущего согласного», «Ь у существительных женского рода с шипящими на конце», «Ь у глаголов второго лица», «Сложные слова», «Однокоренные слова», «Падежные окончания имён существительных», «Безударные окончания глаголов», «Правописание НЕ с глаголами».
Рифмовки очень заинтересовали ребят, некоторые даже завели себе тетрадки, где писали себе отрывки из читаемых ими стихотворений. Даже на уроках чтения можно было услышать: «А в этих строчках 4 слова с безударной гласной!» и т.п.
Отнести ту или иную рифмовку к строго отведённой группе – задание, в общем-то, не столь простое, т. к. многие можно использовать для нескольких тем, из-за того, что они содержат слова с разными орфограммами. Я определяла тему рифмовок по наибольшему количеству орфограмм в стихотворении.
Естественно, рифмовки я использую не только на первых уроках изучения темы (хотя на этом этапе я использую их больше всего), но и в дальнейшем, при тренировках, повторении и контроле. Т. к. рифмовок у меня немало (почти 500), стараюсь их не повторять. К тому же моё собрание рифмовок постоянно пополняется.
В результате проведённой мною работы по проблеме «Активизация умственной деятельности обучающихся младших школьников на уроках русского языка (развитие орфографической зоркости)» выяснилось, что у младших школьников резко возрастает интерес к работе на уроках, если предлагаемые им упражнения, задания даны в стихотворной форме, а также если эти стихотворения являются юмористическими. Особенно высок эффект на первичном этапе изучения темы, когда для поиска орфограмм детям предлагается выбрать из стихотворения слова с изучаемой орфограммой. А т. к. дети работают с большим интересом, то уже на первичном этапе изучения темы, ученики с лёгкостью находят слова с изучаемыми орфограммами, что позволяет в дальнейшем не испытывать трудности при написании слов.
Приложение.
Рифмовки по темам, изучаемым в начальных классах.
1. «Безударные гласные, проверяемые ударением»
Он качалка и кровать.
Хорошо на нём лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (Гамак)
На малину налетели.
Поклевать её хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало)
Как над заводью зелёной поднялась звезда.
Пил из заводи лосёнок – вкусная вода.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (Картошка)
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
Зиме конец.
Летит скворец и громко напевает:
«Идет весна, красна, ясна.
Смотрите, как всё тает!»
На снегу - две полосы.
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то лыжи!
Мы в часы мячом попали,
Со стола часы упали.
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
2. «Парные согласные»
Есть водица в кадке,
К ней бегут цыплятки.
Возле кадки блюдце,
Пусть они напьются.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Ледоход! Лёд идёт.
Вышел на берег народ.
Иголке – нитка,
Забору – калитка,
Супу – картошка,
А книжке – обложка.
Мышке – нора,
А братишке – сестра.
Уткам – пруд,
А лентяю – труд.
Вот вам сладкая морковка,
Красная головка.
Вот вам жёлтая репка
И огурчик крепкий.
Ели надели белые шапки.
Спрятали в варежках колкие лапки…
Скачет под ёлкой белый зайчишка,
Белый зайчишка в лёгком пальтишке.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Неуклюж, космат и худ,
Ходит по саду верблюд.
Едем, едем на лошадке В гости нас звала соседка
По дорожке гладкой. Кушать пудинг сладкий.
- «Непроизносимые согласные»
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А потом я заболел –
Стало очень грустно.
Рыжий рыжик рыж не зря:
Рыжик вестник сентября!
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Весёлые все дети.
Грустно только Пете.
Не ел ли он грустники
Вместо земляники?
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
Поздний вечер за окном,
А кругом светло, как днём.
И звучит над всей страною
Майский праздничный салют.
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
- «Разделительный Ъ»
Мы ехали, ехали,
К горке подъехали,
Въехали, съехали,
Дальше поехали.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед:
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет.
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Баранка, бублик)
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
- «Двойные согласные»
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Если пьёте в классе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора.
Около кассы толпится народ,
Вася билет у кассирши берёт.
Вещи везут на перрон,
Кидают в открытый вагон.
Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал.
Старик метлою длинной
Чуть свет метёт аллеи.
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья я прочла,
Что в клетке булочка жила.
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Над Жорой жук кружит, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Цирк откроется в субботу
уж приехали борцы.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
- «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Жили два медвежонка в чащобе глухой,
И один был хороший, другой был плохой.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Живёт – лежит,
Умрёт – побежит. (Снег)
Точат волки серые
Зубы на козлят.
Но овчарки зоркие
По ночам не спят.
Шины машин
По брусчатке шуршат.
Время не ждёт.
Пассажиры спешат.
Жизнь прожить, людей леча, -
Вот в чём счастье для врача.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Всё обдумай, не спеши,
А потом уже пиши.
Царь Салтан дивится чуду:
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу.»
Я грамотно писать хочу,
Я правила всегда учу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь , что выпущу.
7. «Сочетания ЧК, ЧН»
Влетели к девочке в окно
Две птички – невелички.
Шуба овечки теплее любой печки.
Я ручку куплю у волшебника лично –
Такую, что пишет диктант на «отлично».
У бабушки жили чёрная овечка Ночка,
Коричневая тёлочка Дочка,
Курочки – пеструшки,
Две собачки Жучки,
И кошечка Мурочка.
А у речки, а у речки
С удочками человечки.
Плыла в облачках
Вобла в очках.
Срочный, уличный, ночной,
Точный, суточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Я с верёвочкой , скакалочкой
По улице скачу.
Я скакалочку за палочки,
За ручки верчу.
Четыре Анюточки,
Не устав ни чуточки,
Пляшут третьи суточки
Всё под прибауточки.
Сидят на пеньке светлячки,
Надев голубые очки.
- «Разделительный Ь»
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью.
Бьют его, а он не злится,
Он всё больше веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в окно.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Хуже наказанья –
Жить без умыванья.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи.
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
У попугая оперенье –
Загляденье, восхищенье.
Светится, как огонёк,
Даже в пасмурный денёк.
И слышно: бьётся о стекло
Снежок февральской вьюги.
Муравьишка в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи – друзья,
Выручайте муравья.
- «Ь – показатель мягкости предыдущего согласного»
Побежала мышка мать
Тётю лошадь в няньки звать.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть,
И застилать кровать.
Зазвенела птичья трель,
Закружилась карусель.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Ты скажи, в каких словах
Не напишешь мягкий знак?
Раньше мой дедушка старенький
Тоже был мальчиком маленьким.
- «Ь у существительных женского рода с шипящими на конце»
И кругом такая тишь,
Что не слышно даже мышь.
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом мышь.
В этот час такая тишь!
Только слышно: «Спи, малыш.»
Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
Если солнце – зной и сушь,
Если дождик – звонкий душ.
Родила царица в ночь,
Не то сына, не то дочь.
Подняла Наталья плач:
- Где без дырок взять калач?
Темноту замкнув на ключ,
Месяц вышел из-за туч.
Ночь холодная настала,
Дрожь на мальчика напала.
- «Ь у глаголов второго лица»
Дождик, дождик,
Что ты ждёшь?
Отчего едва идёшь?
Когда один играешь,
Танцуешь и поёшь,
То маме не мешаешь,
И ныть перестаёшь.
Когда рисуешь, пишешь,
Сидишь в углу, как мышь.
И шума ты не слышишь,
Хоть сам весь день шумишь.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Будет время и, малыш,
Далеко ты побежишь.
Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
- Ты возьмёшь меня на пляж?
- Что ты мне за это дашь?
- Алик, дедушке поможешь
на восьмой дойти этаж?
- Алексей, отца уважь!
А в ответ одно и тоже:
-Что ты мне за это дашь?
- «Сложные слова»
Вчера я был мышегоняльным,
Вполне сметаноуплетальным,
Сегодня я диваноспальный,
Вполне подушкоодеяльный.
Плавно тронул паровоз,
Город, до свиданья!
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.
Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
Есть весёлый самокат,
Расписные спицы.
Электролампы повесил монтёр.
Парты со склада составил шофёр.
Мастер дорожный асфальт проложил.
В парке цветы садовод посадил.
Листопад, листопад,
Все ребята мчатся в сад.
На речке не слышно ни песни, ни слова –
Ушли рыболовы с последним уловом.
Самолёт летит вперёд,
Паровоз не отстаёт,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Кашу варит кашевар.
Сталь нам варит сталевар.
Лошадь водит коневод.
В море – мореход плывёт.
Над тихим озером росла
Пышноголовая ветла.
- «Однокоренные слова»
Чтобы ходики ходили,
И будильники будили,
И всегда любой из нас
Точно знал,
Который час,
По каким часам вставать,
По каким часам в кровать –
В часовой мастерской
Чинят время день – деньской.
Зимой и летом, круглый год,
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живёт
Иван Кузьмич – лесник.
Целый день скребок скребёт,
Целый день метла метёт.
Однажды утром рыбаки,
Забросив сеть, рыбачили.
А в это время судаки
О рыбаках судачили.
На зелёный горный склон
Со слонёнком топал слон.
У скворечника скворец
Чистит перья детям.
А у маленьких скворчат
Глазки круглые горят.
Грачиха говорит грачу:
- Слетай с грачатами к врачу.
Шёл прогульщик на прогулку,
Шёл и песенку свистел.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
Ночью в саду у меня
Плачет плакучая ива.
- «Падежные окончания существительных»
Прямые сосны на опушке
Склоняли в такт песне верхушки.
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
В самом лучшем месте
Самой лучшей рощи
На ветке
поразвесистей
Готова жилплощадь.
Нет эмблемы на фуражке,
И ремень уже без бляшки.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.
В руке у Галочки
Зима на палочке.
На лесной поляне
Ясным днём в июне
Плакса возле няни
Распускает нюни.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки.
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
На опушке у дорожки
Рос цветок на тонкой ножке.
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки.
- «Безударные окончания глаголов»
Кругом толпа клокочет,
Грохочет барабан,
От радости хохочет
Маленький Иван.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
В занавеске ветер дышит,
Занавеску чуть колышет.
Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Лес осенний засыпает
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела,
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
- «НЕ с глаголами»
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Не разбив горшочка, не съешь кашки.
Брат молчит, не ест, не пьёт,
С нами песен не поёт.
В пути не смолкает,
Вдаль увлекает.
Сам не шагает –
А шагать помогает. (Барабан)
Без песен липы не цветут,
Без песен реки не бегут.
И шар земной, как не проси,
Не повернётся на оси.
За окошком на крушине
Даже листья не шуршат.
Даже шинами машины
По шоссе не шелестят.
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом мышь.
Лес осенний засыпает
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....
"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"
Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Ум...
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - ...