Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения
статья

Елена Анатольевна Петрова

 Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителей начальных классов

МБОУ «АСОШ №50», г. Абаза, республика Хакасия:

Жериховой Ларисы Семёновны,

Ляшковой Людмилы Тимофеевны

Петровой Елены Анатольевны

       Тема: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения».

           Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности. Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. В современной школе одна из основных задач обучения русскому языку – формирование орфографической грамотности. Современные, мало читающие дети, страдают от отсутствия умения «видеть» орфограммы. Поэтому мы предлагаем сборник упражнений для развития орфографической зоркости учащихся, которые я ежедневно использовала на уроках русского языка в 3 и 4 классах. Упражнения: Жерихова Л.С. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения "Педагогический альманах" №06-2023 109 1. Письмо с проговариванием.   Сначала слова проговариваю сама, потом дети проговаривают хором. А потом один диктует по слогам для записи всему классу. 2. Списывание Списывание основывается на проговаривании по слогам. Это вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Сначала я использовала простое списывание, а затем с пропущенными орфограммами. Первая форма: без пропуска орфограмм (простое списывание), которое формирует умение находить слова с изученными орфограммами на письме, также умение устно и графически обозначать условия выбора правильных написаний. Вторая форма: с пропуском орфограмм (творческое списывание), которое направлено на формирование умений верно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически. Например: Гроза. Первыми залпами ударяет гром. Начался ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет. Вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца. И снова жизнь летнего леса оживает. Птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу появляются первые грибы. Мишкино детство. Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Учебники русского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Таким образом, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а автор учебника. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при Жерихова Л.С. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения "Педагогический альманах" №06-2023 110

написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок. Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма». Развитие орфографической зоркости – это один из приёмов повышения грамотности. С первого класса на уроках русого языка я ввожу понятие «орфограмма». Объяснение для ученика следует такое: если имеется выбор букв, значит это орфограмма. Орфограмма - (от греческого opthos – правильный и gramma – буква) правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных. После того, как дети усвоили понятие «орфограмма», я начинаю работу над развитием орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий. Общий способ решения орфографической задачи можно представить в следующем виде: произношение слова и распознавание орфограммы, определение места орфограммы в слове, определение способа проверки, проверка, запись слова, контроль. Для решения этой задачи нужно формировать следующие умения: Жерихова Л.С. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения "Педагогический альманах" №06-2023 111 умение находить орфограмму, умение выбрать соответствующее орфограмме орфографическое правило, умение применить это правило. Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?» Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса. С другими идёт знакомство во 2 и 3 классах. Первый из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез. Это признак применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е. зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха учащихся. Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм. Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач. Путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости. Виды работ по развитию орфографической зоркости. Жерихова Л.С. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения "Педагогический альманах" №06-2023 112 1. Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба. 2. Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы – диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья. 3. В слове на месте гласных в слабой позиции записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убеIиIжал. Таким образом идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зубIп, берёзIсIка. 4. Работа усложняется: встаёт проблема выбора. Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма. 5. Докажи правильность написания букв а, и, о, е в словах: грачи, зима, кормил, лесной. 6. Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой. 7. Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм изученных за целый год обучения. 8. Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна. 9. Игра с «орфографическими часиками». 10. Письмо по памяти четверостиший с орфограммами. 11. Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой. 12. Средством развития орфографического навыка являются стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: мыши, ёжики, чижи – только с и всегда пиши. 13. Картинный диктант. 14. Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предмет на картинке в названии которого есть заданная орфограмма. Жерихова Л.С. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения "Педагогический альманах" №06-2023 113 15. Самодиктанты. Ученик себе сам диктует слова на заданную учителем орфограмму. 16. Приём какографии – умышленно ошибочное письмо. Использование «отрицательного языкового материала» позволяет создать условия для формирования у детей действия самоконтроля. 17. Работа в парах. Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и сами же проверяют у соседа. 18. Использование интегрированных карточек . На них слова сразу на несколько изученных правил. 19. Дифференцированные задания. Серия упражнений различной степени сложности, которая позволяет усвоить разные способы подбора проверочных слов. 20. Использование загадок, пословиц, поговорок. Они являются прекрасным языковым материалом для уроков грамматики, правописания и развития речи, а также носят воспитательный характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...