Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
статья по русскому языку по теме
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные. Качество грамотности вызывает тревогу и у учителей, и у родителей, и у общественности.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы. Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух, это выбор букв. Состав русских орфограмм следующий:
- орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
- орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:
а) прописная буква,
б) слитно-раздельные написания,
в) перенос,
г) сокращения слов.
Очень важно, чтобы учащиеся знали опознавательные признаки орфограмм.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
- расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
- «опасные» звуки и словосочетания, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
- морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
На основе таких признаков формируются алгоритмы орфографических действий.
Характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п | Название орфограммы | Опознавательные признаки (общие и частные) |
1 | Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) | а) отсутствие ударения б) гласные а, о, и, е в) место в слове |
2 | Звонкие и глухие согласные | а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) |
3 | Непроизносимые согласные | а) «опасные» сочетания звуков или букв сти, здн, сн, зн и др. б) место в слове |
4 | Разделительный ь | наличие звука Ц] после мягкого согласного, наличие гласных букв я, е, ю, ё |
5 | Разделительный ъ | а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв я, е, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]) б)место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня |
6 | Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок | а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению |
7 | Заглавная буква в именах собственных | а) место в слове: первая буква б) значение слова: название или имя |
8 | Заглавная буква в начале предложения | а) место в слове: первая буква б) место в предложении: первое слово |
9 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу | наличие в слове сочетаний |
10 | ь на конце имен существительных после шипящих | а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж б) часть речи: имя существительное в) род: мужской или женский |
11 | Безударные окончания имен существительных | а) место орфограммы: в окончании б) наличие в окончании безударного е-и в) часть речи: имя существительное |
12 | Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его | а) наличие такого сочетания б) их место: на конце слова в) часть речи: имя прилагательное |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | а) часть речи: глагол б) место: в окончании слова в) наличие знакомых окончаний г) время глагола: настоящее или будущее |
Система правильного письма в начальной школе – это постоянный переход от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявлению несоответствий – к нахождению орфограмм, определению их типов, к простейшим способам проверки – к решению орфографических задач на грамматической и словообразовательной основе.
Способность видеть орфограммы – необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, этой способности у учащихся надо учить. Слабая развитость или отсутствие орфографической зоркости являются одной из причин допускаемых ошибок. Конечно, есть психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень произвольного внимания, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень памяти.
Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
- составить алгоритм, то есть ступени решения задачи;
- выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать правильно, сделать самопроверку.
Способности выделять орфограммы и определять их тип необходимо учить с 1 класса.
Не надо бояться давать малышам понятие «позиция». Как правило, первоклассники достаточно быстро усваивают его. Определяя ударные слоги в словах, говорим о том, что гласный звук в ударном слоге занимает сильную позицию, он не вызывает никаких сомнений (он сильный). Удачно давать представление о лингвистической (без термина) позиции на основе семантики прилагательных «сильный» и «слабый».
- Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
- Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок (слова проговариваем).
Гласные буквы одинаковые. Гласные звуки разные.
- В каком слове звук сильный, не вызывает сомнения?
В слове кот.
- Почему?
Гласный под ударением.
- А в каком слове слабый, надо его уточнить, проверить?
В слове котенок.
- Почему?
Он без ударения.
- Помоги слабому!
Далее определяется способ такой «помощи».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Учитель, имея перед собой большое разнообразие упражнений, должен четко представлять, почему именно это упражнение и именно на данном уроке должны выполнять ученики. Целесообразность, диктуемая задачами формирования орфографической зоркости, даст положительные результаты.
Если говорить о 1 классе, то, несомненно, ежедневное проведение звукового анализа – необходимое условие для развития орфографической зоркости. При звуковом анализе нельзя торопить ученика, пусть подумает. Игровые приемы: «Найди одинаковый звук», «Найди предметы с определенным звуком», «Определи место звука в слове», «Найди опасное место». В последней игре учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, который вызывает «опасение».
«Светофор».
Для этого игрового момента используются карточки красного цвета. Дети показывают такую карточку, если находят «опасное место».
Наблюдая за произношением и написанием слов со́сна-со́сны, использую орфографическую сказку о гласных буквах а и о:
«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
А вот орфографическая сказка о сочетаниях жи, ши:
«Был жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли ж и ш. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет ж и ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква и. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула ж, другую – ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные ж и ш дружат только с и. Помните об этом, ребята!»
Широко используется в начальной школе орфографическое проговаривание. Здесь мы развиваем артикуляционную память. Такое проговаривание осуществляет переход к орфографическому написанию. Некоторые лингвисты не считают этот вид упражнений эффективным, так как проговаривание может оказать отрицательное воздействие на орфоэпическое произношение. Чтобы этого не произошло, необходимо сначала дать орфоэпическое произношение, а потом орфографическое.
Высокому уровню самоконтроля способствует комментированное письмо. Это довольно часто используемый вид упражнений в начальной школе. Конечно, этому надо учить. Как правило, в самом начале учитель опирается на нескольких учащихся, которые хорошо овладели комментированием. Но постепенно все ребята включаются в эту работу, им нравится это делать. Чтобы комментировать, надо сначала найти объект объяснения, то есть орфограмму. Значит, такой вид упражнений развивает орфографическую зоркость.
Начиная с 1 класса, учим графически обозначать орфограммы. Это очень важно, так как опять же ученик, найдя «опасное место», подчеркивает эту орфограмму, показывает условия выбора правильного написания (косá-ко́сы).
Формированию орфографической зоркости способствуют различные виды диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, письмо по памяти.
Это традиционные виды работы на уроках русского языка. Может быть, меньше уделяется внимания зрительным диктантам, хотя это неправильно. Зрительное восприятие необходимо для создания зрительных образов морфем и целых слов, содержащих изучаемые орфограммы.
В 3 и 4 классах целесообразно проводить диктанты «Проверь себя». Ученики не только обнаруживают орфограммы вообще, но и определяют свои личные затруднения. Ребята учатся спрашивать, развевать свои сомнения, теряют страх перед письмом. Здесь больше возможностей предупреждать ошибки. Орфографические навыки совершенствуются и укрепляются.
Корректировка письма. На доске записываются предложения, в некоторых словах сознательно допущены ошибки. Ученики проверяют, находят эти ошибки, доказывают правильность написания.
Ребята очень любят быть в роли «учителя». Взаимоконтроль способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища. А это создает условия для формирования орфографической зоркости.
Одним из эффективных приемов является специально организованное списывание.
Вот основные действия при таком виде работы:
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его
- Повтори предложение, не глядя в текст, что проверить, запомнил ли.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
- Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь диктовать себе во время письма.
- Повтори предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал. (Здесь учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма).
- Проверь написанное, подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Вот еще на что хотелось бы обратить внимание. Перед тем, как выполнять какое-либо упражнение из учебника русского языка, важно правильно организовать подготовительную работу: с помощью вопросов учителя дети должны осмыслить задание (что и почему следует подчеркнуть, какие буквы вставить, какие правила надо применить и т.д.).
Орфографическую зоркость можно развить только в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное и комбинированное восприятие и запоминание орфограмм.
Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависит от того, как поставлено обучение русскому языку, начиная с начальной школы.
Литература
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Светловская. – М.: Просвещение, 1987.
- Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов // Начальная школа. – 1984.
- Фролова Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе. – М.: Аркти, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"
Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Ум...
Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".
В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...