Конспект Мастер - класса по русскому языку на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
На данном занятии представлены авторские методические приёмы, применяемые при изучении темы "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
ТЕМА: Имя прилагательное – слово – волшебник?
Цели и задачи занятия:
- обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках;
- повышение учебной мотивации учащихся на уроках русского языка через интерактивные формы обучения;
- формирование способности решать проблемы поискового характера;
- развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение.
Формируемые УУД:
Личностные результаты обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельности, личной ответственности за принятые решения, доброжелательности, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные результаты обучения:
- развитие умения работать с информацией, соединять теоретические знания с практической деятельностью (познавательные);
- формирование способности решать проблемы поискового характера, развитие умения принимать и сохранять цель, учебные задачи (регулятивные);
- формирование умения планировать, координировать, оценивать свою деятельность (регулятивные);
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации (коммуникативные);
- формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать точку зрения, аргументировать её (личностные);
- формирование умения взаимодействовать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности (коммуникативные).
Предметные результаты обучения:
- формирование умения выражать собственное мнение и применять полученные знания на практике (коммуникативные);
- соблюдение нормы речевого этикета и правила устного общения (коммуникативные);
- формирование умения находить прилагательные, знать их значение, грамматические признаки (познавательные).
Ход занятия:
- Определение темы и постановка цели занятия.
Уч-ль: Начать наше увлекательное занятие я предлагаю с просмотра мультфильма «Пуськи бятые» (дети смотрят мультфильм, звучит текст )
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Колушата, колушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
А) обсуждение
- Что вас удивило?
- Можно ли определить в этом стихотворении имена прилагательные?
Б) работа в группах
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните имена прилагательные.
- Как вы догадались?
- На какие грамматические признаки указывает окончание прилагательных?
- Напишите на карточке первый признак имен прилагательных.
Родовые окончания |
Уч – ль: Тема нашего занятия - вопрос: Имя прилагательное – слово –волшебник? Мы сегодня попробуем ответить на вопрос: Можно ли назвать имя прилагательное – словом – волшебником?
- Игра - эрудит.
Уч – ль: Сначала отгадаем загадки, построенные на описании. Назвать отгадку и дать обоснование. Слайды презентации
Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Книга.)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.)
Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)
А) обсуждение
- Какая часть речи активно работает здесь?
- Какую роль оно играет? Свяжите ответ с темой урока. (Описывает предмет и ярче его представляет).
- Как вы понимаете «нитка бежит за иголкой»?
- А можно ли сказать, что прилагательное с существительным тоже как нитка бежит за иголкой? (запишите вывод на карточке)
Связано с существительным |
- Игра «Иду в гости».
Уч – ль: А сейчас вы пойдете в гости. У кого карточка, тот хозяин, тот зовёт к себе гостей. У них будет задание – к существительному подобрать имя прилагательное. Помните, имена прилагательные не только описывают предмет, но и характеризуют его.
Называете признак и обосновываете характеристику предмета.
( у «хозяев» картинки лисы, медведя, молоко, сорока, собака, карандаш, капуста, завод, ягоды, у «гостей» карточки с признаками прилагательных:
1)форма и положение предмета в пространстве (прямой, кривой, отвесный); 2) размер (большой, высокий, широкий, узкий); 3) физические характеристики (тёплый, маслянистый, горький); 4) черты характера, физиологические и интеллектуальные свойства (добрый, смелый, молодой, умный); 5) пространственные и временные характеристики (сельский, сибирский, утренний, ранний; 6) материал, из которого сделан предмет (шерстяной, полотняный, деревянный, металлический); 7) действия и состояния предмета (читальный, спальный, прядильный, ткацкий); 8) принадлежность предмета (Колин, мамин, лисий, заячий).
- Интерактивный тест. Программа Прокласс.
Цель: проверка знания признака, выраженного прилагательным.
Уч - ль: Возьмите пульт и выберите правильный ответ, характеризуя предмет по названному признаку.
- Мини – гейм «Подобрать прилагательные (характеристики) сказочным героям». Слайды презентации
Уч - ль: Назвать автора сказки, сказку и охарактеризовать героя.
1 слайд « Красная шапочка»
2 слайд «Сказка о золотом петушке».
3 слайд «Стойкий оловянный солдатик».
4 слайд «Гадкий утёнок».
5 слайд «Дикие лебеди».
6 слайд «Снежная королева»
Уч – ль: И вот мы вспомнили любимые сказки замечательных авторов. Как вы считаете? Можем ли мы назвать имя прилагательное – словом – волшебником?
- Какую роль выполняют прилагательные в речи?
(Это, действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создать образы злых и добрых героев, а также описать природу. Имена прилагательные делают нашу речь более образной и выразительной.)
Роль в речи |
(Пишет учитель на карточке)
- Программируемый - опрос. Слайд презентации.Работа учащихся на нетбуках . 1 учащийся работает на доске СМАРТС
Уч – ль: Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света. Я предлагаю вам ознакомиться с удивительно красивым текстом, отражающим настроение картины. Но чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание: дополнить окончания прилагательных, назвать их грамматические признаки.
Карточка.
Настали чудесн(ые) солнечн(ые) декабрьск(ие) деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев(ого) неба, жемчужн(ых) берез, кораллов(ых) веток, сапфиров(ых) теней.
Уч – ль: Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?
Словарная работа к тексту
Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.
Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.
Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.
Сапфировый – синий, цвета сапфира.
Уч – ль: Назовите прилагательное и всё, что можете про него рассказать.
- Какой вывод мы ещё не делали о прилагательном? Запишите на карточку вывод.
У мн.ч. нет рода |
- Приём «Резюме»
Каждый ученик получает полоску определенного цвета (синюю, зеленую, красную) с частью предложения. Дети объединяются в группы в соответствии с цветами полосок и составляют из слов предложения, а затем читают хором.
- Красные полоски: язык, сила, Русский, слабого.
- Зеленые полоски: ошибиться, умей, Умел, и поправиться.
- Синие полоски: язык, Русский, выразительный, звучный, и.
(Русский язык сила слабого. Умел ошибиться, умей и поправиться. Русский язык звучный и выразительный.)
– Объясните смысл пословиц. Можно ли их соотнести с темой урока?
- А какие слова помогают сделать русский язык звучным и выразительным?
А) Обобщение и выводы
- Что понравилось?
- Что трудно?
- Как ответишь на вопрос урока?
- Сделайте обобщение материала урока по карточкам с доски.
Б) Ученик читает стихотворение об имени прилагательном.
Я слово замечательное,
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
- Приём «Творчество работает на будущее»
Задание на дом: составить кроссворд, сказку, написать стих, с использованием прилагательных для книжки - малютки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
Мастер-класс по русскому языку ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК?
Мастер-класс по русскому языку с использованием ИКТ по теме: "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК"?Цель: Повышение учебной мотивации учащихся на уроках...
Мастер-класс по русскому языку "Однокоренные слова. Корень"
Этап урока "Обобщение знаний и умений". Использованы разные формы работы с обучающимися: фронтально, индивидуально, в парах, групповая....
Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....
мастер класс по русскому языку во 2 классе по теме "Определение суффикса. Роль суффикса в слове."
Масмер класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием современных технологий, приёмов и методов обучения....
Конспект урока + презентация по русскому языку "Число имен прилагательных" в 3 классе
Русский язык 3 класс...
мастер класс по русскому языку «Крылатые слова и выражения в баснях И. А. Крылова»
мастер класс по русскому языку «Крылатые слова и выражения в баснях И. А. Крылова»...