Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                           Мастер-класс по теме:

«Работа со словарными словам как средство развития

                            речи школьников»

Провела:

Учитель высшей категории

Малышева К.И.

Тема: «Работа со словарными словами как средство развития речи школьников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в работе над развитием речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе; знакомство с приёмами  развития  речи во время словарной работы; пропаганда и распространение своего опыта работы.

Оборудование: мультимедиа, презентация, задания для практической работы, анкеты для проведения рефлексии,буклеты- памятки, творческие работы учащихся.

Ход проведения мастер-класса:

1 этап: «Презентация педагогического опыта учителем-мастером»

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Малышева Ксения Игоревна. Я рада видеть Вас в этой аудитории. Надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

Слайд 2

Когда-то давно Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего  значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Его слова актуальны и сегодня. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно, особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка. Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы развития речи я использую при работе со словарными словами.

Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики Софьи Николаевны Лысенковой. Сейчас у меня второй класс. На уроке на этот вид деятельности я трачу от 8 до 15 минут. Словарные слова, которые мы должны изучить за год, я разбила на группы по пять слов. В неделю у нас четыре урока русского языка. Поэтому работу над словами каждой группы я делю на четыре этапа.

2 этап: «Представление основных приёмов работы с комментариями»

Слайд 3, 4, 5, 6.

День первый.

Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме. Для этого я использую презентацию с загадками и яркими картинками.  Дети не только отгадывают слово, но и видят изображение на экране. Затем мы проговариваем слова, записываем их, ставим ударение и находим «опасные места» в этих словах.

Так как дети ещё достаточно маленькие, на уроке мы не работаем с толковым словарём. Это займёт много времени. Поэтому я делю класс на 5 групп и каждой группе даю слово. Дома ребята выясняют значение этого слова и на следующий день рассказывают своим одноклассникам.

День второй.

На втором уроке можно предложить детям следующие упражнения:

- подбор однокоренных слов;

- работа с прямым и переносным значением слов; выяснение, однозначные или многозначные слова;

- составление словосочетаний со словарными словами;

- подбор синонимов.

День третий.

К третьему уроку работа усложняется. Мы составляем предложения со словарными словами.

День четвёртый.

Составление связного рассказа с данными словами, придумывание названия для своего текста (каждый ребёнок пишет свой текст), чтение текста в классе, отбор лучших текстов.

Во втором классе я даю задание подумать над текстом дома, потому что сразу в классе детям ещё трудно придумать связный рассказ.

Просмотр небольшого видеосюжета.

Также в ходе этой работы можно предложить и другие задания для ребят.

Например, использовать элемент игры: один ученик объясняет значение слова, остальные определяют, что это за слово.

В 3 и 4-м классах можно предложить самостоятельно составить загадку, ответом в которой будет словарное слово.

Когда ребята станут постарше, необходимо добавить изучение происхождения слова.

3 этап: «Проведение имитационной игры»

В ходе этого этапа участникам предлагаются задания:

- определить слово по его лексическому значению;

- определить, однозначное слово или многозначное, обосновать свой ответ;

- подобрать синонимы к словам;

- составить предложение, которое включает в себя все слова данной группы;

- составить связный рассказ со словарными словами, озаглавить его.

4 этап: «Рефлексия»

Рефлексия проводится с использованием небольшой анкеты.

Мне понравился мастер-класс: было полезно, актуально, интересно

Мне не понравился мастер-класс: было скучно, неинтересно

Я буду использовать этот материал в работе

Я не буду использовать этот материал в работе

Всем участникам мастер-класса раздаются буклеты-памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"

В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...

Работа над словом как средство развития речи

 Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития....

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"...

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Цель работы: - воспитание любви к слову;- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности гово...

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...