Открытый урок по Русскому языку, 3 класс, "Безударные окончания имен существительных 1-го склонения" c использованием технологии проблемного обучения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Герасимова Светлана Дмитриевна

Конспект открытого урока с презентацией: Безударные окончания имен существительных 1 склонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока109.09 КБ
PDF icon Презентация751.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Герасимова С.Д. МБОУ СОШ №148

Тема: "Правописание окончаний имён существительных первого склонения          

            в родительном, дательном и предложном падежах".

Цель деятельности учителя: создать условия для актуализации знаний учащихся о правописании окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Задачи: 

  • закрепить навык правильного написания окончаний  существительных   1-го склонения в нужном падеже;
  • упражнять в применении алгоритма правописания гласной в безударных окончаниях имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах;
  • проверить уровень усвоения данной  темы;  

Термины, понятия: «орфограмма», «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен «существительных».

Планируемые результаты:

- личностные:

1) повышение мотивации учения и формирование личностного смысла учения;

2) понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

3) формирование нравственно-эстетических ценностей.

- познавательные:

1) проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

2) выделять в явлениях существенные и несущественные,  необходимые и достаточные признаки;

3) проводить аналогию и на её основе строить выводы ;

4) проводить классификацию изучаемых объектов;

5) строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- регулятивные:

1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

2) соотносить выполненное задание с образцом;

3) умение правильно определять последовательность промежуточных целей , составлять план действий, вносить необходимые коррективы , сличать способ действия и результат;

4) элементарные навыки самооценки, самоконтроля результатов своей учебной деятельности.

 

- коммуникативные:

1) использовать простые речевые средства для выражения своего мнения, развития диалоговой речи, умение ставить вопросы;

2) умение работать в парах и малых группах.

- предметные:

Учащиеся научатся:

1) распознавать тип склонения, падеж существительных;

2) систематизировать существенные признаки  имени существительного как части речи;  

3) применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения  проговаривая алгоритм выбора буквы;
2) применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуация.

Технические ресурсы и материалы:

- учебник «Русский язык», А.В. Полякова, 3 класс;

- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- ноутбук;  
- презентация; 
- опорная схема склонений имён существительных; 
- опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
- карточки с разноуровневыми заданиями.

Учебно-методический комплекс: учебник для 3класса (А.В. Полякова), сигнальные карточки, листы с грамматическими заданиями и  вопросами для самоанализа,  презентация, проектор, компьютер.

I. Организационный момент.

Учитель. Наш урок русского языка сегодня необычный. На нём присутствуют гости.

- Мы приветствуем гостей,

- Дорогих учителей,

- Всех знакомых, незнакомых,

- И серьёзных, и весёлых.

- Улыбнёмся все друг другу

- Пожелаем удачи другу.

- Сегодня вам предстоит выполнить много и трудных  интересных заданий.

- Мы проводим своеобразный смотр знаний. Я хочу всем пожелать удачи.

- Запишите в тетради дату и название работы.

- Возьмите карандаш и поставьте на полях рядом с записью даты ту отметку, которую вы хотели бы получить за  классную работу.

II. Минутка каллиграфии.

- Начнём урок с каллиграфической  минутки. Я предлагаю отгадать, написание какой буквы будем повторять.

- Это одна из букв, которая обозначает непарный звонкий звук.

- Эта буква есть в словах:  кот, мяч,  зуб.

- Какая это буква?

- Определите закономерность и продолжите строчку.

М     мя     М     мё     М     мю     (М      ми     М     ме)

- Прочитайте пословицу. Попробуйте объяснить её смысл.

- Много ума в голове – не быть беде.

- Запишите её.

- Найдите слова, где есть буква -М-. Какой звук она обозначает, твёрдый или мягкий? В каких словах есть мягкие звуки, обозначенные другими буквами. Подчеркните буквы этих звуков.

- Есть ли среди этих слов имена существительные?

- Определите склонение  и падеж. Какое окончание у этих существительных?

В какой они позиции находятся: в слабой или сильной? Значит, какая буква пишется  в предложном и дательном падеже существительных 1 склонения?

В каком падеже пишется буква -И-  у имён существительных 1 склонения?

- Мы сейчас говорили о существительных 1-го склонения, формах родительного, дательного, предложного падежей. Как вы думаете почему?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Мы сегодня будем упражняться в правописании окончаний существительных 1 склонения в родительном, предложном и дательном падежах. Вы получите возможность  проверить свои знания по этой теме.

III. Словарно-орфографическая работа.

       Коллективная работа.

- Предлагаю, повторить вам слова с непроверяемыми гласными. Я загадываю слово, по его лексическому значению вы узнаёте это слово и записываете в тетрадь.

1.Беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям снабжённым щупальцами.

2.Предмет желания,  стремления, нечто созданное в воображении, мысленно представляемое.

3.Огородное растение , корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем.

4. Металлический денежный знак.

5.Может являться синонимом слову «автомобиль».

-Проверьте написание слов по эталону. (Дети реагируют сигнальными карточками.)

Слайд № 1.

Монета, мечта, морковь, машина, медуза.

- Что объединяет эти слова? (существительные женского рода).

- Значит все они первого склонения.

- Нет. Существительное  МОРКОВЬ - 3 склонения.

- Преобразуйте его в существительное 1 склонения.

- Морковка.

- Вы использовали словообразование или словоизменение?

- Словообразование.

- С помощью какой части слова оно образовалось?

- С помощью суффикса -К-.

- Теперь займёмся словоизменением.

- Поставьте это слово в форму родительного падежа.

- Какое окончание напишете?

- Назовите формы дательного и предложного падежей.

- Какая буква в окончании в этих падежах? Как это доказать?
- Вспомните слово – помощник для 1 склонения и проверьте написание окончания.

- Давайте составим схему окончаний для 1склонения в этих падежах и запишем в тетрадь.

 Слайд № 2.

             1 склонение.

Р.  п .    -----------------    -и

Д.  п .    -----------------    -е

П.  п.     -----------------    -е

Физминутка.

- Ребята, назовите последовательность действий для выбора

окончаний в именах существительных в косвенных падежах.

1. Надо определить склонение поставить в именительный падеж.

2. Поставить правильно вопрос к этому слову.

3. Определить падеж.

4. Написать окончание. (Остальной класс реагирует карточками на все ответы одноклассников.)

Учитель  открывает запись на доске.

- склонение –вопрос – падеж – окончание.

IV.Выполнение задания на определение падежа существительных.

      Работа в паре.

- Откройте учебники на с. 44, найдите упр. №355.

- Прочитайте задание.

- На какие группы разделите словосочетания.

- Предлагаю выполнить задание в паре.

      Выполнение упражнения №355  по учебнику/

- Проверка.(3 пары зачитывают свои записи.)

Р. п.- пришли с прогулки     Д.п. прыгал по крыше       П.п. сидел на ступеньке

          ветка яблони                        рассказал учительнице       жили в палатке

          рос у опушки                       подарил сестрёнке               рассказ о школе                                                      

                                       

- По какому признаку разделили на группы?

- Прочитайте словосочетания каждой группы.(Дети реагируют с помощью сигнальных карточек. Учитель оценивает работу  учащихся,  которые отвечали)

V.Составление  текста из деформированных предложений.

1.Работа в группе.

- Ребята, у каждого из вас имеется лист с заданиями .

Задание № 1 - для работы в группе.

Задание № 2 – для индивидуальной работы.

Задание № 3 - для самоанализа.

- Сейчас вы будете выполнять  задание № 1 в группе.

Каждая группа получает задание по составлению  предложений с грамматическим заданием.

Задание №1.

Выполните задания.

1.Составьте предложение, изменив окончания существительных по смыслу,  и запишите в тетрадь.

2.Подчеркните  грамматическую основу.

3.Определите  падеж имён существительных.

1группа

в, сорвались,  с , тетерева , кормёжка, паника

2 группа

лиса,  к , чаща, из, полянка, направлялась 

3 группа

макушка, затрещали, на, сороки, ольха, звонко

4 группа

хищница, добыча, спешка, в, поползла, к,

5 группа

полянка,  на, тетерева, поедали,  семена, ольха

Самостоятельная работа.

После выполнения работы консультант каждой группы зачитывает предложения и проверяется правильность выполнения по эталону на слайде.

Слайд №3.

1 группа.

Тетерева  (И.п.)  в панике (П.п.) сорвались с кормёжки. (Р.п.)

2 группа.

Из чащи (Р.п.) к полянке (Д.п.) направлялась лиса.( И.п.)

3 группа.

На макушке (П.п.) ольхи ( Р.п.) звонко затрещали сороки. (И.п.)

4 группа.

Хищница (И.п.) в спешке (П.п.) поползла к добыче. (Д.п.)

5 группа.

На полянке (П.п.) тетерева (И.п.) поедали семена (В.п.) ольхи. (Р.п.)

-Консультанты отмечают тех учащихся, которые работали в группе более эффективно.

2.Коллективная работа.

Составление рассказа из этих предложений.

- Можно ли сказать, что эти предложения связаны одной темой?

- Расположите  предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Устное  выполнение задания.

Слайд №4.

      На полянке тетерева поедали семена ольхи. Из чащи к полянке направлялась лиса. Хищница  в спешке поползла к добыче. На макушке ольхи звонко затрещали сороки. Тетерева в панике сорвались с кормёжки.

- Прочитайте получившийся текст.

- Озаглавьте текст.

- Давайте повторим, какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном, дательном, предложном падежах?

Слайд № 2.

Физминутка.

VI. Проверка знаний. Индивидуальная работа.

Задание №2

Даётся задание двух уровней.

1 уровень.

Определите  падеж всех  имён существительных, выделите окончания.

на обложке книги

вдоль тропинки к речке

на ветке вишни

по улице деревни

2 уровень.

Определите падеж имён существительных, допишите окончание, выделите его.

на   окраин…  деревн…

от тёт…   к  Маш…

на машин…   без   Кол…

у речк…   на  травк…

- Теперь найдите задание № 2.Внимательно прочитайте задания каждого уровня и выберите то задание,  с которым можете справиться .

- Что вы можете сказать про задания по уровню сложности?

- Работу выполняете  на этом листе .

- Можете приступать к работе.

- За выполнение этого задания все получите отметки . Желаю успеха.

Самостоятельная работа учащихся.

- Подводя итоги, мне хочется узнать, кто из вас  выбрал  более трудный вариант работы?

VII.Самоанализ. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Предлагаю проанализировать свою работу на уроке?

- Найдите вопросы для самоанализа.

- Выберите варианты ответов, которые подходят тебе.

Задание №3.

Вопросы для самоанализа.

1.Я допускаю ошибки в определении безударных окончаний имен существительных 1-го склонения потому, что:

а) не помню названия падежей;

б) не всегда могу задать правильно падежный вопрос;

в) не помню все падежные окончания;

г) не помню проверочные слова с ударным окончанием;

д) не могу объяснить, почему.

2. Я не допускаю ошибок в определении безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.

- Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке.

- Оцените свою работу в тетради.

- Кто из вас согласен с той отметкой, к которой вы стремились, обведите её в кружок. 

- Наш урок окончен. Всем спасибо.

Задание №1.

Выполните задания.

1.Составьте предложение, изменив окончания существительных по смыслу,  и запишите в тетрадь.

2.Подчеркните  грамматическую основу.

3.Определите  падеж имён существительных.

1группа

в, сорвались,  с , тетерева , кормёжка, паника

2 группа

лиса,  к , чаща, из, полянка, направлялась 

3 группа

макушка, затрещали, на, сороки, ольха, звонко

4 группа

хищница, добыча, спешка, в, поползла, к,

5 группа

полянка,  на, тетерева, поедали,  семена, ольха

====================================================

Задание №2

Даётся задание двух уровней.

1 уровень.

Определите  падеж всех  имён существительных, выделите окончания.

на обложке ( ____ ) книги ( ____ )

вдоль тропинки ( ____ )  к речке ( ____ )

на ветке ( ____ )  вишни ( ____ )

по улице ( ____ )  деревни ( ____ )

2 уровень.

Определите падеж имён существительных, допишите окончание, выделите его.

на   окраин… ( ____ )  деревн…( ____ )

от тёт… ( ____ )   к  Маш… ( ____ )

на машин…  ( ____ )  без   Кол… ( ____ )

у речк…  ( ____ )  на  травк… ( ____ )

Задание №3.

Вопросы для самоанализа.

1.Я допускаю ошибки в определении безударных окончаний имен существительных 1-го склонения потому, что:

а) не помню названия падежей;

б) не всегда могу задать правильно падежный вопрос;

в) не помню все падежные окончания;

г) не помню проверочные слова с ударным окончанием;

д) не могу объяснить, почему.

2. Я не допускаю ошибок в определении безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.

- Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...