Конспект урока для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе МКОУ СОШ № 2 с. Овощи
УМК «Гармония»
Тема: Наречие.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки для опор,
раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
- Самоопределение к учебной деятельности.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Упражнение «Мы – дружная команда»
- Ребята, сложите ладошки лодочкой. Представьте, что в них лежит маленький лучик. Вы чувствуете его тепло. Оно разливается по телу. Вам тепло, уютно, надежно. И вот этот лучик становится больше. Вы уже не можете его сдерживать. Раскройте ладошки, направьте свои лучики на меня. И вот у нас уже большое солнышко, которое мы составили из наших маленьких лучиков. Мы – одна команда. Нам вместе тепло, уютно, надежно! Думаю, вместе мы сегодня на уроке многому научимся.
- Осень, ребята не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете ставить оценки себе и своему соседу по парте за выполненные задания.
Эмоциональный настрой. Минутка чистописания.
- Соберите из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится. (Сегодня у нас всё получится).
- Надеюсь, что у нас, действительно все получится.
- На первой строчке напишите три буквы. Вы их найдете в первом слове нашего предложения и обозначают они гласные звуки: е о я
- на второй строчке напишите все слово: сегодня
- на третью спишите все предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.
- поменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего соседа.
- Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте слова: хорошо, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, слушать, прекрасный, таять.
- Что вы думаете о данных словах? Сгруппируйте их по частям речи.
- В первый столбик запишите имена существительные, во второй – имена прилагательные, в третий – глаголы, а остальные слова запишите в отдельный столбик.
Взаимопроверка, оценка.
- что мы знаем о каждой части речи? (Обобщение знаний о частях речи)
- Определение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить. Определите тему урока.
- Для чего вам нужно знать эту тему?
- Какие учебные цели перед собой поставим?
- Давайте составим план изучения, ведь мы уже не раз изучали части речи.
План изучения наречия.
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Как изменяется?
- В предложении является…
- Роль в речи.
- Открытие нового знания. Рассказ о наречии.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ». Русские грамматисты назвали ее точно также. А почему?
- Работа в группах.
На доске текст: Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли всё небо.
- Из предложений выпишите в столбик словосочетания, в которых зависимые слова – незнакомые части речи.
Задание для 1 группы: Указывай часть речи, к которой они присоединяются; после главных слов пиши вопросы.
Задание для 2 группы: попробуй каждое зависимое слово изменить по числам, по родам, падежам, по временам.
Задание для 3 группы: докажи, что выделенные слова не относятся ни к глаголам, ни к именам.
(по мере сбора информации о наречии на доске собирается опора)
Наречие
самостоятельная часть речи
отвечает на вопросы
как? когда? где? куда? откуда?
обозначает признак действия
не изменяется
- Выводы по результатам работы (выступают организаторы групп).
- В подтверждение я приведу слова русского писателя Максима Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление. Включение в систему знаний.
- Работа по учебнику. стр. 66 упр. 137
2) Работа в парах.
- У вас на партах лежат литературные тексты. Выразительно прочитайте стихотворения, найдите в них наречия, определите роль наречий в тексте.
Текст 1.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А.С. Пушкин)
Текст 2.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
(И.С. Никитин)
Текст 3.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.И. Тютчев)
3) Коллективная проверка. Самооценка.
- Зачитайте выразительно текст. Найдите наречия. Кто нашел все наречия? Кто допустил ошибки? Почему? Что забыл?
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
Выполни тест.
- Наречие – это
А) склоняемая часть речи
Б) неизменяемая часть речи
2. Наречие отвечает на вопросы
А) что делать? что сделать?
Б) кто? что?
В) как? откуда? где? когда?
3. В предложении наречие бывает…
А) главным членом
Б) второстепенным членом
4. Наречие чаще всего поясняет…
А) существительное
Б) глагол
В) союз
5. Наречие часто называют…
А) присоюзие
Б) приглаголие
В) припредложение
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Оцените свою работу, используя наречия
На уроке мне было …,
потому что … .
Особенно …
- Домашнее задание. Стр.67 упр.138
- Итог урока (звучит музыка).
Вот и подошел к концу наш урок. Сдайте мне свои листочки с оценками. Получился настоящий листопад…
Неслучайно в старину октябрь называли листопадом.
С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лег гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не померзнут. А вам я желаю, какой стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть останется хорошим, а успехи в школе радуют вас и ваших родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...