Конспект урока для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яицкая Наталья Викторовна

Тема урока "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_4.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе МКОУ СОШ № 2 с. Овощи

УМК «Гармония»

Тема: Наречие.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки для опор,

                          раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Упражнение «Мы – дружная команда»

 - Ребята, сложите ладошки лодочкой. Представьте, что в них лежит маленький лучик. Вы чувствуете его тепло. Оно разливается по телу. Вам тепло, уютно, надежно. И вот этот лучик становится больше. Вы уже не можете его сдерживать. Раскройте ладошки, направьте свои лучики на меня. И вот у нас уже большое солнышко, которое мы составили из наших маленьких лучиков. Мы – одна команда. Нам вместе тепло, уютно, надежно! Думаю, вместе мы сегодня на уроке многому научимся.

 - Осень, ребята не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете ставить оценки себе и своему соседу по парте за выполненные задания.

Эмоциональный настрой.  Минутка чистописания.

 - Соберите из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится. (Сегодня у нас всё получится).

 - Надеюсь, что у нас, действительно все получится.

- На первой строчке напишите три буквы. Вы их найдете в первом слове нашего предложения и обозначают они гласные звуки: е о я

 - на второй строчке напишите все слово: сегодня

 - на третью спишите все предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.

 - поменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего соседа.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте слова: хорошо, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, слушать, прекрасный, таять.

 - Что вы думаете о данных словах?  Сгруппируйте их по частям речи.

 -  В первый столбик запишите имена существительные, во второй – имена прилагательные, в третий – глаголы, а остальные слова запишите в отдельный столбик.

Взаимопроверка, оценка.

 - что мы знаем о каждой части речи? (Обобщение знаний о частях речи)

  1. Определение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации.

 - С какими трудностями вы столкнулись?

 - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить. Определите тему урока.

 - Для чего вам нужно знать эту тему?

 - Какие учебные цели перед собой поставим?

- Давайте составим план изучения, ведь мы уже не раз изучали части речи.

План изучения наречия.

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. Как изменяется?
  4. В предложении является…
  5. Роль в речи.

  1. Открытие нового знания. Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ». Русские грамматисты назвали ее точно также. А почему?

  1. Работа в группах.

На доске текст: Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо       слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли всё небо.

 - Из предложений выпишите  в столбик словосочетания, в которых зависимые слова – незнакомые части речи.

Задание для 1 группы: Указывай часть речи, к которой они присоединяются; после главных слов пиши вопросы.

Задание для 2 группы: попробуй каждое зависимое слово изменить по числам, по родам, падежам, по временам.

Задание для 3 группы: докажи, что выделенные слова не относятся ни к глаголам, ни к именам.

(по мере сбора информации о наречии на доске собирается опора)

Наречие

самостоятельная часть речи

отвечает на вопросы

как? когда? где? куда? откуда?

обозначает признак действия

не изменяется

  1. Выводы по результатам работы (выступают организаторы групп).

 - В подтверждение я приведу слова русского писателя Максима Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

  1. Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление. Включение в систему знаний.
  1. Работа по учебнику. стр. 66 упр. 137

          2) Работа в парах.

 - У вас на партах лежат литературные тексты. Выразительно прочитайте стихотворения, найдите в них наречия, определите роль наречий в тексте.

Текст 1.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

                                  (А.С. Пушкин)

Текст 2.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

                                 (И.С. Никитин)

Текст 3.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

                                (Ф.И. Тютчев)

3) Коллективная проверка. Самооценка.

 - Зачитайте выразительно текст. Найдите наречия. Кто нашел все наречия? Кто допустил ошибки? Почему? Что забыл?

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выполни тест.

  1. Наречие – это

А) склоняемая часть речи

Б) неизменяемая часть речи

2. Наречие отвечает на вопросы

А) что делать? что сделать?

Б) кто? что?

В) как? откуда? где? когда?

3. В предложении наречие бывает…

А) главным членом

Б) второстепенным членом

4. Наречие чаще всего поясняет…

А) существительное

Б) глагол

В) союз

5. Наречие часто называют…

А) присоюзие

Б) приглаголие

В) припредложение

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

 - Оцените свою работу, используя наречия

На уроке мне было …,

потому что … .

Особенно …

  1.  Домашнее задание. Стр.67 упр.138
  2.  Итог урока (звучит музыка).

Вот и подошел к концу наш урок. Сдайте мне свои листочки с оценками. Получился настоящий листопад…

Неслучайно в старину октябрь называли листопадом.

 С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лег гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не померзнут. А вам я желаю, какой стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть останется хорошим, а успехи в школе радуют вас и ваших родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...