Глаголы – исключения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
- Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
- Формирование навыка опознавания глаголов - исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
- Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly-isklyucheniya_4_klass.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия новых знаний
Тема « Глаголы – исключения».
Цель:
- Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
- Формирование навыка опознавания глаголов - исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
- Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.
Оборудование:
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу» (1-2 минуты)
-Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи.
-Как вы думаете, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (знания, дружба, удача)
Девиз нашего урока сегодня: «С маленькой удачи начинается большой успех»
-Как вы понимаете эту фразу?
2. Актуализация знаний. (4-5 мин.)
-Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Глагол)
-Давайте вспомним, что мы с вами знаем о глаголе, продолжите:
-Глагол – это…(часть речи)
-Глагол обозначает…(действие предмета)
-«отвечает» на вопросы…( Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?)
-«изменяется» по…(по временам, в прошедшем времени в единственном числе – по родам,
по лицам)
-Вы все знаете про глагол?
-Хотите узнать ещё что-то новое о глаголах? (хотим)
На доске написаны два столбика глаголов (задания для пробного действия):
Смотреть Слышать
Видеть Дышать
Обидеть Держать
Ненавидеть Гнать
Зависеть
Терпеть
Вертеть
-Что особенного у данных глаголов? (все глаголы в неопределенной форме)
-Почему данные глаголы записаны в два столбика? (В первом столбике перед суффиксом –ТЬ гласная Е, во втором столбике- перед суффиксом –ТЬ гласная А)
К глаголам какого спряжения они относятся?
3. Постановка учебной задачи. (4-5 минут)(фиксация затруднения):
- Не можем определить спряжения этих глаголов.
(место и причина затруднения):
- Где возникло затруднение? (В определении спряжения глаголов)
-Почему возникло затруднение? (Не знаем, по какому признаку определить спряжение)
-Подходит ли известное нам правило для определения спряжения? (нет)
(Цели и средства деятельности)
-Чему мы должны научиться? (Узнать, к какому спряжению относятся эти слова)
На доске: Брить, стелить
- Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ИТЬ
- Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?
- Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол из 1-й и 2-й группы. Например:
Смотреть | Стелить | ||
Ед.ч.? | Мн.ч.? | Ед.ч.? | Мн.ч? |
1-е л. Смотрю | Смотрим | Стелю | Стелем |
2-е л. Смотришь | Смотрите | Стелешь | Стелете |
3-е л. Смотрит | Смотрят | Стелет | Стелют |
Выделите личные окончания. О чем они говорят? (Личные окончания глагола смотреть указывают на 1 спр., глагола стелить – на 2 спряжение.)
- Какого спряжения глагол смотреть? (2)
- А глагол стелить? (1)
4. « Открытие» детьми нового знания. (7-8 минут)
- Прочитайте правило в учебнике на с.99
Запомни! Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать - 2 спряжения.
Глаголы брить и стелить - 1 спряжения
Эти глаголы называют глаголами - исключениями
- Как вы думаете, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?
- Они являются исключениями из чего?
- Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 2-го спряжения, выучите " стихотворение":
Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
- Глагол слышать относится к группе глаголов - исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 - го спряжения.
- Как же определить спряжение глагола?
Работа с алгоритмом.
1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяется сразу по ударному гласному:
Берешь - 1 спр., молчишь- 2 спр.
2. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу в неопределенной форме: и- 2 спр., другие суффиксы - 1 спр.
3. У глаголов - исключений спряжение определяется сразу: брить, стелить - 1 спр., видеть - 2 спр.
5. Первичное закрепление. (4-5 минут)
Работа в парах на карточках - Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.
Спр. | 2 л., ед.ч.(ты) | Спр. | 3 л.,ед.ч.(он) | ||
Слышать | Зеленеть | ||||
Писать | Видеть | ||||
Держать | Смотреть | ||||
Плясать | Успеть | ||||
Гнать | Терпеть | ||||
Дышать | Бледнеть | ||||
Плакать | Зависеть | ||||
Пахать | Обидеть |
Проверка:
Спр. | 2 л., ед.ч. (ты) | Спр. | 3 л., ед.ч.(он) | ||
Слышать | 2 | Слышишь | Зеленеть | 1 | Зеленеет |
Писать | 1 | пишешь | Видеть | 2 | Видит |
Держать | 2 | Держишь | Смотреть | 2 | Смотрит |
Плясать | 1 | Пляшешь | Успеть | 1 | Успеет |
Гнать | 2 | Гонишь | Терпеть | 2 | Терпит |
Дышать | 2 | Дышишь | Бледнеть | 1 | Бледнеет |
Плакать | 1 | Плачешь | Зависеть | 2 | Зависит |
Пахать | 1 | Пашешь | Обидеть | 2 | Обидит |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)
-Определите спряжения глаголов:
Рисовать, отвечать, дежурить, увидеть, мыть, причесать, гнать, обидеть, брить, лепить.
-Проверьте свои работы по эталону:
Рисовать (1), отвечать(1), дежурить(2), видеть(2), мыть(1), причесать(1), гнать(2), обидеть(2), брить(1), лепить(2).
-У кого были ошибки?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
Определите лицо и спряжение глаголов:
Крепко держ.т, легко дыш.шь, далеко вид.т, гон.т волны, верт.т колесо, завис.т от погоды, терп.т боль, ненавид.шь ложь, внимательно смотр.шь.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
- Какую задачу ставили? (научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов и определять спряжения )
- Удалось решить поставленную задачу? (?)
- Каким способом? (пользовались правилом)
- Какие получили результаты? (?)
- Что нужно сделать ещё? (поупражняться)
- Где можно применить новое знание? (при письме)
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
9. Домашнее задание. Упражнение № 481,стр.100 по учебнику Рамзаевой Т.Г. Сочинить сказку о глаголах – исключениях (по желанию)
Спр. | 2 л., ед.ч.(ты) | Спр. | 3 л.,ед.ч.(он) | ||
Слышать | Зеленеть | ||||
Писать | Видеть | ||||
Держать | Смотреть | ||||
Плясать | Успеть | ||||
Гнать | Терпеть | ||||
Дышать | Бледнеть | ||||
Плакать | Зависеть | ||||
Пахать | Обидеть |
Спр. | 2 л., ед.ч.(ты) | Спр. | 3 л.,ед.ч.(он) | ||
Слышать | Зеленеть | ||||
Писать | Видеть | ||||
Держать | Смотреть | ||||
Плясать | Успеть | ||||
Гнать | Терпеть | ||||
Дышать | Бледнеть | ||||
Плакать | Зависеть | ||||
Пахать | Обидеть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сряжение глаголов. Глаголы - исключения
Третий урок по теме "Спряжение глаголов"...
Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов.
Урок по русскому языку 4 класс "Школа 2100"...
«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
Задачи урока: - Познакомиться с глаголами – исключениями; - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания; - Продолжить работу...
Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...