Глаголы – исключения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Батыршина Миляуша Рубисовна
  • Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
  • Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
  • Формирование навыка опознавания глаголов - исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
  • Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
  • Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly-isklyucheniya_4_klass.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок открытия новых знаний

Тема « Глаголы – исключения».

Цель: 

  • Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
  • Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
  • Формирование навыка опознавания глаголов - исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
  • Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
  • Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.

Оборудование: 

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

«Хочу, потому что смогу» (1-2 минуты)

-Здравствуйте, ребята.  Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи.

-Как вы думаете, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (знания, дружба, удача)

Девиз нашего урока сегодня: «С маленькой удачи начинается  большой успех»

-Как вы понимаете эту фразу?

2. Актуализация знаний. (4-5 мин.)

-Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Глагол)

-Давайте вспомним, что мы с вами знаем о глаголе, продолжите:

-Глагол – это…(часть речи)

-Глагол обозначает…(действие предмета)

-«отвечает»  на вопросы…( Что делать? Что делал? Что делает?  Что будет делать?)

-«изменяется»  по…(по временам, в прошедшем времени в единственном числе – по родам,

по лицам)

-Вы все знаете про глагол?

-Хотите узнать ещё что-то новое о глаголах? (хотим)

На доске написаны два столбика глаголов (задания для пробного действия):

Смотреть              Слышать

Видеть                  Дышать

Обидеть                Держать

Ненавидеть          Гнать

Зависеть

Терпеть

Вертеть

-Что особенного у данных глаголов? (все глаголы в неопределенной форме)

-Почему данные глаголы записаны в два столбика? (В первом столбике перед суффиксом –ТЬ гласная Е, во втором столбике- перед суффиксом –ТЬ гласная А)

К глаголам какого спряжения они относятся?

3. Постановка учебной задачи. (4-5 минут)(фиксация затруднения):

- Не можем определить спряжения этих глаголов.

(место и причина затруднения):

- Где возникло затруднение? (В определении спряжения глаголов)

-Почему возникло затруднение? (Не знаем, по какому признаку определить спряжение)

-Подходит ли известное нам правило для определения спряжения? (нет)

(Цели и средства деятельности)

-Чему мы должны научиться? (Узнать, к какому спряжению относятся эти слова)

На доске: Брить, стелить

  • Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ИТЬ
  • Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?
  • Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол из 1-й и 2-й группы. Например:

Смотреть

Стелить

Ед.ч.?

Мн.ч.?

Ед.ч.?

Мн.ч?

1-е л. Смотрю

Смотрим

Стелю

Стелем

2-е л. Смотришь

Смотрите

Стелешь

Стелете

3-е л. Смотрит

Смотрят

Стелет

Стелют

Выделите личные окончания. О чем они говорят? (Личные окончания глагола смотреть указывают на 1 спр., глагола стелить – на 2 спряжение.)

- Какого спряжения глагол смотреть? (2)

- А глагол стелить? (1)

4. « Открытие» детьми нового знания. (7-8 минут)

- Прочитайте правило в учебнике на с.99

Запомни!  Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать - 2 спряжения.

Глаголы брить и стелить - 1 спряжения

Эти глаголы называют глаголами - исключениями

- Как вы думаете, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?

- Они являются исключениями из чего?

- Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 2-го спряжения, выучите " стихотворение":

Смотреть, все слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

- Глагол слышать относится к группе глаголов - исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 - го спряжения.

- Как же определить спряжение глагола?

Работа с алгоритмом.

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяется сразу по ударному гласному:

Берешь - 1 спр., молчишь- 2 спр.

2. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу в неопределенной форме: и- 2 спр., другие суффиксы - 1 спр.

3. У глаголов - исключений спряжение определяется сразу: брить, стелить - 1 спр., видеть - 2 спр.

5. Первичное закрепление. (4-5 минут)

Работа в парах на карточках  - Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.

Спр.

2 л., ед.ч.(ты)

Спр.

3 л.,ед.ч.(он)

Слышать

Зеленеть

Писать

Видеть

Держать

Смотреть

Плясать

Успеть

Гнать

Терпеть

Дышать

Бледнеть

Плакать

Зависеть

Пахать

Обидеть

Проверка:

Спр.

2 л., ед.ч. (ты)

Спр.

3 л., ед.ч.(он)

Слышать

2

Слышишь

Зеленеть

1

Зеленеет

Писать

1

пишешь

Видеть

2

Видит

Держать

2

Держишь

Смотреть

2

Смотрит

Плясать

1

Пляшешь

Успеть

1

Успеет

Гнать

2

Гонишь

Терпеть

2

Терпит

Дышать

2

Дышишь

Бледнеть

1

Бледнеет

Плакать

1

Плачешь

Зависеть

2

Зависит

Пахать

1

Пашешь

Обидеть

2

Обидит

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

-Определите спряжения глаголов:

Рисовать, отвечать, дежурить, увидеть, мыть, причесать, гнать, обидеть, брить, лепить.

-Проверьте свои работы по эталону:

Рисовать (1), отвечать(1), дежурить(2), видеть(2), мыть(1), причесать(1), гнать(2), обидеть(2), брить(1),  лепить(2).

-У кого были ошибки?

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  (7-8 минут)

Определите лицо и спряжение глаголов:

Крепко держ.т, легко дыш.шь, далеко вид.т, гон.т волны, верт.т колесо, завис.т от погоды, терп.т боль, ненавид.шь ложь, внимательно смотр.шь.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

- Какую задачу ставили? (научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов и определять спряжения )

- Удалось решить поставленную задачу? (?)

- Каким способом? (пользовались правилом)

- Какие получили результаты? (?)

- Что нужно сделать ещё? (поупражняться)

- Где можно применить новое знание? (при письме)

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем надо поработать?

9. Домашнее задание.  Упражнение № 481,стр.100 по учебнику Рамзаевой Т.Г. Сочинить сказку о глаголах – исключениях (по желанию)

Спр.

2 л., ед.ч.(ты)

Спр.

3 л.,ед.ч.(он)

Слышать

Зеленеть

Писать

Видеть

Держать

Смотреть

Плясать

Успеть

Гнать

Терпеть

Дышать

Бледнеть

Плакать

Зависеть

Пахать

Обидеть

Спр.

2 л., ед.ч.(ты)

Спр.

3 л.,ед.ч.(он)

Слышать

Зеленеть

Писать

Видеть

Держать

Смотреть

Плясать

Успеть

Гнать

Терпеть

Дышать

Бледнеть

Плакать

Зависеть

Пахать

Обидеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сряжение глаголов. Глаголы - исключения

Третий урок по теме "Спряжение глаголов"...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»

Задачи урока:  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;  - Продолжить работу...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...