Методическая разработка урока чтения и развития в 4 классе «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Порякова Татьяна Викторовна

Урок чтения и развития речи предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе VIII вида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_4_klasse_spetsialnoy.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная школа

          Тема:     «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»

Класс:               4

         Тип урока:       комбинированный

         Разработала:    учитель индивидуального обучения

                            Порякова Татьяна Викторовна

Стаж работы:   20 лет

Категория:         первая

2013-2014 уч.г.

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тема урока:  А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»

Цель: 

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- корректировать и развивать связную устную речь, творческие способности, память, воображение;

- воспитывать любовь к родной природе.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные

Оборудование: учебник С.Ю.Ильина, Л..Матвеева. Чтение 4 класс, выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной.

Ход урока:

  1.  Организационно-подготовительный этап

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнемся

За работу мы возьмёмся.

  1. Основной этап

1. Упражнение для глаз

-Прежде чем приступить к чтению, поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.

-Поднимите глаза «вверх-вниз», «вправо-влево»

-Сделайте круговые движения глазами

-Сделайте «ленивые» восьмерки.

Учитель показывает движения рукой, дети следят глазами.

2. Упражнение в развитии поля зрения

БА

СО

АП

ЕЛ

ЛЕ

ИЛ

СА

ПУ

БУ

ЛИ

БЕ

ЗО

ОС

БИ

ПА

АС

- расположите таблицу на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.

- Смотрите в центр слоговой таблицы и читайте слоги слева направо.

2. Пропедевтика к усвоению нового материала

-Отгадайте загадку:

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?

(Весной)

-Назовите весенние месяцы.

-Прочтите название 6 раздела учебника.

-Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

3.  Изучение нового материала

1. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна»

  • Рассказ о поэте

Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась  мама,  которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в  военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год,  вышел первый сборник стихов поэта.  Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

-Прочитайте название стихотворения А.Н. Плещеева, которое мы будем изучать на уроке.

- По названию произведения можем ли мы предположить, о чём, о ком расскажет поэт?

  • Словарная работа

Небесная лазурь – ярко-голубой цвет

Обновленье – появление чего-то нового

  • Чтение текста учителем

-Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?

- (после чтения)

-Что представили себе, когда слушали стихотворение?

  • Проверка первого восприятия

– Какое настроение передает автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
– Какое обновленье ждет природу?

       – Кто радуется приходу весны? Почему?

  • Речевая зарядка

Прочитать трудночитаемые слова

Без-за-бот-ны-е - беззаботные

  • Выразительное чтение текста учащимися
  • Анализ произведения

                                     Физкультминутка
Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась…»

  • Рассказ о поэте

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.

Родился 23 мая  1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.

  • Прослушивание аудиозаписи стихотворения
  • Проверка первого восприятия

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Расскажите, как может злиться февраль? Что происходит в природе?

– Как ты понимаешь слова «как ты, март, ни хмурься»?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

– Какие запахи можно назвать весенними?

  • Речевая зарядка

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

                           при-мча-лась – примчалась

                            хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.

  • Выразительное чтение текста учащимися

Упражнение арт-терапии с цветами

Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

  1. Заключительный этап

– Как называется шестой раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:

Весна да осень – на дню погод восемь.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе .

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы."...

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»....

Методическая разработка урока по предмету " Развитие речи и окружающий мир" в 8 классе ОР на тему : "Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме".

В методической разработке представлен урок по развитию речи в 8 классе ОР на тему : " Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме"...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...

Методическая разработка урока "Чтение и развитие речи". Защита проекта

Данный урок был проведен для обучающихся с ОВЗ 2 класса Раздел "Весна идет!"...