Методическая разработка урока чтения и развития в 4 классе «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок чтения и развития речи предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_4_klasse_spetsialnoy.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Смирновская средняя общеобразовательная школа
Тема: «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Разработала: учитель индивидуального обучения
Порякова Татьяна Викторовна
Стаж работы: 20 лет
Категория: первая
Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тема урока: А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
Цель:
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- корректировать и развивать связную устную речь, творческие способности, память, воображение;
- воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные
Оборудование: учебник С.Ю.Ильина, Л..Матвеева. Чтение 4 класс, выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной.
Ход урока:
- Организационно-подготовительный этап
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся
За работу мы возьмёмся.
- Основной этап
1. Упражнение для глаз
-Прежде чем приступить к чтению, поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.
-Поднимите глаза «вверх-вниз», «вправо-влево»
-Сделайте круговые движения глазами
-Сделайте «ленивые» восьмерки.
Учитель показывает движения рукой, дети следят глазами.
2. Упражнение в развитии поля зрения
БА | СО | АП | ЕЛ |
ЛЕ | ИЛ | СА | ПУ |
БУ | ЛИ | БЕ | ЗО |
ОС | БИ | ПА | АС |
- расположите таблицу на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.
- Смотрите в центр слоговой таблицы и читайте слоги слева направо.
2. Пропедевтика к усвоению нового материала
-Отгадайте загадку:
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)
-Назовите весенние месяцы.
-Прочтите название 6 раздела учебника.
-Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
3. Изучение нового материала
1. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна»
- Рассказ о поэте
Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.
-Прочитайте название стихотворения А.Н. Плещеева, которое мы будем изучать на уроке.
- По названию произведения можем ли мы предположить, о чём, о ком расскажет поэт?
- Словарная работа
Небесная лазурь – ярко-голубой цвет
Обновленье – появление чего-то нового
- Чтение текста учителем
-Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?
- (после чтения)
-Что представили себе, когда слушали стихотворение?
- Проверка первого восприятия
– Какое настроение передает автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
– Какое обновленье ждет природу?
– Кто радуется приходу весны? Почему?
- Речевая зарядка
Прочитать трудночитаемые слова
Без-за-бот-ны-е - беззаботные
- Выразительное чтение текста учащимися
- Анализ произведения
Физкультминутка
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась…»
- Рассказ о поэте
Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Родился 23 мая 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения
- Проверка первого восприятия
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Расскажите, как может злиться февраль? Что происходит в природе?
– Как ты понимаешь слова «как ты, март, ни хмурься»?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
– Какие запахи можно назвать весенними?
- Речевая зарядка
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
- Выразительное чтение текста учащимися
Упражнение арт-терапии с цветами
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
- Заключительный этап
– Как называется шестой раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:
Весна да осень – на дню погод восемь.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...
Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе .
Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы."...
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»....
Методическая разработка урока по предмету " Развитие речи и окружающий мир" в 8 классе ОР на тему : "Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме".
В методической разработке представлен урок по развитию речи в 8 классе ОР на тему : " Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме"...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе " Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое".
Урок повторения о главных членах предложения....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...
Методическая разработка урока "Чтение и развитие речи". Защита проекта
Данный урок был проведен для обучающихся с ОВЗ 2 класса Раздел "Весна идет!"...