Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе .
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Бедная Людмила Викторовна

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_4_klasse.nekrasov_ded_mazay.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Бутурлиновская щкола-интернат VIII вида»

Урок чтения и развития речи в 4 классе .

Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели и задачи: 1) познакомить с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; совершенствовать технику правильного осмысленного выразительного чтения; 2)воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным на примере главного героя поэмы; 3) коррекция связной речи , воображения, памяти, мышления.

Оборудование: выставка книг с произведениями Н.Некрасова, портрет поэта, репродукция картин Левитана «Большая вода», «Март», презентация по теме урока.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я смотрю на ваши лица  и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались  добрые , отзывчивые люди. Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

2.Введение в тему.

1) Минутка коррекции.Слайд1.

«Прочтите»: тэоп восаркеН (поэт Некрасов) (на доске портрет поэта).

2) Вступительная беседа.

-Знакомо ли вам имя Н.Некрасова?

-Какие произведения Н.Некрасова вы ранее читали? (учитель обращает внимание на выставку книг). Слайд2.

-Кого называют поэтом?

-Что такое поэма? Слайд 3.

3) Рассказ учителя о Н.Некрасове.

        Н.Некрасов провел свое детство в деревне около реки Волги. Будучи  мальчишкой он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с деревенскими ребятами в речке, собирал с ними грибы и ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах и полях. Очень  любил Некрасов родную природу, ей он и посвящал свои стихи. В них поэт воспевал красоту природы, ее величие и богатство.

-Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! (учитель обращает внимание на репродукции картин русских художников).

- Дети, скажите, а богатства природы вечны? Мы можем пользоваться ими бесконечно долго?

- Да, люди должны беречь природные богатства, правильно их использовать, чтобы природа долго служила людям и украшала нашу жизнь.

        Д/игра «Найди лишнюю картину» ( на доске 4 картины с временами года- дети исключают картину с изображением зимы).

- Какое время года изображено на оставшихся картинах? ( весна).

Слайд 4. Картина Левитана «Большая вода».

4) –Какое время года на этой картине? А что такое половодье?

5) Объявление темы урока. Слайд 5.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с частью поэмы Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». В ней Некрасов описывает промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала – она затопила поля, леса, даже деревни, поэт описывает половодье, животные в половодье нуждаются в помощи.

- Послушайте , что же однажды услышал, а потом и описал Н.Некрасов. Слайд 6.

3. Работа над текстом произведения.

1) Первичное чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам произведение?

-О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай?

-Кто главные герои этого произведения? (На доске: дедушка Мазай, зайцы).

4. Словарная работа.

1) Чтение трудных слов. Слайд 7.

- Давайте прочтем длинные слова по слогам : раз-бол-тал-ся, со-бра-ли-ся, под-би-ра-лась, слу-шай-тесь…

2) Объяснение значения старинных слов. Слайд 8.

3)Назовите близкие по смыслу слова. Слайд 9.

5. Первичное чтение текста детьми.

- А теперь мы будем читать текст по частям и разбирать каждую часть.

1 часть.

- Как понимаете слова: разболтался в сарае?

- О чем сожалел дедушка? За что он осуждал мужиков?

- Как понимаете слова : гинут, болотистом?

2 часть.

-Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

3 часть.

-Что увидел дед Мазай?

-Как он поступил?

4 часть.

-Кого увидел на пне дедушка Мазай?

-Как понимаете «гуторя в тишине»?

-Как поступил дедушка, когда увидел «горемыку»?

5 часть.

- Кто копошился у куста?

-- Чем дед ее накрыл?

6 часть.

- Кто спасался  на суковатом бревне?

- Что придумал Мазай, чтобы спасти зайцев?

7 часть.

- Как отнеслись односельчане к затее дедушки Мазая?

8 часть.

- Как понимаете выражение « зайчики точно сбесились»?

- Как поступил дед когда причалил лодку к берегу?

9 часть.

-Как дед называет зайчишек в этой части, как обращается к ним?

10 часть.

- Как отнесся к больным зайцам дедушка Мазай?

- Как понимаете выражение «дали стречка»?

6.Физ минутка. Слайд 10.

Скачет зайка на опушке (сидя за столом),

Возле заячьей избушки ( встают),

 Ищет  он грибы волнушки ( наклоны),

Чтоб засаливать в кадушке (наклоны в стороны),

Ни горькушки, ни серушки (повороты),

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке ( кивают головой).

7. Закрепление изученного.

1) –Сейчас мы поиграем в игру. Мы будем рассматривать картинки к поэме « Дед Мазай и зайцы» и подбирать к ним строчки из текста. Слайды 11-19.

2) Работа над образами главных героев.

А) –Кто главные герои этого произведения?

-Какое слово здесь лишнее?

Зайчики: горемыка, зверишки, зайцы мои, бедные зверьки, плуты косые, звери.

Б)-Как вы представляете себе деда Мазая? Слайд 20.

- Понравился ли вам дедушка Мазай? Почему?

-Подберите на карточках слова , которые характеризуют деда Мазая, лишние слова уберите. Дедушка Мазай: добрый, заботливый, умный, злой, наблюдательный, жалостливый, жестокий.

8. Рефлексия.

- Кто из некрасовских героев показывает нам пример в охране всего живого?

- У вас на карточках есть отдельные слова. Составьте предложения про деда Мазая, прочтите. Слайд 21.

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

9. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто его автор?

- Что нового узнали о жизни животных весной?

( Оценка работы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и раз...

Урок чтения и развития речи . 3 класс

Урок предназначен  для учащихся  3 класса  специальной ( корекционной ) школы  VIII вида. Презентация сопровождает урок. Урок носит  коррекционно-развивающий  характер, н...

Методическая разработка урока чтения и развития в 4 классе «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»

Урок чтения и развития речи предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе VIII вида...

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе общеобразовательной школы по теме "По В,Осеевой "Самое страшное"

Данная разработка позволит использовать её на обычном комбинированном уроке, охватывает все основные этапы урока. Также её можно использовать для создания презентации, если есть интерактивные средства...

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе 8 вида школ по теме "В.Хомченко «Михаськин сад»"

Данная разработка урока поможет педагогам в подготовке к уроку по данной теме....

Методическая разработка урока по предмету " Развитие речи и окружающий мир" в 8 классе ОР на тему : "Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме".

В методической разработке представлен урок по развитию речи в 8 классе ОР на тему : " Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме"...

Методическая разработка урока "Чтение и развитие речи". Защита проекта

Данный урок был проведен для обучающихся с ОВЗ 2 класса Раздел "Весна идет!"...