Учимся писать слова с двумя корнями.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Повторить с обучающимися понятие "корень", формировать понятие "сложное слово", "соединительная гласная".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 40.
Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями» (учебник с. 81)
Речевая тема: «Природа вокруг нас. Краски осени»
Цель:
- создать благоприятные условия для повторения понятия «корень»;
- создать условия для формирования понятий «сложное слово», «соединительная гласная»;
- учить правильно формулировать выводы по теме урока;
- обогащать активный словарный запас детей;
- создать условия для развития речи;
- учить логически правильно строить предложения по заданной теме;
- воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок!
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол.
Начинаем разговор!
- Приветствие.
- Настрой учащихся на работу.
- Проверка организации рабочего места.
- Постановка цели и задач урока.
- Запись числа.
Минутка чистописания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Откроем учебник на странице 81.
- Прочитайте тему урока «Учимся писать слова с двумя корнями» (тема урока записана на доске)
- Бывают ли слова, в которых два корня?
- Давайте приведём примеры.
- С помощью какого способа словообразования мы образуем такие слова? (сложение двух корней)
Словарная работа.
- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с новыми словарными словами:
Осина, яблоко
- Что можем сказать об этих словах, с точки зрения их лексического значения. Что такое осина? Яблоко?
- Есть ли, в лексических значениях этих слов что-то общее?
(комментированное письмо слов в словарик, чтение хором)
- Давайте составим предложения, используя данные словарные слова.
Изучение нового материала.
- Работа по учебнику с. 81
- Выполним упражнение 1.
- Прочитайте задание к упражнению.
- Выпишем из данных слов, слова с двумя корнями:
Пароход, самолёт, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз
- Выделим в этих словах корни. По сколько корней будет в каждом слове.
- Какие буквы соединяют корни? Как называются в русском языке эти буквы?
От каких слов образованы эти слова.
- Какие из слов вам не понятны?
- Дайте лексическое значение каждого слова.
- Работа в парах.
- Выполним упражнение 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Выполните данное задание в парах. Сделайте взаимопроверку.
- Сколько слов вы выписали, какие?
Мухомор Носорог
- Какие корни выделили в словах? Какая буква соединяет корни слов?
- В классе есть ребята, которые подготовили сообщения, и сейчас нам расскажут, что такое мухомор, и кто такой носорог.
(на доске выставка детских рисунков)
- Самостоятельная работа. Упражнение 3
- Составим сложные слова.
- Выполните работу самостоятельно.
Составьте слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Снегопад Домохозяйка Самолёт Ледокол
Водопад Мышеловка Самосвал Мясорубка
- Назовите слова, которые обозначают явления природы? (снегопад, водопад)
- Назовите среди слов транспорт (самолёт, самосвал, ледокол). К какому виду транспорта отнесём эти слова?
- Какие слова не назвали. Дайте им лексическое значение?
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика
- Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
- А сейчас мы с вами совершим путешествие, путешествие в прошлое.
(самостоятельное чтение, пересказ)
- Работа по речевой теме урока.
(на доске иллюстрации картин и рисунки осени)
- Ребята, что общего между этими рисунками? (изображено время года – осень)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Давайте подумаем, какая осень?
(красивая, яркая, золотая, дождливая, ранняя, поздняя, багряная)
- Составим предложения, используя данные слова.
- Выполним упражнение 4.
- А теперь прочитаем, текст, который написал для нас автор.
- О чем этот текст?
- Как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна». Можно ли увидеть такую желтизну?
- Что такое осинник? С чем его сравнивает автор? Может ли он гореть как огонь на самом деле?
- Это ребята, переносное значение слов.
- Комментированное письмо.
- Выпишем слова с пропущенными буквами. Прокомментируем их написание.
Домашнее задание.
с. 82 упражнение №5 (чтение задания к упражнению)
Итог урока.
1. Работа со схемой «Что нового я узнал?»
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Что нового узнали о слове?
- Что запомним о соединительных гласных?
Вывод: в русском языке соединительные гласные о и е!
2. Рефлексия.
- Перед каждым из вас лежит рисунок дерева, раскрасьте это дерево цветами осени.
- Если ваше настроение хорошее, и вы много узнали нового, используйте яркие цвета.
- Если урок не порадовал вас, раскрасьте дерево тёмными цветами.
3. Оценивание работы учащихся учителем. Выставление оценок.
- Урок окончен! Всем спасибо за работу и внимание!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-306113-1384013185.png)
"Учимся писать слова с двумя корнями"
Совершенствование умений: выделять корни в словах, различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-63036-1385387988.jpg)
Презентация "Учимся писать слова с двумя корнями"
Данная презентация используется на уроках русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 века"...
«Учимся писать слова с двумя корнями».
Русский язык, 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-468984-1407850342.jpg)
Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497136-1413295650.jpg)
Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
Формировать умения и навыки учащихся в образовании и написании сложных слов....