План - конспект урока,3 класс "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План - конспект урока,3 класс "Личные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zkl_russ.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 3 классе
Учитель: Кузнецова Людмила Александровна
Образовательная программа «Начальная школа 21 века»
Предмет: русский язык Л.И. Тикунова, С.К. Тивикова
Форма проведения: урок объяснения нового материала
Тема урока: «Личные местоимения»
Цель урока: познакомить учащихся с личными местоимениями, с их ролью в речи
Задачи урока: - разъяснить, почему местоимения называются личными
упражняться в определении рода, числа местоимений и существительных;
замене существительных местоимениями в речи
создать условия для развития внимания, речи учащихся;
развитие коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, в группах
развитие навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы
Мотивационный аспект: - игровая мотивация (диалог с телефоном)
учебная мотивация (изучение личных местоимений для того, чтобы разнообразить нашу речь, избежать повторений одних и тех же имён существительных)
Оборудование:
1) Учебник «Русский язык» для 3 класса
2)Мультимед.
3) Индивидуальные карточки-задания (1,2 вариант)
4)Светофоры
5) Два телефона
План урока:
1) Организационный момент – 1 минута
2) Актуализация знаний -3 минуты
3) Объяснение нового материала. Фронтальная работа – 8 минут
4) Первичное закрепление материала. Словарная работа.
Физ.минутка « Четвёртое лишнее» - 12 минут
5) Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой – 10 минут
6) Включение нового знания в систему знаний.
Шарады. Хитрые вопросы. Работа в группах – 6 минут
7) Домашнее задание – 2 минуты
8)Рефлексия – 1 минута
9) Итог урока – 2 минуты
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | ||
Эпиграф к уроку « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Как называется страна в которой мы живём? - Какой у нас национальный язык ? - Прочитайте эпиграф. Чему он посвящён? - Мне бы очень хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, люби- ли его и гордились им. Не толь- ко в России, а ещё в 45 странах мира интересуются русским языком и изучают его. | - Мы живём в России. - Национальным являет- ся русский язык.
-Красоте и силе нашего языка. | Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включе- ния в учебный про- цесс. УУД: -личностные (ус тановление учащими- ся связи между целью учебной деятельности и её мотивом) - коммуникатив- ные ( планирование учебного сотрудни- чества с учителем и сверстниками) |
Актуализация знаний | ||
- Я предлагаю вам послушать стихотворение Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать- не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, а МЫ с НЕЮ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ,- Всё это тайной быть должно Для НАС и ВАС от всех… -Поняли вы что-нибудь? - А как вы думаете, почему? , - Для чего существуют место- имения в речи? - Местоимения, как запасные игроки на футболе, как дуб- лёры в театре. - Местоимение – это самостоя тельная или служебная часть речи? - Обобщите сказанное, что вы знаете о местоимениях. На экране появляется запись « Местоимения» | Нет, не поняли. В стихотворении нет существительных, а только местоимения. Местоимения не назы- вают предметы, а только указывают на них. Они разнообразят нашу речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в пред- ложении одного и того же имени существитель- ного. - Это самостоятельная часть речи. Местоимение- это само- стоятельная часть речи, которая не называет предметы,а лишь указы- вает на них. | Цель: организовать актуализацию изучен- ных способов дейст- вий, достаточных для проблемного изложе- ния нового материала. УУД: - регулятивные - познаватель- ные (поиск и выделение необходи- мой информации) - логические (построе- ние логической цепи рассуждения) |
Проблемное объяснение нового материала | ||
- Ребята, послушайте диалог. Фронтальная беседа - Света, начиная разговор, как ты себя называешь? - Это первое лицо, которое участвует в диалоге. (заполняется таблица) - Света, а как бы ты назвала себя и Артёма одним словом? - Ребята, как Света обращалась ко второму участнику диалога, к Ире? - Ты – это второе лицо - Ира, Света, как нужно обра- щаться к ребятам класса, приглашая их на концерт? - А как вы обратитесь ко мне? - Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит местоимение «вы» может ука- зывать на одно лицо. - Кстати, в поздравлениях, за- писях и письмах местоимение « вы» пишется с большой буквы. - Света и Ира говорят о Насте и о Артёме,которые не участ- вуют в диалоге,т. е. о третьих лицах. - Ребята, каким словом можно заменить слово « окно»? -Местоимения я, мы, ты, вы,он,она, оно, они – называются личными. (На экране появляется стих, который дети читают хором) Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они- Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. (На экране появляется запись: « Личные местоимения» -это тема урока. | Света,алло! Привет! Это я. Ты ждала моего звон-ка? Мне хочется тебя и Настю пригласить на концерт.Как ты дума- ешь, она в воскресенье ничем не занята? Ира.- Думаю, что нет. Света.- А Артём? Он то- же собирался. Ира.-Давай ему вместе позвоним. Света.- Хорошо. -- Я - Мы - Ты - Вы - Тоже вы Настя (она), Артём (он) Оно Значит, местоимения указывают ещё и на не- одушевлённые предметы | Цель: Организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. УУД: -личностные (ус тановление учащими- ся связи между целью учебной деятельности и её мотивом) - познавательные (по- становка и формули- рование проблемы) - логические( анализ, обобщение) |
Закрепление новой темы | ||
- Как вы думаете,почему дан- ные местоимения называют « личными»? Личные местоимения указыва вают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь. Прочитайте местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица. Какие из них единственного числа, множественного? - Какого рода местоимения он,она, оно? - Можно ли определить род остальных личных местоиме-ний? - Докажите. - Послушайте стих и отгадайте, о чём идёт речь? Утром – так заведено, Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар- птицей… А стемнеет- ОН придёт: Тоненький, смущенный, Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл- плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА ? Запишите слова- отгадки, вместо каких местоимений 3-его лица ед.числа они упот- ребляются? -Какие из этих слов являются словарными? - Запишите ещё по 2 словар- ных слова- существительных в каждый столбик. | Они указывают на лицо или лица. Личное- зна-чит, принадлежащее лично кому-то. (заполняется таблица) Мужского, женского, среднего рода. Нет. ( Работа по учебнику) Месяц, солнце, луна. (иллюстрации – на экране) ОН ОНА ОНО месяц луна солнце Месяц | |
Физминутка ( сидя) | ||
Хлопайте в ладоши, если услышите личное местоимение Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты- Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты- Если мы сорвём цветы (высвечивается иллюстрация с цветами ) - Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? -Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. - Запишите как можно больше пар – существительных и местоимений, их заменяющих. «Четвёртое – лишнее» - Найдите лишнее слово в каж дом ряду и объясните, почему оно лишнее. - Запишите местоимения без лишних слов, укажите лицо и число | Цветы – они, ромашка – она, лютик- он и т.д. Я, они, на, ты Но, оно, она, они Я, Яна, ты, вы Я (1 л.,ед.ч.), они ( 3 л.,мн.ч.), ты (2 л.,ед.ч) | |
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой | ||
« Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные кар- точки 1 и 2 варианта) ( Записаны предложения с пропущенными личными мес- тоимениями, которые легко восстанавливаются по фор- ме глагола) | 1 вариант … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда …приедет? Завтра …пойдём на речку.Кого … ждёте? Почему…уле- тают? 2 вариант Вечером … читают сказ- ки. Что …вырезают из бумаги? А … умеете так вырезать? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. | Цель:организовать вы- полнение учащимися типовых заданий на новый способ дейст-вий. УУД: -познавательные ( рефлексия, контроль и оценка) - личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) - коммуникативные ( умение с достаточ- ной полнотой и точ- ностью выражать свои мысли) |
Самопроверка | Учащиеся исправляют свои ошибки карандашом | |
Взаимопроверка (работа в парах) Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Молодцы.( Дети передают карточки на проверку учителю) | Дети проверяют работы друг друга, исправляя ошибки зелёной пастой. | |
Шарады и хитрые вопросы Первый слог- личное местоимение, Второй- детская болезнь. А целое – тот предмет, кото- рый выбрасывают, когда он нужен и поднимают, когда в нём не нуждаются. Что это? - Какое местоимение составлено из двух предлогов? - Мама пришла с работы и , увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? | Я-корь О-на Они вы-мы-ты. | |
Итог урока | ||
- Как называются местоиме- Личные ния, с которыми мы сегодня работали? - Назовите местоимения 1-ого,2-ого и 3-его лица - У каких местоимений можно определить род? Он, она, оно. - На следующем уроке мы будем учиться правильно изменять – склонять личные местоимения: « Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?» - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные: формирование интереса к учению, способн...
План-конспект урока "Притяжательные местоимения"
План-конспект урока "Притяжательные местоимения" для 2 класса с элементами игрыУчебник: Кузовлев В.П.Тема: притяжательные местоименияПрактическая цель: формирование грамматических навыков.За...