Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_russkiy_yazyk_3_klass.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

3 КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Гришина Анастасия Андреевна

Москва

2012 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

        Рабочая программа по русскому языку реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «» в учебном плане отводится 3 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Основные требования к умениям учащихся по предмету:

I уровень

II уровень

III уровень

- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;

- писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

- составлять предложение по картинке;

подбирать по вопросам названия предметов и действий.

- делить слова на слоги;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного текстов;

- писать предложение с большой буквы и ставить точку;

- составлять предложение по картинке.

        

        Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Обучение осуществляется по учебнику: Якобская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  «Просвещение», М., 2012.

В основу содержания программы положены следующие принципы: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках письма в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается  детям, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

Принцип доступности является основным на каждом уроке: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.        

Уроки русского языка имеют большое коррекционное значение: это развитие мелкой моторики, координации и точности движений рук, пространственной ориентации. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

В 1-4 классах содержание учебного материала на  уроках русского языка впрямую связано с уроком чтения – те же буквы, слоги, слова и т.д .Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

Обязательно включается, как элемент чистописания,   написание букв, которые изучаются (или повторяются) на уроке чтения. Это будет способствовать узнаванию и переносу знаний полученных на уроке чтения в условия другого предмета. Межпредметные связи позволяют более эффективно закреплять узнавание и понимание слов, лучше запоминать их, что быстрее обогатит пассивный и активный словарь учащихся.

Содержание рабочей программы по предмету «Русский язык»

Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Повторение

Выделение  предложений из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.  Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Соблюдение вопросительной и повествовательной  интонации. Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения. Работа с деформированным предложением. Определение порядка слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих  вопросов для выделения слов. Составление загадок по названиям частей предмета; отгадывание загадок.

Учить выделять   предложения из речи. Его графическое изображение.  Учить сравнению оформления предложения в схеме и записи.  Учить ответам на вопросы и коллективной записи ответов.    Учить  определению количества предложений в диалоге и  соблюдению вопросительной и повествовательной интонации.  Закреплять навыки  работы с деформированным предложением  и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении  названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Учащиеся должны уметь  выделять   предложения из речи. Его графическое изображение,  сравнивать оформление предложения  в схеме и записи. Учащиеся должны уметь  определять количество предложений в диалоге и  соблюдать вопросительную и повествовательную интонации.  Владеть навыками работы с  деформированным предложением  и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении  названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Контрольные и проверочные работы.

Составлять предложения на основе демонстрации действий. Составлять схему предложения и работать с ней. Уметь  определять количество предложений в диалоге и  соблюдать вопросительную и повествовательную интонации.  Уметь работать с  деформированным предложением  и определением порядка слов в предложении, а так же выделять в предложении  названий предметов и названий действий и использовать нужные вопросы для выделения слов.

Составлять предложения на основе демонстрации действий. Составлять схему предложения с помощью учителя.  Работать с предлогами. Составлять предложения с данными словами.  Уметь работать с  деформированным предложением  и определением порядка слов в предложении с помощью учителя.

Составлять предложения на основе демонстрации действий (с помощью учителя).  Распространять предложения с помощью картинок (с помощью учителя).

Звуки и буквы

Алфавит. Знакомство со  «Школьным орфографическим словарем». Восстановление в памяти (с помощью учителя) словарных слов, изученных во 2-м классе; нахождение их в орфографическом словаре.  Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников». Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Гласные е, ё , ю, я в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слов при письме. Согласные твердые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении.

Ознакомить учащихся и научить пользоваться  «Школьным орфографическим словарем».

Дать учащимся в доступной форме понятие гласных и согласных звуков и букв. Научить выделять ударную гласную в  двусложных и трехсложных словах и наблюдать  за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».

Закрепить навык деления слова на слоги и переноса части слова при письме (гласные  е,  ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова).

Дать понятие о дифференциации на слух и в произношении твердых и мягких согласных.

Учащиеся должны  уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем». Различить  гласные и согласные звуки и буквы. Уметь  выделять ударную гласную в  двусложных и трехсложных словах и наблюдать  за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».

Уметь делить слова на  слоги и переноса части слова при письме (гласные  е,  ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова). Уметь дифференцировать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные.

Должны уметь обозначать мягкость  согласных на письме  буквами

и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

 

Уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем». Различить  гласные и согласные звуки и буквы.  Выделять ударную гласную в  двусложных и трехсложных словах и наблюдать  за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».  Делить слова на  слоги и переносить части слова при письме. Выделять  гласные  е,  ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова. Дифференцировать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость  согласных на письме  буквами

Уметь пользоваться

«Школьным орфографическим словарем» с помощью учителя.  Различить  гласные и согласные звуки и буквы.  Выделять ударную гласную в  двусложных словах.  Делить слова на  слоги и переносить части слова при письме с помощью учителя. Выделять  гласные  е,  ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова.

Знать сочетание гласных с шипящими и  выделить их при написании:

 жи – ши, ча – ща, чу – щу.    

Различать согласные звуки и б Выделять ударную гласную в  двусложных словах с помощью учителя.   Делить слова на  слоги и переносить части слова при письме с помощью учителя.  Выделять  гласные  е,  ё, ю, я в начале слова или слога, слова с гласной э в начале слова.

Обозначение мягкости согласных на письме  буквами и, е, ё, ю, я. Буква ь на конце и в середине слова. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова.

Научить обозначать мягкость  согласных на письме  буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова. В доступной форме объяснить сочетание  гласных с  шипящими: правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.   Научить уметь различать парные звонкие и глухие согласные   на слух и в произношении. Объяснить  правописание звонких и глухих согласных на конце слова, и как проверить их  при  написании путем изменения формы слова.

Должны знать сочетание гласных с шипящими и правописание  жи – ши, ча – ща, чу – щу.   Уметь различать парные звонкие и глухие согласные   на слух и в произношении.

Должны знать  правописание звонких и глухих согласных на конце слова,  и как проверить их  при  написании путем изменения формы слова.

и, е, ё, ю, я и буквой ь на конце и в середине слова. Знать сочетание гласных с шипящими и  выделить их при написании:

 жи – ши, ча – ща, чу – щу.    Различать парные звонкие и глухие согласные   на слух и в произношении. Знать  правописание звонких и глухих согласных на конце слова,  и как проверить их  при  написании путем изменения формы слова.

Различать парные звонкие и глухие согласные   на слух и в произношении с помощью учителя.

Слово

Предмет и его название, по вопросам кто? что?  Выделение названий предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т.д. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением.

Заглавная буква в названиях городов, деревень, сел, улиц.

Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу.

Согласование слов, обозначающих названия действий с названиями предметов.

В доступной форме дать учащимся понятие   о предмете и его названии, учить различать их. Учить выделять названия предметов из предложения. Обозначать обобщающим словом. Расширить круг слов,  обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т.д. Учить составлять пары слов  с ласкательным и уменьшительным значением.

Познакомить с написанием заглавной буквы в  названиях  городов, деревень, сел, улиц.

Учить дифференцировать слова, обозначающие действия предметов и познакомить с новыми вопросами к  названиям действий.

Учить пониманию о согласовании слов,  обозначающих названия действий с названиями предметов,

Учащиеся должны знать предмет и его название уметь различать их. Выделять  названия предметов из предложения. Уметь обозначать  обобщающим словом  предметы, явления природы, растения, животные и т.д. Уметь  составлять пары слов  с ласкательным и уменьшительным значением.

Знать правила написания большой буквы в  названиях  городов, деревень, сел, улиц.

Уметь дифференцировать слова, обозначающие действия предметов.  Понимать согласование слов,  обозначающих названия действий с названиями предметов. Научиться  отгадывать названия предметов  по названиям действий и

 

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Знать предмет и его название, уметь различать их. Различать сходные по назначению и форме предметы. Обозначать обобщающим словом. Уметь составлять  пары слов  с ласкательным и уменьшительным значением.

Знать правила написания заглавной буквы в  названиях  городов, деревень, сел, улиц.

Уметь различать  слова обозначающие действия предметов, ставить соответствующие вопросы.

Знать предлоги и уметь правильно их использовать, подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.    

Знать предмет и его название, уметь различать их.  Обозначать обобщающим словом.

Знать правила написания заглавной буквы в  названиях  городов, деревень, сел, улиц.

Уметь различать слова, обозначающие действие предмета.

Знать предлоги.

Уметь правильно использовать предлоги.

Понимать правила использования «Школьного орфографического словаря».

Знать предмет и его названии, уметь различать их. Обозначать обобщающим словом.

Уметь различать предмет и его действие (с помощью учителя).

Знать предлоги.

Отгадывание названий предметов по названиям действий.

Подбор к названиям предметов нескольких названий действий.

Название признаков предмета.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Предлог  о, его значение Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Слова с непроверяемыми гласными. Использование орфографического словаря.

отгадывать названия предметов  по названиям действий и подбирать к названиям предметов нескольких названий действий. Объяснить образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.

Продолжать изучать предлоги и их значение, выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом. Учить использовать в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Объяснить слова с непроверяемыми гласными.

Учить пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.

подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.

Знать предлоги и роль предлога  в обозначении пространственного значения и подбирать к названиям предметов нескольких названий действий.

Уметь  использовать в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Научиться единообразному подбору слов-«родственников».

Научиться  пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.

Подбирать слова-родственники» к непроверяемым гласным.  

Уметь пользоваться «Школьным орфографическим словарем» для проверки написания слов.

Предложение

Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи.

Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения. Распространение предложений по картинке и по вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения. Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении.

Самостоятельное составление предложений по вопросу, по теме, картинке, образцу.

Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов.

Учить выделять предложения из текста или из речи. Учить графическому изображению предложений и обозначению в схеме начала и конца предложения.

Учить отличать предложения от простого набора слов.

Объяснить способы оформления ответа с ориентацией на вопрос. Учить различать интонацию в  вопросе и ответе.

Продолжение работы с деформированным предложением и текстом. Учить самостоятельно составлять предложения по  вопросу, по теме, картинке, образцу.

Объяснить составление диалогов из данных вопросов и ответов.

Уметь выделять предложения из текста или из речи. Уметь графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения.

Уметь отличать предложения от  набора разрозненных слов. Уметь работать с деформированным предложением и текстом.

Уметь оформить ответ с ориентацией на вопрос. Правильно подбирать интонацию в ответе. Уметь  самостоятельно составлять предложения по  вопросу, по теме, картинке, образцу. Составлять диалоги из данных вопросов и ответов.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Выделять предложения из текста или из речи. Графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения.

Отличать предложения от  набора разрозненных слов. Работать с деформированным предложением и текстом.

Оформлять ответ с ориентацией на вопрос. Правильно подбирать интонацию в ответе.  Самостоятельно составлять предложения по  вопросу, по теме, картинке, образцу. Составлять диалоги из данных вопросов и ответов.

Выделять предложения по картинке, по теме. Выделять предложения из текста или из речи (с помощью учителя). Графически изображать предложений и обозначать в схеме начало и конец предложения (с помощью учителя).  Работать с деформированным предложением (с помощью учителя).

Правильно подбирать интонацию в ответе.

Составлять предложения по картинке (с помощью учителя). Выделять предложения из текста (с помощью учителя). Уметь графически изображать предложения ( с помощью учителя).

Письмо и чистописание

  

Списывание с печатного и  рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Контрольное списывание. Контрольные диктанты (15-20 слов).

Учить списыванию с  печатного и  рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма.

Учить четкому и графически правильному написанию  строчных букв и их соединений.  Учить писать под диктовку предложения с  соблюдением изученных правил правописания.

Учащиеся должны уметь списывать с  печатного и  рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма.  Уметь четко и графически правильно писать строчные буквы и их соединения. Уметь писать под диктовку предложения с  соблюдением изученных правил правописания. Выполнять контрольные списывания и диктанты.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Списывать с печатного и рукописного шрифтов   с постепенным ускорением темпа письма.  Четко и графически правильно писать строчные буквы и их соединения.     Писать под диктовку  предложения  с  соблюдением изученных правил правописания.

Выполнять контрольные списывания и диктанты.

Писать буквы и выполнять простые письменные упражнений (с помощью учителя). Списывать с печатного  текста (с помощью учителя). Писать под диктовку простые слова.

Выполнять контрольные списывания и диктанты ( с помощью учителя).

Писать буквы  (с помощью учителя). Списывать с печатного  текста по слогам (с помощью учителя).

Связная письменная речь

Различение рассказа и набора предложений. Определение, о ком или о чем рассказ. Коллективный подбор заглавия к рассказу.

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.

Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа.

Учить различению рассказа и набора предложений и определению  о ком или о чем рассказ.     Формировать способность учащихся работать коллективно в составлении и оглавлении рассказа  по серии сюжетных картинок.

Учить использовать синонимы для названия действующего лица и местоимений   вместо существительного.

Учить восстанавливать деформированный текст  с опорой на серию картинок или на вопросы и озаглавить рассказ.

Учащиеся должны уметь правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал.  Уметь коллективно работать  в составлении и оглавлении рассказа  по серии сюжетных картинок.

 Уметь подбирать заголовок к прочитанному тексту. Уметь  использовать синонимы для названия действующего лица и местоимений   вместо существительного.

Уметь  восстанавливать деформированный текст  с опорой на серию картинок или на вопросы и озаглавить рассказ.

Контрольные и проверочные работы, беседы.

Правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал. Подбирать заголовок к прочитанному тексту. Коллективно списывать с доски и отвечать на вопросы. Составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения). Записывать свой домашний адрес.

Правильно располагать предложения, опираясь на наглядный материал (помощью учителя). Подбирать заголовок к прочитанному тексту. Коллективно списывать с доски и отвечать на вопросы ( помощью учителя). Составлять предложение по картинке. Называть свой домашний адрес.

Правильно располагать предложения, опираясь на картинку ( с помощью учителя). Списывать с доски под контролем и с помощью учителя).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,

Рабочая программа  по  английскому языку  класс  3  Enjoy English М.З. Биболетовой,  Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...