Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_deformirovannogo_povestvovatelnogo_teksta.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Цели:

Предметные

1.Обобщение представлений  о композиции повествовательного текста.

2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.

3.Формирование умения устанавливать связи между частями текста.

4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.

5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.

Регулятивные

Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, работать в парах.

Личностные

Проявлять внимание к животным, заботиться о животных

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Постановка учебной задачи.

- Ребята, мы знаем,  что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы  иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.

- Где ещё вы используете подробный пересказ?

 - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.

-Что значит написать изложение?

-Что необходимо для написания изложения?

- Чему вы будете учиться работая над изложением?

Учитель фиксирует цель на доске.

( Рассказываем родителям о школьном дне, товарищам о поездке, своих приключениях).

( Запомнить текст и записать его по памяти).

( Необходим текст).

( Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

2.Конструирование текста.

Сядьте правильно, приготовьтесь слушать.

Учитель читает.

            Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

             Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

             Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

             Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Можно ли прочитанное  назвать текстом?

-Почему?

-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.

Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.

Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.

- Кто желает прочитать свой текст?

- Есть другие варианты?

( Нет).

(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).

Учащиеся располагают части по порядку.

Одна пара зачитывает.

3. Беседа по содержанию.

- О чём рассказывается в тексте?

- Что мы определили?

-Что ещё надо определить готовясь к изложению?

Что главное  хотел сказать автор?

Как вы относитесь к поступку  героев?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Подберите заголовок к тексту.

- Какой заголовок точно отражает тему текста? А Какой главную мысль?

О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.

Тему текста.

Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор.

Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.

Гордимся, одобряем.

Также как ребята.

Обдумывают и предлагают свои варианты.

Спасение птенцов.

Доброе сердце.

Хороший поступок.

Помощь пришла вовремя.

Соотносят заголовки с темой и главной мыслью текста. Делают вывод.

4.Анализ структуры текста.

- Когда вы слушали текст,  перед вами возникла одна картинка или несколько?

- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?

-Вспомним из каких  частей состоит любой текст повествования?

Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?

- Как называется первая часть?

- Прочитайте, как дальше развивается действие?

- Какая это часть?

- Какой самый острый интересный момент?

- Как называется самый напряжённый момент ?

Прочитайте, чем всё закончилось?

- эта часть называется …

- Что мы составили?

На доске.

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.

Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста.

 Это текст повествование.

Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части.

-Текст повествования состоит из 4 частей.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Это начало события или завязка.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Развитие действия.

           

 Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Кульминация.

             Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Конец события или развязка.

Схему текста повествования.

5.Составление плана текста

Поработаем над каждой частью  в отдельности.

В каком предложении отражено основное  содержание первой части?

-Как можно короче  выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.

Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.

Сократите предложение до пункта плана.

Каким предложением выражена главная мысль третьей части?

Как можно озаглавить эту часть?

Каково содержание последней части?

Как одной фразой выразить основную мысль  части?

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

План

1.Громкие голоса.

2.Крошечный птенчик.

3.Птенец в гнезде.

4.Первая встреча.

- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?

- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?

Выпишите слова - опоры к первой части.

На доске

1.Громкие голоса.   Услышали подошли  кружились  донёсся

- Какая по виду вторая часть рассказа?

кого описывает автор?

Что описывает?

Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова?

Какие слова нужно выписать?

На доске

2.Крошечный птенчик.  Раздвинули  увидели  крошечный  головастый  большой  жёлтый  жалобно попискивал

- Какие слова возьмём из третьей части?

- Что значит водворили, как поняли это слово?

Водворить - поселить на жительство, поместить.

На доске

3. птенец в гнезде.  Водворили  смолкли  доносился  требовали  накормили

- Какие слова возьмёте из последней части?

На доске

1.Громкие голоса.   Услышали подошли  кружились  донёсся

2.Крошечный птенчик.  Раздвинули  увидели  крошечный  головастый  большой  жёлтый  жалобно попискивал

3. птенец в гнезде.  Водворили  смолкли  доносился  требовали  накормили

4.Первая встреча. Впервые увидели.

- какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.

2.Птенчик.

Крошечный птенчик.

Мы водворили птенца в гнездо.

3.Птенец в гнезде.

Водворение птенца.

Птенец в гнезде и т.д.

             Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

  1. Первая встреча.

Знакомство и т.д.

Читают план.

Слова опоры.

Глаголы.

Услышали подошли  кружились  донёсся

Описание.

Птенца

Тело голову клюв

Прилагательные.

Раздвинули  увидели  крошечный  головастый  большой  жёлтый жалобно попискивал

Водворили  смолкли  доносился  требовали  накормили

Впервые увидели

Птенчик, дрозды, родители,птенцы.

  1. Орфографическая подготовка

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить  слова орфоэпически, как  они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.

Учитель называет слова:

аднажды

Падашли

астарожна

крошычный

Галавастый

Жалобна

 Данасился

Штобы

Клюф

Папискивал

Возьмите маленький листочек, выпишите на него  из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться  при написании изложения.

Однажды

Подошли

Осторожно

крошечный

Головастый

Жалобно

 Доносился

Чтобы

клюв

попискивал

  1. Повторное чтение текста

В последний раз перед записью прочитайте текст.

Каждый самостоятельно читает текст.

  1. Самостоятельная запись текста

Закройте учебники, отложите их в сторону.

Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы.

 Ниже заголовок.

Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.

- Когда напишите, чем закончите  работу?

- Что будете проверять?

Что вам поможет?

Возьмите её.

Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала?

Если это не поможет, что сделаете?

Какой будет следующий шаг если и это не поможет?

Какой последний шаг в случае затруднения?

Приступайте к работе.

Памятка

1.Читаю как написано.

2.Выделяю те места, где сомневаюсь.

3.Помогаю себе

Вспомню правило

Спрошу у взрослых

Посмотрю в словаре

Посмотрю слова - опоры

Открывают тетради, записывают число, заголовок, пишут изложение.

Проверим.

Получился ли текст? Проверим орфограммы.

Памятка.

Попытаюсь вспомнить правило.

Посмотрю слова опоры.

Посмотрю в словаре.

Спрошу у взрослого.

  1. Самопроверка написанного

Проверяют работу пользуясь памяткой

  1. Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Кто справился с работой?

-Кому ещё нужно время?

Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя:   - развивать умения пересказывать письменно текст по пла...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...