Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.
Ход урока
1 Постановка учебной задачи.
(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)
Свиристели
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.
Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.
( По Б.Павлову)
Учитель.
- Какая задача стоит перед нами?
Ученики.
- Составить из предложений текст.
Учитель.
- Что для этого нужно сделать?
Ученики.
- Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.
11. Составление текста.
Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.
Учитель.
- О чём рассказывается в этом тексте?
Ученик.
- О птицах свиристелях.
(На экране появляется слайд с изображением свиристелей)
Работа в тетрадях по развитию речи.
Учитель.
- Какое первое задание нужно выполнить?
Ученик.
- Определить количество частей в тексте .
(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3)
Учитель.
- Докажите, что в тексте три части.
Ученик.
- В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.
Учитель.
- Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?
Ученик.
- Сначала нужно составить каждую часть.
- В каком порядке строится описание. - Давайте вспомним, как строится описание. (Слайд с порядком построения описания.
1. Общее впечатление.
2. Крупные детали.
3. Мелкие детали.
4. Оценка автора.)
- Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.
(Ученики работают в парах, подбирают 4 предложения, составляют их по плану слайда.
Одна пара читает составленную часть и защищает свой вариант первой части текста. У других учеников есть возможность исправить ошибки.)
Учитель.
- Почему в таком порядке вы расположили предложения?
Один ученик из отвечающей пары.
- Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом - о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.
Учитель.
- Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?
Второй ученик из пары ребят.
- Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.
Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.
Учитель.
- Какие слова помогают автору описать птицу?
Ученик.
- Прилагательные, обозначающие цвет.
Учитель.
- Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?
На доске: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.
Учитель.
- Как автор говорит о расположении пятнышек?
Ученик.
- Пятнышки разбросаны.
Учитель.
- Что подчёркивает это слово?
Ученик.
- Расположены в беспорядке, кое – где.
Учитель.
- Что автор хочет показать своим описанием?
Ученик.
- Это нарядная птица.
Учитель.
- Какие слова передают отношение автора?
Ученик.
- Пятнышки, полоски, очень нарядная.
Учитель.
- Каково же отношение автора к свиристелям?
Ученики.
- Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.
Учитель.
- . Составьте остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.
Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.
Учитель.
- О чём вы рассказали во второй части?
Один ученик из пары.
- О том, как поют свиристели.
Учитель.
- О чём вы рассказали в следующей части?
Второй ученик.
- О том, что любят свиристели.
111. Составление плана.
Учитель.
- Что нужно сделать дальше?
Ученик.
- Определить порядок частей в тексте.
Учитель.
- Какой частью нужно закончить текст?
Ученик.
- Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.
Учитель.
- Почему именно так будет правильно?
Ученик.
- В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.
Учитель.
- Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.
(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)
Учитель.
- Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.
Примерный план.
1. Нарядная птица.
2. Любимое кушанье.
3. Ласковая песенка.
Учитель.
- Что старались отразить в заголовках плана?
Ученик.
- Главное в каждой части.
Учитель.
- По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.
Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.
1V. Запись текста.
V. Проверка написанного текста.
Учитель.
- Сколько частей в вашем тексте?
Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.
V1. Итог урока.
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму. |
Окраска у них розовая. |
Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками |
На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. |
Очень нарядная птица. |
Свиристели очень любят рябину. |
Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. |
Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт. |
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. |
Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. |
За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробное изложение по деформированному тексту (Г.Цыферов «Ежик»)
Конспект занятия по развитию речи младших школьников...
Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.
Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста....
УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)
Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик"...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России...
«Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.
Тема урока: «Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.Вид урока:урок развития речи.ФИО учителя-автора...
Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».
Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....
Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
Русский язык в начальной школе»: урок с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...