Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

  - развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

  Планируемые результаты:

Предметные:

   - научатся писать письменное изложение;

   - научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

   - получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Личностные:

   - развитие  наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развитие  самостоятельности, инициативности в выборе решения.

Оборудование: презентация, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по развитию речи

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

  - развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

  Планируемые результаты:

Предметные:

   - научатся писать письменное изложение;

   - научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

   - получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Личностные:

   - развитие  наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развитие  самостоятельности, инициативности в выборе решения.

Оборудование: презентация, учебник.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Сл: слово учителя

Пр.: запись в тетради

≈ 1  мин

- Здравствуйте! Присаживайтесь.

- Откройте тетради для творческих работ, запишите число, изложение.

Настраиваться на урок

Записывать число, тему урока

Л: эмоционально настраиваться на урок

2.

Мотивационный

Сл.: отгадывание загадки, ребуса

Сл.: ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение

≈ 2  мин

- Отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет –

Только мышь его боится, угадали –это…? (Кот)

- Разгадайте ребус:

Петя, -Ух!

На слайде изображения кота и петуха.

- Предположите, как они могут жить друг с другом?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать?

-Для того, чтобы подтвердить наши предположения об этих героях, прочитайте текст на с.56

- Какая тема текста?

Отгадывать загадку, ребус

Рассматривать иллюстрации

Определять главного героя

Читать текст в учебнике

сохранять учебную цель и задачу;

2.

Постановка учебной задачи

Работа с книгой: озаглавливание текста

Сл.: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: определение части

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Пр.: соотнесение части текста с иллюстрацией  

Сл: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: составление плана

Сл.: беседа по содержанию

Работа с книгой: озаглавливание

Сл.: пересказ части

Работа с книгой: чтение части

Сл.: анализ части, ответы на вопросы

Пр.: опорные слова

Работа с книгой: пересказ

Сл.: чтение части

Сл.: отв. на вопросы, анализ части

Работа с частью: пересказ по опорам

1 мин

1 мин

1 мин

1-1,5 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

3 мин

3 мин

1 мин

 - Как можно озаглавить данный текст? (Куры в саду, вкусная каша и  т.д.)

-запишите понравившийся заголовок.

- назовите главную мысль текста. (кот ходил как хозяин и сторож)

- Давайте определим, какой тип текста- повествование, описание или рассуждение?

Текст-повествование:

1. задача текста

Рассказать о каком –либо событии.

2. Вопросы к тексту

Что? Где? С кем происходит?

- С чего начинается текст?

- На сколько частей можно разделить этот текст?

- Посмотрите на иллюстрации.

На 1-ом рисунке, что мы видим? Где в тексте об этом говорится? В какой части об этом может говориться?

- С каких слов начинается? (однажды кот)

Каким предложением заканчивается часть? (они стали склевывать с тарелок кашу)

- Смотрим на 2 рисунок. Что на нем происходит?

Этот рисунок к какой части относится? Где она начинается? с каких слов?(Кот прокрался…)

Где заканчивается часть? (от петуха летели пыль и пух)

- К какой части относится 3 рисунок? (ко второй)

- Что на нем изображено? (мчался петух, а кот его бил передней лапой по спине)

- Где начинается последняя часть? С каких слов? (С тех пор…)

И заканчивается последним предложением.

Давайте с вами составим план.

Работа над частью.

- Прочитай первую часть. (1 ученик)

- О чем говорится в этой части? (о благородном поступке кота, о курах в саду)

- Что значит благородный?  (делать благо, добро)

- найдите слово, которое говорит о том, как куры попали в сад. (влезли)

- Что стали делать куры в саду? (склевывать кашу)

- Где стояла каша? (в тарелках на столе в саду)

- Озаглавьте эту часть. (Куры в саду)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

Опоры:  Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

- Прочитай вторую часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот прокрался и наказал кур, как он побил петуха)

- Как можно озаглавить эту часть? (наказание и погоня)

- Найдите слово, которое говорит о том, как кот подошел к курам. (прокрался)

- Что сделали куры, когда кот прыгнул на стол? (взлетели с писком, бросились удирать)

- Что значит «удирать»?  Чем отличается от «убегать»?

- Что значит «мчатся»? (очень быстро передвигать) Кто мчался впереди? Что делал кот за петухом, прочитайте это слово. (нёсся)

- как вы понимаете это слово? (быстро бежал за петухом)

- Что делал кот с петухом? (бил передней лапой по спине, что от того летели у петуха пыль и пух)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

Опоры: прокрался, прыгнул, взлетели, удирать, впереди,  нёсся,  

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

- Переходим к работе над следующей частью.

- Прочитай третью часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот стал ходить как сторож и хозяин в саду и дома, а куры его боялись)

- Что говорит автор о курах? (опасались воровать)

- Чем закончилась эта история?

- Как можно озаглавить эту часть? (сторож)

- посмотрите на последнее предложение. Что вы увидели? (запятая перед союзом как)

Опоры: опасались, воровать, по дому и саду ,как хозяин и сторож.

- Кто может пересказать эту часть?

-С какого слова начинается каждый абзац?

1- Однажды кот…

2- Кот прокрался…

3-С тех пор…

Озаглавливание текста

Отвечать на вопросы; делать выводы;

Читать текст

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Анализировать текст

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Составлять план текста

Отвечать

на вопросы

Озаглавливать часть текста

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Разбирать начало каждого абзаца

Уяснить значение каждого абзаца, выяснить, какой  абзац главный

способствовать формированию умения 

обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

сохранять учебную цель и задачу;

формулирование

выводов;  определение основной и

второстепенной инфо-рмации;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание).

К:  уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения,

3.

Физминутка

Пр.: упражнения

≈ 1-2 мин

- Повторяйте за мной движения.

Повторять движения за учителем

Л: установка на ЗОЖ

4.

Решение частных задач

Работа с планом: пересказ  по плану

Работа с книгой: чтение, изложение

Пр: письменное упр.

Сл.: чтение изложения, анализ изложения

≈ 3

Мин

1 мин

12 мин

1 мин

1 мин

- Перескажите текст по опорам (плану).

План:

  1. Куры в саду
  2. Наказание и погоня
  3. Сторож

- Прочитайте текст, закройте учебники, начинайте писать изложение. Пишем каждую часть с красной строки, также вам помогут план и слова на доске.

Учащиеся пишут изложение.

Учитель выслушивает 1-2 учеников у доски, остальные дополняют ответы учащихся.

- проанализируйте пересказ данного текста:

* Насколько полно было передано содержание текста?

* Насколько он был последователен?

* Какие ошибки были допущены?

Пересказывать текст по опорам

Писать изложение

Воспроизводить собственный текст

Исправлять ошибки

сохранять учебную цель и задачу;

уметь излагать свой текст,

5.

Итог урока

Сл.: отв.на вопросы

Рефлексия

≈ 3 мин

- Что мы сегодня сделали на уроке?

- какая задача стояла перед нами?

- Кто желает  прочитать получившиеся изложения?

- кому было трудно писать изложение?

- Кто совсем не справился?

- Молодцы! Урок окончен!

Читать текст изложения

Л: применять полученные в жизни, на других уроках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение Интересные факты из жизни Тургенева И.С. Презентацию выполнила: Стенина С.Н.

Слайд 3

Загадка

Слайд 4

Загадка

Слайд 8

-О чём этот текст? - Назовите главную мысль. - Это текст?

Слайд 9

На сколько частей можно разделить текст?

Слайд 10

1. Начало 2.Основная часть 3.Заключительная часть

Слайд 11

ПЛАН 1. Куры на столе. 2. Поступок кота. 3. Победа кота.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Медаль за отвагу».

        Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Технологическая карта урока по развитию речи. Обучающее изложение

УМК, автор программыШкола России, В. П. Канакина, В. Г. ГорецкийЦель урокаУчащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в текстеЗадачи урока способствовать формированию...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение" - 3 класс

Тип урока: урок развивающего контроля.Цель урока: формирование у обучающихся умение воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану.Задачи урока Дидактические:1. Формировать умение в...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...