Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
календарно-тематическое планирование на тему

Осипова Ольга Александровна

 

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predshkola.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа 

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 к учебному предмету

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Учителя начальных классов

Осиповой Ольги Александровны

                                                 

               

                                                     

2015-2016 учебный год

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

        Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

          Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
            При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
        Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

  Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Устная речь. Предложение. Слово.

1

03.10

2

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

10.10

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1

17.10

4

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1

24.10

5

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1

31.10

6

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1

07.11

7

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1

14.11

8

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

21.11

9

Звук [ ю ] , [ я]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

28.11

10

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1

05.12

11

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1

12.12

12

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

19.12

13

Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

1

26.12

14

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

1

16.01

15

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1

23.01

16

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

1

30.01

17

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

1

06.02

18

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания.

1

13.02

19

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1

20.02

20

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

1

27.02

21

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

1

05.03

22

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

1

12.03

23

Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок»

1

19.03

24

Повторение по теме : «Алфавит»

1

26.03

                                     Планируемые результаты:

      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба.

                                               

Методическая литература:

  1. Жукова Н. С. Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю». - М, :ЭКСМО, 2012г.
  2. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011г.
  3. Карточки для звукового и слогового анализа слов.
  4. Обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета).
  5. Модели слов и предложений.
  6. Кассы букв.
  7. Жукова Н. С. Я пишу правильно. От букваря к умению красиво и грамотно

писать.- М.:ЭКСМО,2011г.

  1. Жукова Н. С. Первая после Букваря книга для чтения.- М.:ЭКСМО, 2012г.
  2. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.
  3. Модели слов и предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Программа по самообразованию учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны

Индивидуальная проблемная тема самообразования:«Проектно  - исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий м...

Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны

Актуальность данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой ...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...