Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
календарно-тематическое планирование на тему
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predshkola.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
к учебному предмету
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Учителя начальных классов
Осиповой Ольги Александровны
2015-2016 учебный год
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса |
1. | Развитие речи |
Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. | |
Составление рассказа по плану. | |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. | |
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | |
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. | |
Подбор обобщающих слов к группе предметов | |
Диалог, монолог, косвенная речь. | |
2. | Знакомство с буквами. |
Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем | |
Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. | |
Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. | |
3. | Художественная литература |
Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. | |
Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | 03.10 | |
2 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | 10.10 | |
3 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 1 | 17.10 | |
4 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | 24.10 | |
5 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | 31.10 | |
6 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | 07.11 | |
7 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | 14.11 | |
8 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 21.11 | |
9 | Звук [ ю ] , [ я]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | 28.11 | |
10 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | 05.12 | |
11 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | 12.12 | |
12 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | 19.12 | |
13 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | 26.12 | |
14 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | 16.01 | |
15 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 | 23.01 | |
16 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | 30.01 | |
17 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 1 | 06.02 | |
18 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания. | 1 | 13.02 | |
19 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | 20.02 | |
20 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 1 | 27.02 | |
21 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 1 | 05.03 | |
22 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | 12.03 | |
23 | Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок» | 1 | 19.03 | |
24 | Повторение по теме : «Алфавит» | 1 | 26.03 |
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба.
Методическая литература:
- Жукова Н. С. Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю». - М, :ЭКСМО, 2012г.
- Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011г.
- Карточки для звукового и слогового анализа слов.
- Обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета).
- Модели слов и предложений.
- Кассы букв.
- Жукова Н. С. Я пишу правильно. От букваря к умению красиво и грамотно
писать.- М.:ЭКСМО,2011г.
- Жукова Н. С. Первая после Букваря книга для чтения.- М.:ЭКСМО, 2012г.
- Наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.
- Модели слов и предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план подготовки учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны к реализации требований ФГОС
Данный план составлен на этапе перехода к ФГОС....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Поленок Ольги Александровны
Публичное представление...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...
Программа по самообразованию учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Индивидуальная проблемная тема самообразования:«Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий м...
Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Актуальность данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой ...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...