Урок русского языка во 2 классе по теме: "Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федосеева Людмила Алексеевна

Урок русского языка во 2 классе (УМК Школа 2100)

Тема  урока:  «Слова, которые  выражают  различные  чувства, и  их  роль  в  речи».                                                                                                                     

Цели  деятельности  учителя:  способствовать  воспитанию  потребности  совершенствовать  свою  устную  и  письменную  речь;  создать  условия  для  развития  интереса  к  родному  языку, ознакомления  со  словами, которые  выражают  различные  чувства, но  не  называют их (междометия), наблюдения  над  междометиями,  их  ролью  в  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedoseeva_l.a.docx23.11 КБ
Office presentation icon proezentatsiya_k_uroku_fedoseeva_l.a.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

«Слова, которые  выражают  различные  чувства, и  их  роль  в  речи»

урок русского языка во 2 классе

 (УМК «Школа 2100»)

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, документ-камера.

Автор: Федосеева Людмила Алексеевна,

учитель начальных классов.

2014г.

г.п. Тайшет

урок русского языка во 2 классе

Федосеева Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 14

Тема  урока:  «Слова, которые  выражают  различные  чувства, и  их  роль  в  речи».                                                                                                                    

Цели  деятельности  учителя:  способствовать  воспитанию  потребности  совершенствовать  свою  устную  и  письменную  речь;  создать  условия  для  развития  интереса  к  родному  языку, ознакомления  со  словами, которые  выражают  различные  чувства, но  не  называют их (междометия), наблюдения  над  междометиями,  их  ролью  в  речи.

Оборудование: учебник  «Русский  язык»  2 кл. УМК «Школа  2100», проектор, документ-камера, презентация  к  уроку,  фрагмент  из  мультфильма  «Ах  и  Ох»,  картинки  с  набором   междометий  для  работы  в  группах,  набор  «сердечек»  для  рефлексии.

Этапы  урока

          Ход   урока

Действия   учащихся .

Формирование   УУД

Мотивация  к учебной  деятельности

Начинается  урок,

Он  пойдёт  ребятам  впрок.

Постарайтесь  всё  понять,

Хорошо  запоминать.

Будем  руки  поднимать,

Точно,  бойко  отвечать!

Сегодня  у нас  необычный  урок. Представьте, что сегодня  вы  не просто  ученики, а  исследователи  и  учёные. И сегодня  вам  предстоит

делать  открытия.                              Вспомните,  какие  шаги  нужно  сделать при  открытии  нового  знания.

1.Определяем  основной  вопрос  урока

2.Вспоминаем  то, что  важно  для  урока.

3.Открываем  новые  знания.

4.Применяем  новые  знания.

Эмоционально  настраиваются  на  работу.

Предметные:

- обнаруживать  новую  часть  речи

-  определять  его  работу  в  речи.

Введение  в тему (проектор, презентация)

Посмотрите  фрагмент  из  м/ф «Ах  и  Ох».    (Слайд 1)                     

- Как  звали  героев  м/ф? (Слайд 2)

- Какой  герой  Ах?

- Как  он  выражал  свои  чувства?

- Какие это чувства?

-А каким  был  Ох?

- Как  он выражал  свои  чувства?

- Какие  это  чувства?

- Назовите  ещё  раз  слова,  которые  говорили  герои  мультфильма.

- Для  чего же используются  эти слова?

- Называют  ли  эти  слова  чувства  людей?

-  Как вы думаете,  о чём  пойдёт  речь  на  уроке? (Слайд 3)

-Как думаете  для  чего  вам  это  нужно  знать?

Смотрят фрагмент из м.ф.

Отвечают  на  вопросы учителя.

Определяют  тему  урока.

Устанавливают  цели  на  урок.

-  умения  извлекать информацию  из  схем, иллюстраций,  текстов.

-  представлять  информацию в  виде  схемы.

- выявлять сущность,  особенности  объектов;

- на основе анализа объектов  делать  выводы.

- обобщать и  классифицировать  по  признакам.

Открытие

На слайде  предложения: (Слайд 4)

Ах,  стоит  чудесная  погода!

Ого, предстоит  тяжёлая  работа.

Ой! Идёт  злая  собака!

- Назовите  слова, которые  отвечают на вопросы   Кто?  Что?

- Что это за слова?

-Запишите  в  тетрадь  словарные  слова

-Назовите  слова, которые  отвечают на вопросы  Что  делает?

- Назовите слова, которые  отвечают  на вопрос   какая?

Взаимопроверка: Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записаны слова.

- На какие  вопросы отвечают слова:  Ах, Ого,  Ох? (Слайд 5)

  Распределяют  слова  по  группам.

Делают  вывод,  что  к  этим словам  нельзя  поставить  вопрос.

- умение  высказывать  своё  предположение  на  основе  работы  с  материалом  учебника.

- оценивать  учебные  действия в соответствии  с  поставленной  задачей.

- умение  работать  в паре.

Игра  «Доскажи  словечко»

Послушайте  стихотворение  и

выпишите  слова, которые  выражают  чувства. (Слайды 6-12)

Мне, - сказало  междометие, -

Интересно жить на  свете,

Выражаю поощренье,

Благодарность,  восхищенье,

Возмущение,  привет…..

Коль  заблудишься  в  лесу

Закричишь  -  Ау – Ау!

Обуял  внезапно  страх,

Вырвалось  невольно   Ах!                   

Удаляли  зуб  больной  

Застонал  от  боли  Ой!

Если друг  подвёл  при  всех –

Ты ему  с  упрёком  Эх!

У кого тяжёлый  вздох,

Произносят  слово  ОХ!

У  кого  захватит  дух,

Произносит  слово  УХ!

Кто отстанет  от  друзей,

Произносит  слово  Эй!

 

Дети! Интересно  жить  на  свете,

Если  знаешь  междометья.

Самопроверка по образцу на слайде (Слайд 7)

- Как же  называются  эти слова?

- Эти  слова  называются «междометия».  С  латинского  переводится  как  «брошенное  между».

Слушают стихотворение

Выписывают  междометия.  Проверяют  результат деятельности   (взаимопроверка  по  образцу  учителя,  представленного  на  слайде)

- оценивают

Вывод:  междометия  -  слова,  которые  выражают  чувства,  но  не  называют  их.  К  ним  нельзя  задать  вопрос.

- оценивать  учебные  действия в соответствии  с  поставленной  задачей.

Игра  -  физминутка  «Вообразилия»

А сейчас  мы с вами  отправимся  в  страну  «Вообразилию».

Игра  по  рядам

- закрыли   глаза  и  представили:

1ряд -  вы  получили  1 место  в  конкурсе  поделок.

2ряд  -  вам  не  досталось 1  место

3ряд – а вас  не  берут  в  цирк

-  Какие  чувства  вы  испытаете?

- Как  вы  передадите  эти  чувства?

-Какой  же  вывод  мы  сделаем?

Делают вывод: с помощью  междометий мы  выражаем  эмоции, чувства. Эти  слова делают  нашу  речь ярче,  эмоциональнее.

- оформлять  свои  мысли в  устной  форме;

- строить  речевое  высказывание в соответствии  с  поставленными  задачами;

Закрепление изученного. Работа  с  учебником.

Прочитайте  упражнение  № 103.

Найдите  слова, которые  выражают, какие  либо чувства.

-Какие  это  чувства?

- Как надо прочитать эти  предложения?

Коллективно  работают  по  заданию    упражнения  №  103.

Выразительно читают  предложения.

-  умение  слушать  и  понимать  других;

- строить  речевое  высказывание в соответствии  с  поставленными  задачами;

- оформлять  свои  мысли в  устной  форме;

Физминутка

По дороге  Петя  шёл,

Он  горошину  нашёл,

А  горошина  упала,

Покатилась  и  пропала.

Ох, ох,  ох,  ох!

Где  - то  вырастет  горох!

- Что  услышали ?

-Какое  чувство  передаёт  это  междометие?

(ходьба  на  месте)

(упор  присев,  встать)

(наклоны головы  вправо – влево)

(руки  на  голову)

(прогибаясь  назад,  руки  развести  в  стороны).

Наблюдение  за  особенностями  употребления  междометий  в  речи.

Есть  ещё  одна  хитрость.

 Я  читаю  предложения, а  вы решаете,  какие  чувства  выражает  это  междометие.

  1. Ах!   Как  хорошо!
  2. Ах!  Как  жаль!
  3. Ах! Это  вы?
  4. Ах!  Какой  беспорядок!
  5. Ах!  Как  я  устала!
  6. Ах! Это,  наверно, волк!        

Многие  писатели  в  своих  произведениях  используют  междометия,  чтобы  сделать свои  стихи,  сказки  и  рассказы  эмоционально  ярче  и  красочнее.

Наблюдают  за  употреблением  междометий  в  речи.

Делают  вывод,  что  одно  и  то  же  междометие  может выражать  разные  чувства.

-  эмоционально  переживать  текст, выражать  свои  эмоции;

- оценивать  поступки в  соответствии  с  определённой  ситуацией.

Работа   в  группах

На  столах  лежат  карточки, на  которых  нарисованы  рисунки.

Надо  наклеить  шаблоны  с  междометиями  на  рисунки.

1группа:  -  рисунок  по  правилам  дорожного  движения

2группа:  -  рисунок  из  сказки   «Царевна  -  лягушка»

3группа  -  урок в лесной  школе (сорока  получила  двойку)

Оформляют  картинку -  комикс.      Представляют  результат  своей  работы с помощью документ-камеры.

- умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других

- оценивать  поступки в  соответствии  с  определённой  ситуацией.

Выводы  по  уроку

Послушайте  высказывания, продолжите  их

1.В русском  языке есть слова,  к  которым  нельзя….(задать  вопрос)              

2.Эти  слова  называются  …(междометия)

3.В  речи  они  употребляются  для  того, чтобы  речь  была …(ярче, эмоциональнее)

4.После  междометий  ставится …(восклицательный  знак  или  запятая)

Продолжают высказывания, подводят итоги

- умение делать выводы

Рефлексия

На  столах  лежат  сердечки:

Зелёные -  всё  понятно

Синие  -  не  всё  понятно

Красные  -  непонятно

-  А  теперь,  используя  междометия,  выразите  чувства  по  отношению  к  уроку.

1.Высказывают  своё  отношение  о  проделанной  работе.                              2.Оценивают  свои  достижения

- оценивать результат своей работы

Итог  урока

оценивание

-  Что  узнали  о  междометиях?

Выставление оценок

Подводят итоги проделанной работы

Обсуждают полученные отметки

Дом. Задание

По  выбору:  одни  рисуют  картинки  и вставляют  междометия, а  другие, которые  не  смогут  нарисовать,  выполняют  упражнение  № 105  с.  78


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, называющие признаки предметов"

урок очень интересный, методически грамотный.К нему есть презентация....

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"

Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"...