Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий. В приложении представлены: лист самооценки, задания для работы в парах и группах, тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог" | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)
Учитель: Петрова И.Г.
Место урока: 1-ый урок по теме «Слово и слог. Ударение»
Тип: изучение нового материала
Тема: Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.
Цель урока: учить учащихся правильно определять количество слов в слове, делить слова на слоги; различать слово и слог
Задачи:
- организовать работу по формированию умения преодолевать возникшие затруднения;
- способствовать овладению умением определять количество слогов в словах;
- формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование: у учащихся сигнальные двуцветные кружки для осуществления обратной связи, лист самооценки, трафарет для соблюдения наклона букв, алфавит – образец написания письменных букв, лист кальки для развития самоконтроля, задания для самостоятельной работы и для работы в группе, тест для самопроверки;
у учителя: интерактивная доска, ПК, плакат- схема «характеристика букв, звуков, плакат «правильно сиди при письме»,
Ресурсы:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
- Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.
- презентация для SMART - доски
Планируемые результаты
Предметные
- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов
Метапредметные
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли
- использовать речь для регуляции своего действия
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные УУД
- формулировать тему и цели урока
- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- осуществлять контроль процесса деятельности
- оценивать результаты деятельности
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- формирование правильной посадки за столом
Познавательные УУД
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные УУД
- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение
- проявлять познавательный интерес к новому знанию
- сохранять мотивацию к учению
- ориентироваться на понимании причин успеха в учении
- проявлять интерес к новому учебному материалу
Образовательные технологии:
- технология диалогового обучения
- технология проблемного обучения
- технология развивающего обучения
Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)
Учитель: Петрова И.Г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок Начинается урок. И на парте все в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. На парте вы видите листы самооценки, который поможет оценить резуль-таты работы. | Учащиеся проверяют готов-ность рабочих мест; соблю-дают правила посадки. | Регулятивные УУД: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - формирование правильной посадки за столом - оценивать результаты деятельности |
Актуализация знаний |
(На доске образец соедине-ния заглавной и строчной буквы Сс) Написание какой буквы повторим? Условия работы? Дайте характеристику буквы и ее звуков по плану; приведите примеры слов. Обведите и повторите написание столько раз, сколько звуков в слове слон. Отметьте лучшие буквы.
(на доске мнемотаблицы с рисунками к словарным словам и карточки со словами, буквы –орфо-грамммы пропущены пенал, карандаш, язык, класс) Какие слова зашифрованы, назовите одним словом? Наша задача? В листе самооценки перед началом работы отметьте знаками + или - , как вы знаете написание словарных слов. План действий? Назовите слово, запишите, проверьте по карточке на доске; дайте сигнал об окончании работы. Итог: отметьте в листе самооценки + или – после выполнения работы. Докажите, что мы записали слова. Чем похожи? (слова-предметы, неодуш., тема – школа) Найдите многозначные слова. В каких значениях их употребляем? | Дают характеристику буквы и звуков по плану, прове-ряют и дополняют ответы; выполняют работы в соот-ветствии с самостоятельно проведенным анализом слова; самооценка работы. Учащиеся обобщают, дают ответ. Осуществляют прогно-стическую самооценку своих умений. Учащиеся проговаривают план словарной работы; называют слова, самосто-ятельно записывают и проверяют с образцом на доске; выполняют самооценку результата деятельности. Сравнивают слова, формулируют ответы и аргументируют, приводят примеры. | Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли - использовать речь для регуляции своего действия - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). РегулятивныеУУД: - устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - осуществлять контроль процесса деятельности - оценивать результаты деятельности - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном Познавательные УУД: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Личностные УУД: - проявлять познавательный интерес к новому знанию - сохранять мотивацию к учению - ориентироваться на понимании причин успеха в учении - проявлять интерес к новому учебному материалу |
Формулировка темы и цели урока, составление плана работы | Из чего состоят слова? Тема нашего урока и основная задача? Составим план, что нужно узнать? ( 1-ый слайд презентации) | Формулируют тему и цель урока, совместно планируют деятельность, сверяют с доской. | Регулятивные УУД: - формулировать тему и цели урока - устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи |
Организация деятельности по плану Открытие знания Первичное закрепление |
Оцените свои умения перед началом работы в листе самооценки. Работаем в паре (задание по колонкам) Найдите среди словарных слов: -1 колонка слова из 1 слога или односложные слова - 2 колонка слова из 2 слогов или двусложные - 3 колонка слова из 3 слогов или трехсложные и докажите. Дайте сигнал об окончании работы Проверка по доске (2-ой слайд) Вывод: как определить, сколько в слове слогов? Что для этого надо сделать? (2-ий слайд – алгоритм) Что надо сделать, чтобы разделить слово на слоги? Слог – это часть, которую можем произнести на выдохе за 1 раз. В паре разделите подчеркнутые слова на слоги, где это возможно. Дайте сигнал. (Проверка по доске) Итог: какие слова нельзя разделить на слоги? По плану на доске расскажите, что узнали о слоге. Сверим ваши ответы с образцом на диске (обучающий диск Русский язык 1 класс) Проверим умения, возьмите листок с цифрой 1 и выполните задание в паре. Помните о правилах работы в паре. Дайте сигнал. (Смотри приложение) (Проверка 3-ий слайд по ответам учащихся Назовите слова каждой группы, докажите, прочитайте по слогам. Какие свои слова подобрали в каждую группу?) Итог: что учились делать? Оцените результат работы в листе самооценки. Ф/пауза стихи-договорки (смотри приложение)
(4-ый слайд) Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследо-вание в группе. Возьмите лист с цифрой 2. (смотри приложение) Выберите командира, дайте сигнал; выполните задания, дайте сигнал. (Проверка: каждая команда представляет свой аргумен-тированный ответ, осталь-ные дополняют и исправ-ляют; сверяют с образцом на доске) | Прогностическая самооценка; работа в паре, подготовка ответов и выполнение работы, проверка, исправление и добавление ответов уча-щихся. Формулируют ответ по вопросам плана. Работают в паре по заданиям, соблюдая правила общения, представляют свои ответы, самопроверка с образцом на доске; само-оценка результата деятель-ности. Выбирают командира, распределяют работу, выполняют задания, прове-ряют и готовят ответ. | РегулятивныеУУД: - устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - осуществлять контроль процесса деятельности - оценивать результаты деятельности - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном Коммуникативные УУД: - использовать речь для регуляции своего действия - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. - признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Познавательные УУД: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Личностные УУД: - проявлять чувство личной ответственности за своё поведение - проявлять познавательный интерес к новому знанию - сохранять мотивацию к учению |
Применение новых знаний | Новые знания помогут вы-полнить интересное задание на странице 33 упражнение 4. Прочитайте задание про себя. Что будем учиться делать? Оцените это умение в листе самооценки перед началом работы. Запишите в тетрадь со-ставленные слова через запятую. (Проверка по обучающему диску Русский язык) Оцените результат работы в листе самооценки Вспомните скороговорки, в которых есть слова дрова, трава. | Находят указанное задание в учебнике, анализируют необходимое для выпол-нения задания, выполняют прогностическую само-оценку; самостоятельно выполняют работу и оценивают результат работы | Познавательные УУД: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на страницах учебника, в условных обозначениях, ); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике; ЛичностныеУУД: - сохранять мотивацию к учению |
Итог урока | Назовите тему урока Расскажите по плану, что узнали о слоге. | Называют тему урока, рассказывают по плану о слоге | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли |
Рефлексия | Возьмите лист с цифрой 3, выполните тест. (смотри приложение) Если выберете правильные ответы, то из букв получит-ся слово. Посмотрите на лист само-оценки на последний стол-бик, покажите сигналом, как вы оцениваете результат своей работы. | Выполняют самостоятельно тест, оценивают результат своей работы за урок | Регулятивные УУД: - осуществлять контроль процесса деятельности - оценивать результаты деятельности Личностные УУД: - сохранять мотивацию к учению - ориентироваться на понимании причин успеха в учении |
Приложение
По первому слогу отгадайте и доскажите хором слово.
1. Мёд душистый принесла
С луга вешнего … (пче-ла).
2. Если светятся жучки,
Их зовите …(свет-лячки).
3. «Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать … (стре-коза).
4. Лезут в немытые чашки, стаканы.
В доме грязнуль любят жить … (та-раканы).
5. Кровь попить у детворы
Любят летом …(ко-мары).
6. Согнувшись под ношей тяжёлой своей,
Тащит травинку в дом …(му-равей).
Лист самооценки
До начала работы | Я умею | По окончании работы |
писать правильно словарные слова | ||
определять правильно количество слогов в слове и делить слова на слоги | ||
составлять из слогов слова |
- Определи количество слогов в каждом слове и докажи. Соедини слово с соответствующим овалом.
- Раздели слова на слоги.
- Придумай по одному слову в каждую группу.
1 группа Выполните задания по шагам.
1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.
2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?
Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и одного …………………………. звука.
3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.
роса куница перец
роса куница перец
роса куница перец
роса куница перец
2 группа Выполните задания по шагам.
1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.
2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?
Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука.
3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.
оса улица ау
оса улица ау
оса улица ау
оса улица ау
3 группа Выполните задания по шагам.
1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.
2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?
Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и нескольких …………………………. звуков.
3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.
брюки крот норка
брюки крот норка
брюки крот норка
брюки крот норка
Тест
Поставь V в квадрате около правильного ответа.
- В слове столько слогов, сколько
О □ согласных звуков
У □ гласных звуков
2. Отметь строчку, в которой во всех словах два слога.
М □ шофёр свёкла улитка
Р □ имя аист урок
3. Отметь строчку, в которой все слова нельзя разделить на слоги.
А □ куст град сон
Ы □ море слон прутик
Запиши буквы правильных ответов …………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Слог как минимальная произносительная единица".
Урок русского языка во 2 классе на тему: " Слог как минимальная произносительная единица" составлен в виде путешествия по океану русского языка....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица»
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащих...
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....
СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА. Технологическая карта по русскому языку для 1 класса.
Технологическая карта по русскому языку для 1 класса....