Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Инна Геннадьевна

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий. В приложении представлены: лист самооценки, задания для работы в парах и группах, тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)

Учитель: Петрова И.Г.

Место урока: 1-ый урок по теме «Слово и слог. Ударение»

Тип: изучение нового материала

Тема: Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

Цель урока: учить учащихся правильно определять количество слов в слове, делить слова на слоги; различать слово и слог

Задачи:

- организовать работу по формированию умения преодолевать возникшие затруднения;

- способствовать овладению умением определять количество слогов в словах;

- формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование: у учащихся сигнальные двуцветные кружки для осуществления обратной связи, лист самооценки, трафарет для соблюдения наклона букв, алфавит – образец написания письменных букв, лист кальки для развития самоконтроля, задания для самостоятельной работы и для работы в группе, тест для самопроверки;

у учителя: интерактивная доска, ПК, плакат- схема «характеристика букв, звуков, плакат «правильно сиди при письме»,

Ресурсы:

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

- Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.

 - презентация для SMART - доски

Планируемые результаты

Предметные

- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. 

- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов

Метапредметные

Коммуникативные УУД

- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные УУД

- формулировать тему и цели урока

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

Познавательные УУД

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные УУД

- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

- проявлять интерес к новому учебному материалу

Образовательные технологии:

-  технология диалогового обучения

- технология проблемного обучения

- технология развивающего обучения

Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)

Учитель: Петрова И.Г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

И на парте все в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

На парте вы видите листы самооценки, который поможет оценить резуль-таты работы.

Учащиеся проверяют готов-ность рабочих мест; соблю-дают правила посадки.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

- оценивать результаты деятельности

Актуализация знаний

  1. Чистописание

(На доске образец соедине-ния заглавной и строчной буквы Сс)

Написание какой буквы повторим? Условия работы?

Дайте характеристику буквы и ее звуков по плану; приведите примеры слов.

Обведите и повторите написание столько раз, сколько звуков в слове слон.

Отметьте лучшие буквы.

  1. Словарная работа. Повторение знаний о сло-ве.

(на доске мнемотаблицы  с рисунками к словарным словам и карточки со словами, буквы –орфо-грамммы пропущены

пенал, карандаш, язык, класс)

Какие слова зашифрованы, назовите одним словом? Наша задача?

В листе  самооценки перед началом работы отметьте знаками + или - , как вы знаете написание словарных слов.

План действий?

Назовите слово, запишите, проверьте по карточке на доске; дайте сигнал об окончании работы.

Итог: отметьте в листе самооценки + или – после выполнения работы.

Докажите, что мы записали слова. Чем похожи?

(слова-предметы, неодуш., тема – школа)

Найдите многозначные слова. В каких значениях их употребляем?

Дают характеристику буквы и звуков по плану, прове-ряют и дополняют ответы; выполняют работы в соот-ветствии с самостоятельно проведенным анализом слова; самооценка работы.

Учащиеся обобщают, дают ответ.

Осуществляют прогно-стическую самооценку своих умений.

Учащиеся проговаривают план словарной работы; называют слова, самосто-ятельно записывают и проверяют с образцом на доске; выполняют самооценку результата деятельности.

Сравнивают слова, формулируют ответы и аргументируют, приводят примеры.

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

РегулятивныеУУД:

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Личностные УУД:

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

- проявлять интерес к новому учебному материалу

Формулировка темы и цели урока, составление плана работы

Из чего состоят слова?

Тема нашего урока и основная задача?

Составим план, что нужно узнать?

( 1-ый слайд презентации)

Формулируют тему и цель урока, совместно планируют деятельность, сверяют с доской.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цели урока

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

Организация деятельности по плану

Открытие знания

Первичное закрепление

  1. Как определить коли-чество слогов в слове?

Оцените свои умения перед началом работы в листе самооценки.

Работаем в паре (задание по колонкам)

Найдите среди словарных слов:

-1 колонка слова из 1 слога или односложные слова

- 2 колонка слова из 2 слогов или двусложные

- 3 колонка слова из 3 слогов или трехсложные

и докажите. Дайте сигнал об окончании работы

Проверка по доске (2-ой слайд) 

Вывод:  как определить, сколько в слове слогов?

Что для этого надо сделать?

(2-ий слайд – алгоритм)

Что надо сделать, чтобы разделить слово на слоги?

Слог – это часть, которую можем произнести на выдохе за 1 раз.

В паре разделите подчеркнутые слова на слоги, где это возможно. Дайте сигнал.

(Проверка по доске)

Итог: какие слова нельзя разделить на слоги?

По плану на доске расскажите, что узнали о слоге.

Сверим ваши ответы с образцом на диске

(обучающий диск Русский язык 1 класс)

Проверим умения, возьмите листок с цифрой 1 и выполните задание в паре. Помните о правилах работы в паре. Дайте сигнал.

(Смотри приложение)

(Проверка 3-ий слайд по ответам учащихся

Назовите слова каждой группы, докажите, прочитайте по слогам. Какие свои слова подобрали в каждую группу?)

Итог: что учились делать?

Оцените результат работы в листе самооценки.

Ф/пауза стихи-договорки

(смотри приложение)

  1. Из чего может состоять слог?

(4-ый слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследо-вание в группе. Возьмите лист с цифрой 2.

(смотри приложение)

Выберите командира, дайте сигнал; выполните задания, дайте сигнал.

(Проверка: каждая команда представляет свой аргумен-тированный ответ, осталь-ные дополняют и исправ-ляют; сверяют с образцом на доске)

Прогностическая самооценка; работа в паре, подготовка ответов и выполнение работы, проверка, исправление и добавление ответов уча-щихся.

Формулируют ответ по вопросам плана.

Работают в паре по заданиям, соблюдая правила общения, представляют свои ответы, самопроверка с образцом на доске; само-оценка результата деятель-ности.

Выбирают командира, распределяют  работу, выполняют задания, прове-ряют и готовят ответ.

РегулятивныеУУД:

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

-  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные УУД:

- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

Применение новых знаний

Новые знания помогут вы-полнить интересное задание

на странице 33 упражнение 4.

Прочитайте задание про себя.

Что будем учиться делать?

Оцените это умение в листе самооценки перед началом работы.

Запишите в тетрадь со-ставленные слова через запятую.

(Проверка по обучающему диску Русский язык)

Оцените результат работы в листе самооценки

Вспомните скороговорки, в которых есть слова дрова, трава.

Находят указанное задание в учебнике, анализируют необходимое для выпол-нения задания, выполняют прогностическую само-оценку; самостоятельно выполняют работу и оценивают результат работы

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на  страницах учебника, в  условных обозначениях, );

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;

ЛичностныеУУД:

- сохранять мотивацию к учению

Итог урока

Назовите тему урока

Расскажите по плану, что узнали о слоге.

Называют тему урока, рассказывают по плану о слоге

Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цели урока

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли

Рефлексия

Возьмите лист с цифрой 3, выполните тест.

(смотри приложение)

 Если выберете правильные ответы, то из букв получит-ся слово.

Посмотрите на лист само-оценки на последний стол-бик, покажите сигналом, как вы оцениваете результат своей работы.

Выполняют самостоятельно тест, оценивают результат своей работы за урок

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

Приложение

По первому слогу отгадайте и доскажите хором слово.

1.  Мёд душистый принесла

  С луга вешнего … (пче-ла).

2.  Если светятся жучки,

  Их зовите …(свет-лячки).

3.  «Больше всех мои глаза!» -

  Любит хвастать … (стре-коза).

4. Лезут в немытые чашки, стаканы.

  В доме грязнуль любят жить … (та-раканы).

5. Кровь попить у детворы

  Любят летом …(ко-мары).

6.  Согнувшись под ношей тяжёлой своей,

  Тащит травинку в дом …(му-равей).

Лист самооценки

До начала работы

Я умею

По окончании работы

писать правильно словарные слова

определять правильно количество слогов в слове и делить слова на слоги

составлять из слогов слова

  1. Определи количество слогов в каждом слове и докажи. Соедини слово с соответствующим овалом.
  2. Раздели слова на слоги.
  3. Придумай по одному слову в каждую группу.

1 группа            Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и одного …………………………. звука.

3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

роса       куница     перец

роса       куница     перец

роса       куница     перец

роса       куница     перец

2  группа              Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука.

3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

     оса             улица           ау

     оса             улица           ау

 

     оса             улица           ау

     оса             улица           ау

3  группа             Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и нескольких …………………………. звуков.

 3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

      брюки        крот      норка

        брюки        крот      норка

        брюки        крот      норка

          брюки        крот      норка

Тест

Поставь V в квадрате около правильного ответа.

  1. В слове столько слогов, сколько

     О      согласных звуков

     У      гласных  звуков

2. Отметь строчку, в которой во всех словах два слога.

     М     шофёр   свёкла   улитка

     Р      имя   аист   урок

3. Отметь строчку, в которой все слова нельзя разделить на слоги.

     А      куст     град       сон

     Ы     море    слон     прутик

Запиши буквы правильных ответов …………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Слог как минимальная произносительная единица".

Урок русского языка во 2 классе на тему: " Слог как минимальная произносительная единица" составлен в виде путешествия по океану русского языка....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица»

       Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащих...

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....