Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.51 КБ |
приложение1 | 825.3 КБ |
приложение 2 | 106.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием антонимы.
Задачи урока:
- предметные – формирования умения находить антонимы в тексте, подбирать к словам антонимы; способствовать запоминанию правописания слова антонимы;
- метапредметные – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- личностные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Формы работы обучающихся на уроке
индивидуальная
- фронтальная
- парная
- групповая
- гамостоятельная
- дифференцированная
I этап. Организация класса.
Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы.
Приглашаю вас путешествовать
Знания приобретать и совершенствовать.
- Сегодня мы совершим путешествие на корабле «Мечта» по океану Лексикология к острову Лексика.
- Что нам понадобится для нашего плавания?
(учебник, тетрадь - бортовой журнал, маршрутная карта, в которой вы будете отмечать свои успехи, а также дружба и наши знания)
- Все наблюдения мы будем записывать в бортовой журнал.
- Как нужно вести записи?
( Писать нужно разборчиво и аккуратно ).
II Пальчиковая гимнастика.
1 Волны.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это-море.
2 Чайки.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
3 Бинокль.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу-
Влево, вправо, за корму.
-Ребята, повернитесь друг к другу.
Согрейте свои ладошки. Поделитесь с соседом теплом, улыбками, хорошим настроением.
- Отправляемся в путь.
- Откройте тетради, красиво запишите дату нашего отплытия.
-Путь наш продолжается и впереди мыс «Словарный» встречается. Жители острова не могут выполнить задание, давайте им поможем. Соотнесите картинки со словами, но вот беда все гласные смыла волна.
(дети соотносят картинки, вставляют в слова пропущенные гласные)
Проверяют по эталону.
Л_с_ница, м_сяц, в_т_р , р_б_т_, к_мп_с, к_р_бл_.
Оцените свою работу. Если вы считаете, что задание было интересным и не вызвало у вас затруднений, закрасьте кружок зелёным цветом, а если вы выполнили задание с ошибками, то закрасьте красным цветом.
-Без какого предмета мы не сможем продолжать плавание? (без компаса)
-Что это за предмет?
- Составьте предложение со словом компас.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Впереди пиратский корабль. Пираты передают нам письмо в бутылке. Выполнив задание, мы сможем дальше продолжить путь.
Работа в группах.
Возьмите карточки. Что нужно сделать?
-Какое умение вам понадобится для его выполнения?
( Умение находить синонимы)
-Какие слова называют синонимами?
Тихий трусливый
Ошибка бесшумный
Радость промах
Смелый веселье
-Проверим, что у вас получилось?(оцените свою работу в группе)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
-Какие слова у вас остались?
- Можно ли их назвать синонимами? Почему?
- Знаем ли мы, как называются эти слова?
(слова с противоположными именами)
Предположите, как они называются?
- Поставьте учебную цель урока.
- На какие вопросы хотели бы получить ответ?
1. Почему так называются слова?
2. Что их объединяет?
3. Зачем нужны в речи?
- Ребята, кто может объяснить, что означают слова- антонимы?
- Мы подплываем к мысу «Антонимы».
- Откройте путеводитель на стр.62
Прочитайте, почему слова названы антонимами?
- Прочесть одно, а запомнить - другое.
Давайте зарифмуем правило.
МИНУС-ПЛЮС,
ОГОНЬ – ВОДА,
ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,
ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА
ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.
- На какой вопрос мы уже ответили?
IV Открытие нового знания.
- Чтобы выяснить, что общего у этих слов, выполните упражнение 3 в парах.
Каждую пару слов пишите с новой строки.
МОЛОДОЙ-СТАРЫЙ
ВЕСЕЛО – ГРУСТНО
СЕВЕР – ЮГ
ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ
СЕВЕРНЫЙ – ЮЖНЫЙ
- Каково лексическое значение слов относительно друг друга?
- Одинаковы ли они по написанию?
- На какой вопрос отвечают?
- Слова антонимической пары принадлежат к одной и той же части речи и отвечают на один и тот же вопрос.
Оцените свою работу в парах по данным критериям.
V этап. Физкультминутка.
А теперь пришёл черёд
Сыграть в игру наоборот,
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне близко.
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей: нашёл,
Теперь «начало» я скажу,
А ты скажи… (конец).
- Вижу, вы ловко уже получается у вас подбирать слова с противоположным значением.
VI этап. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
Предлагаю заняться дайвингом.
- Кто знает. Что это такое?
Стр.63 УПР.2
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Нам осталось ответить на последний вопрос. Какова роль антонимов в речи?
- Рассмотрите картинки, попробуйте их сравнить.
Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий.
В русском языке есть многозначные слова. Подберите к многозначным словам антонимы.
Лёгкая ноша - тяжёлая ноша
Лёгкая задача – трудная задача
Лёгкий ветерок – тяжёлый ветерок
- Но что это, наш корабль попадает в воды течения .
- Дополните пословицы словами противоположными по значению.
- Соберите из данных слов пословицу.
- Как вы её понимаете?
- Подходит ли она к теме нашего урока?
ЗАПИШИТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ В БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ.
Не дорого начало, похвален конец.
Вывод: богатство и разнообразие антонимов в русской речи создают благоприятную почву для придания речи выразительности и остроты.
Антонимы в речи нужно использовать осторожно и грамотно. Иначе выражение может получиться смешным.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Ребята, слева по борту под пальмами сундук с сокровищами. Какое поступит предложение? Высаживаемся на остров.
-Как вы думаете, какие сокровища спрятаны в сундуке?
ЗНАНИЯ
АНТОНИМЫ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС ОБОГАЩАЮТ РЕЧЬ
Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите на бортовые журналы, карту самооценки. Довольны вы своей работой на уроке?
- О чём расскажете дома?
Продолжите предложения:
Мне понравилось…
Я сегодня научился…
Мне удалось…
Теперь я смогу…
Я сумею найти…
Что бы знания стали прочными и стали для вас спасательным кругом на контрольных работах, их необходимо закрепить.
Для этого предлагаю вам выполнить ДЗ.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Встали, навели порядок на рабочем месте, приготовились к следующему уроку.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописан...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные: -знать понятия &laqu...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятия «антонимы»...
Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...
Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...
Технологическая карта урока русского языка "Словосочетания в прямом и переносном смысле" ( 3 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о словосочетаниях.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосочетаниях.2.Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных...