Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Материал содержит конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_slovakh_oboznachayushchikh_priznaki_predmetov.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ее ролью в русском языке.
Задачи:
1.Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование: формировать умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи, совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Оборудование: презентация, конверты с заданиями для групповой работы, географическая карта России.
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы обучения: проблемно- поисковый, объяснительно- иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Ход урока.
IОргмомент 2.Чистописание 3. словарная работа | Проверка посадки. Я тетрадочку открою И с наклоном положу Я от вас друзья не скрою Ручку я вот так держу Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сос сас слс Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. - прописать 1 строчку ( с учителем) - чтение пословицы хором ( с учителем) - почему так говорят? (вывод: следить за своими словами) - красиво списать. - найдите в предложении словарное слово - работа с ним в предложении Мы сегодня познакомимся с ещё одним словарным словом. Загадка про зайца (слайд загадка, потом картинка зайца) - Что знаете о зайце? - Какие виды зайцев знаете? На территории РФ насчитывается 4 вида зайцев. От побережья Ледовитого океана по всей европейской части России и в Сибири встречается заяц- беляк. Самый крупный заяц- русак, который обитает на Урале и части европейской территории. В забайкальских степях живет заяц- толай. В Приамурье и Уссурийском крае распространен маленький, похожий на кролика, короткоухий и коротконогий маньчжурский заяц.
заяц -сколько слогов? (по гласным) -ударение -запомнить Запись слова в тетрадь Составление предложения со словом заяц. (на слайде) Под, спрятался, кустом, трусливый, заяц. Запись предложения |
II Подготовительная работа к изучению нового материала. | Под кустом спрятался трусливый заяц. -найдите существительное -найдите глагол - одну часть речи не определили. Поставим вопрос. Какой? Что обозначает? Признак Сформулируем тему урока. Мы не смогли обозначить часть речи. Значит, что мы будем изучать? Имя прилагательное |
3. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи(слайд1) Предложение про зайца Слайд 2 Картинки с зайцами | Правило (слайд) Часть речи - обозначае Посмотрите на экран. - Прочитайте предложение - У него есть уши, хвост, шерсть, зубки. - Как вы думаете, о каком животном идет речь в этом предложении? ( Это сделать трудно) -Почему мы не можем дать полный ответ на поставленный вопрос? (Нет признаков) -Какие слова вставили вы в предложение, если бы речь шла о зайце? _ Что у нас получилось? - А теперь понятно, о ком идет речь в этом предложении? - Поставьте к словам помощникам вопросы Уши какие? длинные хвост какой? короткий шерсть какая? серая зубки какие? острые |
Слайд3 правило | - Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета) - Какой частью речи являются? - Что такое прилагательное? ВЫВОД: Слова, отвечающие на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. |
IIIСоздание проблемной ситуации. Слайд 4 | - Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? ( Имя прилагательное) -Молодцы, вы правильно определили тему урока. Нам сегодня предстоит путем исследования выяснить, какую роль играют имена прилагательные в речи? |
IV Исследование проблемы Слайд5 Слайд 6 ( работа в парах) Слайд7 Книга песня Слайд 8 | - Посмотрите на экран. Перед вами текст. - Прочитайте его. Наступила весна. Наступила ранняя весна Тает снег. Тает последний снег. Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи. Светит солнце. Светит ласковое солнце. Летят птицы. Летят голосистые птицы. - О чем первый текст? (О весне) - О чем второй текст? ( О весне) - Можно ли эти тексты считать одинаковыми? - Докажите, чем первый текст отличается от второго? - Какой текст больше нравится? Почему? - Какую роль играют в речи имена прилагательные? ВЫВОД: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной. Да, прилагательные делают нашу речь более красочной, выразительной. С учебником надо связать с правилом Откройте учебник стр.37 упр.60 Послушайте сказку. Повстречались однажды на поляне песня и книга. Разговорились между собой. Жалуется песня книге: --Я у детей только веселая всегда. А книга ей говорит: -А я всегда у ребят интересная. -Неужели нет других слов, которыми можно рассказать о нас? - Ребята, как вы считаете, можно ли о них сказать другими словами? Давайте поможем, порадуем наших героинь новыми словами признаками. ( самостоятельная работа по вариантам) 1вариант. Какая бывает песня? 2 вариант. Какая бывает книга? Проверка. Какие самые выразительные имена прилагательные вы нашли? - Для чего нужны прилагательные в нашей речи? ВЫВОД: Имена прилагательные нужны в речи для точности описания предмета. -Как вы думаете, о чем стихотворение? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное) - О чем говорит прилагательное вам? - Каково значение прилагательных в речи? |
5 Физкультминутка Слайд9 | Сейчас отдохнем. На слайде |
VI Закрепление пройденного материала Слайд10 | Игра «Отгадай кто это?» 1.Белые горошки на зеленой ножке. ( Ландыш) - Назови имена прилагательные. Какой признак они называют? (Они называют цвет) 2.Белый, а не снег, сладкий, а не мед. (Сахар) Найди имена прилагательные, какой признак называют? (Вкус) 3.. Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна) Что такое «МЕЖА» (МЕЖА- ГРАНИЦА МЕЖДУ ПОЛЯМИ.) В России в виде узкой необработанной полосы земли, обычно заросшей сорняком. Большая советская энциклопедия -Назови прилагательные, какой признак называют? ( Называют материал, из которого сделан предмет) 4. Пузатый, носатый на печке сопел. Потом вдруг нечаянно песню запел. ( Чайник) - Как сказать по другому «СОПЕЛ» (посапывал, дышал) - Назови прилагательные, определи, какой признак они называют? (Они называют форму) - Что могут называть имена прилагательные? (Цвет, форму, вкус, из чего сделан предмет и др.) |
Игра «Отгадай предмет» | Каждому ряду предлагается описать по 2 предмета так, чтобы ребята в классе смогли по вашему описанию определить и назвать ваш предмет. ( самостоятельная работа ) 1 ряд река, слон 2 ряд ученик, береза 3 ряд арбуз, медведь Проверка - Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные? (Имена существительные) Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. |
VII Итог урока Слайд Дам ребёнку заранее Д. Задание Слайд | - Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла? - Какую роль в речи выполняют имена прилагательные? - Какую часть речи называют имена прилагательные? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? Послушайте стихотворение об имени прилагательном. Очень замечательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета. Будем спорить, говорить, веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, красивая, любимая», Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные. Чтобы все отличным стало, разных признаков немало. Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять. - Какова роль прилагательных в речи? -На какие вопросы отвечает эта часть речи? - Что обозначает? - Где пригодится в жизни знания о роли прилагательных в речи? ( написание сочинений, творческих работ, изложений) - Подготовить описание предмета, не называя его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...
Тема: «Понятие о словах, обозначающих признаки предметов».
Познакомить со словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?; углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов....
Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов
Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов. отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...
Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"
Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...
Урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" 2 класс
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" (учебник Т.Г.Рамзаевой)...
план-конспект урока на тему " Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами- предметами"
Учить детей постановке вопросов к словам-признакам....
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов....