Урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" (учебник Т.Г.Рамзаевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_na_konk.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
Цели:
- познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;
- учить правильно ставить к словам вопросы: какой? какая? какое? и отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы кто? что?;
- обогатить речь учащихся словами, обозначающими признаки предметов;
- способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
- воспитывать умение слушать и слышать через работу в паре, общение друг с другом;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: муляжи огурца, груши, свеклы, апельсина, слайды, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, запись музыки - «Вальс цветов» П.И.Чайковского, су джоки, плакат с буквами Зз, дополнительные карточки для индивидуальной работы, корзина с яблоками.
Учитель: Гайсина Р. Р.
Дата проведения: 11.02.2010 г.
Ход урока
- Организационный момент
Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Римма Рафаильевна. Я работаю учителем начальных классов в первой школе. А вы хотите узнать, какая я? Я добрая, веселая, справедливая, бываю строгой.
А вы какие? (спрашиваю у нескольких учеников: А ты какой)
Ребята, скажите, а какой же у вас класс?
Молодцы! Сколько красивых слов вы, оказывается, знаете!
Вот мы и познакомились!
Здравствуйте, дети! Садитесь! Слайд 1
А что значит слово «здравствуйте»? (желать здоровья, здравствовать)
Что значит здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым, не болеть?
Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку, но и собрать «корзину здоровья». Слайд 2
2.Минута чистописания
На доске слова: здоровье, зарядка, злой, забота. Слайд 3
Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ.
Сегодня на уроке повторим написание заглавной и строчной букв Зз.
Подготовим руки к письму, выполним упражнение с су джоками. Какой у вас шарик по цвету? А на ощупь? А по форме?
(массаж рук с помощью шариков)
(Пока ребята массажируют руки, рассказать про су джоки).
Ребята! Су джок – это массажный шарик, наилучший способ самопомощи. Если приобретете этот шарик и будет работать с ним дома, то будете хорошо мыслить, красиво писать. (Пока дети пишут, собрать су джоки)
(Прописывают Зз, обратить внимание на наклон, высоту заглавных букв, длину петельки у строчных букв).
Какое слово здесь лишнее, если говорить о здоровье? А, если задать вопросы, то, какое слово лишнее? Почему?
Лишнее слово у нас сегодня «злой». Уберем его. (стираю с доски)
- Сообщение темы и целей урока
На доске слова: (Слайд 4)
кто? девочка бодрая
что? молоко вкусное
кто? ученик закаленный
что? витамины полезные
Прочитайте слова первого столбика (1 ученик). На какие вопросы отвечают эти слова? ( кто? и что?) (вопросы высвечиваются по ходу ответов)
Как называются слова, отвечающие на вопросы кто? или что? ( имена существительные). Что обозначают имена существительные? (предмет)
Сегодня на уроке вы познакомитесь с другой частью речи, узнаете, на какие вопросы она отвечает, будете учиться находить эти слова в предложении. А как называется эта часть речи вы, наверное, скажете мне сами.
- Изучение нового материала
Задайте вопросы от имен существительных к словам второго столбика. кто? девочка какая? бодрая
что? молоко какое? вкусное
кто? ученик какой? закаленный
что? витамины какие? полезные
Повторите вопросы, которые вы сейчас задали (какая? какое? какой? какие?)
А теперь поработаем в группах. Каждая группа отгадает загадку. Для 1 группы:
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
Что это? Огурец получает первая группа.
Какие слова вам помогли определить, что это огурец?
Для второй группы:
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Грушу получает вторая группа.
Для 3 группы:
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ...
Третья группа получает апельсин. Какие слова помогли вам определить, что это апельсин?
Для 4 группы:
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
Свеклу получает четвертая группа.
Сейчас поработайте в группах. Охарактеризуйте по цвету, по размеру, по вкусу, тот овощ или фрукт, который вы получили. Посмотрим, какая группа подберет больше слов, чтобы получилась цепочка.
(Проверка. Каждый участник группы должен назвать признак овоща или фрукта.)
Сколько слов назвала 1 группа, 2 группа и т. д.?
Мы с вами описали признаки предметов и слова эти называются … как?
Откройте учебник (с. 29) и прочитайте (показать пальчиком).
Слайд 6 (высвечивается имя прилагательное)
А что же называют имена прилагательные? Найдите ответ на этот вопрос на с.29 учебника. Прочтите правило про себя, потом прочитаем вслух. Времени 1 минута!
Что же называют слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? Слайд 6 (высвечивается признак предмета)
Слайд 6 – имя прилагательное -
слова, которые называют
признаки предметов
и отвечают на вопросы
какое? какая? какой? какие?
- Закрепление изученного материала
Ребята! А о каком фрукте идет речь в этой загадке?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Прочитайте стихотворение самостоятельно в упражнении 269, найдите слова в этом стихотворении, которыми Яков Аким так красиво описывает какое яблоко.
Так какое же яблоко, ребята?
Значит, для чего в речи употребляются имена прилагательные? А теперь прочитает стихотворение … (читает заранее подготовленный ученик выразительно).
Кому понравилось это стихотворение? Чем оно понравилось?
Ребята, оказывается, яблоко не только полезно для здоровья, но и может подружить.
Перепишите стихотворение в тетрадь. Подчеркните волнистой линией прилагательные, характеризующие яблоко, которые вы сейчас называли.
Самопроверка.
Кто дописал, проверьте свой текст по учебнику. Поставьте оценку себе.
Физкульминутка
А теперь встаньте, отдохнем. Представьте, что вы в яблоневом саду осенью, когда яблоки созрели.
Поднимите правую ручку, потянемся за яблочком высоко вверх. Теперь поднимите левую ручку, достанем яблочко, сорвите его, подпрыгните. Представьте, что яблочко у вас в ладошках. Поднимите его вверх двумя руками, покажите солнышку. Покачайтесь, как яблоньки.
Теперь положите яблочки на парту, и в конце урока произойдет какое – то чудо.
Я буду показывать иллюстрации, а вы задавать вопросы какой? какая? какое? и подбирать имена прилагательные. Можно подобрать несколько прилагательных к одному слову.
Слайд 7– иллюстрации: лук, лимон, морковь, вишня, солнце, лес.
У каждого предмета есть свои признаки. Их необходимо подмечать, чтобы лучше представить предмет, отличать его от других предметов.
А сейчас поработаем с текстом. (Слайд 8) Прочитайте его .
Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные (они даны в словах для справок).
Красив … лес. Покрыл землю … снег. Сосна стоит в … шубе. Мы любовались … лесом.
Слова для справок: белой, пушистый, зимний, сказочным.
Прочитайте оба текста (вслух) и сравните, какой лучше. А почему вам нравится второй текст? Для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные? Почему полезно для здоровья бывать в зимнем лесу? Кто был в лесу недавно?
Перепишите в тетрадь первое и второе предложение. Подчеркните прилагательные волнистой линией. (Слайд 9)
Пока дети работают, звучит медленная музыка.
Кто закончил, поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. Оценку поставьте на полях.
Прочитаем слова на доске: мед, душистые, трава, сладкий, поле, зеленая, ландыши, большое. (показать ландыш)
Найдите слова, которые пишутся не так, как слышатся. Как проверить слово мед? Подберите проверочное слово к слову трава. А какое слово является проверочным к слову сладкий? Как проверить слово зеленая? Подберите проверочное слово к слову большое.
Теперь найдите имена существительные, задайте устно к ним вопросы и выпишите существительные в первый столбик. Я буду писать на доске, а вы в тетрадях. Помогайте мне.
мед
трава
поле
ландыши
К каждому записанному существительному подберите имя прилагательное, подходящее по смыслу. Поставьте вопросы и запишите.
мед какой? сладкий (по вкусу)
трава какая? зеленая (по цвету)
поле какое? большое (по размеру)
ландыши какие? душистые (по запаху)
Так на какие же вопросы отвечают имена прилагательные? Что они называют?
- Домашнее задание
Я вижу, что дневники ваши остались в классе, поэтому постарайтесь домашнее задание запомнить устно (беру в руки словарь и говорю задание).
Ребята, дома поработайте со словарями. Найдите и запишите, как можно больше прилагательных на букву з.
- Итог урока
Посмотрите, какую «корзину здоровья» мы собрали. (Слайд 10) Почему эти предметы оказались в «корзине здоровья»?
А что же произошло с вашими яблоками? Где они? Вот они! Тоже в «корзинке здоровья»! Чудо произошло! Волшебное яблочко обязательно получат те, кто правильно ответит на мои вопросы:
С какой часть речи познакомились на уроке?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Какой урок у нас сегодня получился? (составляется цепочка слов: интересный, занимательный, волшебный, чудесный, красивый, добрый, здоровый, обучающий, умный, развивающий).
Угощение ребят яблоками.
Интересно, кто же пригласил нас в гости? Я прочитаю от кого приглашение, а вы отгадайте.
У меня уши, хвост, шерсть.
Ребята, вы можете сказать, кто же нас приглашает в гости? Почему?
Посмотрите на обратной стороне приглашения есть фотография. (показываю рисунок зайчика) Слайд1
Какие слова нужно вставить в предложение, чтобы было понятно, от кого приглашение.
(У меня длинные уши, короткий хвост, белая шерсть).
На какие вопросы отвечают вставленные нами слова? Что они называют? А может быть, кто- нибудь из вас знает, как называются эти слова?
Это имена прилагательные. Слайд 2
Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные?
Сегодня на уроке мы будем работать над именами прилагательными, узнаем, на какие вопросы они отвечают, будем учиться находить их в речи, правильно употреблять.
А раз мы с вами отправляемся в гости к зайчику на день рождения, то должны подготовить подарок. Я предлагаю подарить ему торт.
(прикрепляю рисунок торта)
Но, посмотрите, торт нужно украсить. Тот, кто на уроке будет правильно отвечать, получает право раскрасить кусочек торта. Итак, кто уже отвечал, могут выйти и раскрасить торт. Но только выходите по одному.
(возле доски подготовить кисточки, баночки с водой, гуашь или краски, тряпочку)
- Минута чистописания
А где живет заяц? Конечно же в лесу! Но в этом очень снежная зима. Мы должны проложить дорожку к домику зайчика. А наша дорожка будет состоять из гласных букв.
Какие гласные буквы вы знаете?
Продолжите дорожку, которая написана у вас в тетрадях. Откройте тетради, запишите число, классная работа и продолжите дорожку. Но помните, что наша дорога должна быть ровной, красивой.
(Обратить внимание на посадку, положение тетради).
(Раскрашивает кусочек торта, кто написал лучше всех, определяю, проходя между рядами)
- Изучение нового материала
Итак, дорогу мы расчистили.
1) игра «Подбери картинку»
У вас на партах лежат картинки тех предметов, которые мы встретим у нашего именинника в доме. Возьмите их. Я буду называть их признаки, а будете показывать соответствующую картинку.
(картинки: морковь, шар, апельсин, стул, щенок, чашки, дерево)
Сочный, веселый, деревянный, вкусная, круглый, фарфоровые, высокое.
Ребята, скажите, как называются слова, которые я сейчас произносила. (имена прилагательные). Что же обозначают имена прилагательные? (признаки предметов) Слайд 3
Давайте, откроем учебник, прочитаем по учебнику правило и убедимся, правильные ли выводы мы сделали об имени прилагательном.
2) Зайчик пригласил к себе на день рождения своих друзей. А кого именно мы узнаем, выполнив упражнение 270 на с.30.
Читает задание 1 ученик.
1 ряд будет составлять кластер про волка, 2 ряд – про лису, 3 ряд- про слона. Используйте только имена прилагательные.
У вас на партах листочки с изображением этих животных. Работайте на них.
Проверка. У кого лучше всех, красит кусочек торта.
Физкультминутка
На день рождении мы будем танцевать, петь, веселиться. Давайте сейчас прорепетируем – станцуем «Танец маленьких утят».
Под музыку выполняют движения. (или игра «Узнай прилагательное»)
Игра «Узнай прилагательное»
Я буду называть слова. Если вы услышите имя прилагательное, то хлопните в ладоши, постарайтесь запомнить их.
Идет, белый, малыш, солнечный, дом, танцует, снегирь, серый, трусливый, пенек, маленький, писать, зимний.
3) Зайчик приготовил угощение для гостей. Я скажу вам по секрету, он очень любит яблоки.
Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима про яблоко. Упражнение 269 на с.30.
Читает 1 ученик. Задание для остальных – запомнить прилагательные, характеризующие яблоко.
Назовите, какое яблоко? Прочитайте стихотворение еще раз про себя и назовите слова с безударной проверяемой гласной, с парными согласными.
А еще на какие правила встретились слова при чтении стихотворения?
(правило жи – ши, непроверяемая безударная гласная)
Сейчас вы красиво, аккуратно спишите это стихотворение в тетрадь. Я думаю, что зайчику очень понравится, что мы подготовим для него стихотворение про его любимый фрукт. А, чтобы отметить, за что именно заяц любит яблоко, подчеркните прилагательные, отвечающие на вопрос какое? волнистой линией.
После окончания работы взаимопроверка в парах.
Проверьте друг у друга работу. Оцените. Отметку поставьте на полях простым карандашом.
Поднимите руку, кто получил отметку «5», «4».
Лучшие выходят к доске и красят кусочки торта.
4) У зайца много друзей среди птиц. Он их обязательно пригласит на день рождения. Как вы думаете, кого бы он мог пригласить на день рождения?
А почему именно этих птиц? (зимующие)Слайд 4 – рисунки зимующих птиц
Составим словосочетания про птиц, соединив стрелочками слова. (выходят по одному и соединяют). Выполняют на интерактивной доске. Слайд 5
Дятел чёрный
Ворон красноголовый
Синица красногрудый
Снегирь суетливая
Кто выходит к доске и правильно соединяет, красит кусочек торта.
5) Наш зайчик живет в зимнем лесу. Зимой в лесу очень красиво. Я предлагаю вам поработать с текстом. В нем пропущены прилагательные. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. А, чтобы вам лучше работалось, я включу музыку.
Работают на листочках. Проверка. (можно показать на доске – слайд, а дети проверяют у себя на листочках, самопроверка). Слайд 6
Зимний лес
Красив __________________ лес. ____________ ковром покрыл ____________ снег землю. В ______________ шубе стоит старик – дуб. А елочки спрятались в сугробе. Ребята тихо шли по тропе. Они любовались ______________ лесом.
Красив зимний лес. Чудным ковром покрыл пушистый снег землю. В белой шубе стоит старик-дуб. А елочки спрятались в сугробе. Ребята тихо шли по тропе. Они любовались сказочным лесом.
Давайте еще раз прочитаем оба текста и сравним, какой лучше. А почему вам нравится второй текст? Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
Лучший получает право раскрасить кусочек торта.
- Домашнее задание Слайд 6
Посмотрите, какой красивый торт у нас получился!
Прежде, чем мы зайдем к зайчику, послушайте домашнее задание:
(вы можете выбрать то, которое вам больше понравится)
- написать сочинение про зайца, используя, как можно больше прилагательных (можно использовать те, которые вы услышали на уроке);
- сочинить загадку (можно несколько) про нашего именинника;
- выполнить упр.271 на с.31 из учебника.
- Итог урока Слайд 1 (изображение зайца)
А теперь давайте удивим нашего зайчика и подарим ему настоящие живые цветы. Представляете, как это необычно – цветы зимой! Заяц будет доволен – сколько мы ему подарков подготовили – и торт, и цветы!
У вас на партах – рисунки с цветами, раскрасьте их : если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Все цветы прикрепляются на доску вокруг торта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"
Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс
Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...
Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Закрепление."4 коррекционный класс (8 вида)
Задачи урока: ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...
Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...