- Организационный момент.
- Итак, русский язык, друзья!
- На вас надеюсь, как всегда!
- Мы хороший, дружный класс,
- Всё получится у нас!
- Хотите учиться?
- Значит можно всем садиться.
На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить. Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………. . А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться? Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Высказывают своё мнение. | Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
| Эмоциональный метод. |
Не II.Актуализация знаний.
Отгадайте загадку. Летом бродит без дорог, Между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Какая часть речи?
-Сделайте звук - буквенный анализ
Плачет Ёж. Какое горе! Быть хотел солистом в хоре. Но Ежу, сказала Муха, Наступил Медведь на ухо. Что это?
А я знаю еще один фразеологический оборот : Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … (медвежью услугу)
Слайд 1. - Связаны ли слова в предложении по смыслу?
Не каждому охотнику довелось повстречать медведь. Близко подходить к медведь опасно. Я видел медведь в зоопарке. В лесу можно наблюдать за медведь только издали. Лесник рассказал нам интересную историю о медведь.
Форму какого слова нужно изменить, чтобы получился правильный текст.? Что значит изменить форму слова?
- Выпишите изменённые слова. Слайд 2.
Подберите однокоренные слова. |
Отгадывают загадку - медведь.
Определяют часть речи, доказывают, проговаривают правило.
Сравнивают произношение слова с написанием. Определяют разницу между буквой и звуком, доказывают правильность. Записывают в тетради. Медведь [м’эдв’эт’]-7б., 6 зв.
Фразеологический оборот. Объясняют значение.
Медвежью услугу. Объясняют значение.
Доказывают, что слова медведь. Зачитывают текст правильно, изменяя окончания.
Доказывают, что это значит изменить окончание, приводя свой пример.
Выписывают правильные формы слова медведь.
Медвежонок, медведица, медвежий, |
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УДД: - регулятивные (целеполагание; планирование);
- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
| Наблюдение, Практический.
, анализ,проблемная ситуация.
Практический метод.
|
III. Проблемное объяснение нового материала На доске запись вглрваере мягомля. Эта запись - бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я предлагаю вам переписать эти цепочки букв без ошибок. Какое задание вы бы предложили? Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза (один человек работает у доски) (проверка) Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово? Что получилось? Знакомо ли вам это слово. . А я его назвала знакомый незнакомец. Как вы думаете, почему? Представьте, что вы глагол и у вас берут интервью. Что бы вы рассказали о себе?
1. Я часть речи.
| Знаю. Хочу узнать. | 2. Я отвечаю па вопросы что делает? что делал? | Знаю. Хочу узнать. | 3..- Я называю слово, которое обозначает действие предмета. | Знаю. Хочу узнать. | 4.- В предложении я сказуемое и меня подчёркивают двумя чертами | Знаю. Хочу узнать. | 6. – Я изменяюсь по числам. | Знаю. Хочу узнать. | 7. – Имею род, спряжение, наклонение. | Знаю. Хочу узнать. | 8.- Могу времени совсем не иметь. | Знаю. Хочу узнать. | 9. - С частицей не меня пишут раздельно. | Знаю. Хочу узнать. | 7. - Имею время: у меня их целых три | Знаю. Хочу узнать |
По ходу высказывания детей, выстраивается схема. Глагол Часть речи Что делает? Что делал? Действие Изменяется по числам ?
– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? - Сформулируйте вопрос к уроку.
На доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме ставится большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку. . Исследование (работа в группах). 1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”. Рабочий лист (группа №1) Солнце (что … ?) светит. (Что … ?) Цветут кисти черемухи. Вывод: действие происходит ……. момент речи. Рабочий лист (группа №2) (Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы. Вывод: действие происходит …… момента речи. Рабочий лист (группа №3) Скоро (что … ?) зазеленеет травка, (будут что … ?) цвести яблони. Вывод: действие происходит …… момента речи. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь. Обсуждение правил работы в группе. Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики: I столбик “В момент речи” (сейчас) II столбик “До момента речи” (прошло, было) III столбик “После момента речи” (будет) 4). Общий вывод делает учитель, совместно с детьми, приводя примеры, записанные на доске. – Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени (в I столбике добавляется запись настоящее время) – Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени (во II столбике добавляется запись (прошедшее время) – Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени (в III столбике добавляется запись будущее время) В каком времени может стоять глагол.
Как жестами можно показать действие, которое уже прошло? Будет? Происходит сейчас? Как слово пантомима объясняется в словаре В.И. Даля.
|
Записывают в тетради цепочку слов.
врглеваер – мягомля Вычёркивают двойные буквы.
Глагол. Записывают рядом.
Потому что мы что-то знаем о глаголе, а что-то нет, предполагают дети.
Дети рассказывают правило, что такое глагол.У всех детей листочки с таблицей, выбирают ту информацию, которая им знакома и ставят +; о чём бы непременно захотелось узнать, ставят-! Подводят итог.
– Нет, наверно, он еще как-то изменяется.
Формулируют вопрос урока «Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?»
План работы: - Прочитайте предложения.
- В скобках запишите вопрос к глаголу.
- Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
- Запишите вывод.
. Дети читают план работы, работают в группах.
Дети выдвигают одного человека для отчёта у доски, аргументируя, почему именно ему это доверили. В конце отчёта каждая из остальных групп даёт оценку высказыванию.
В момент речи | До момента речи | После момента речи | Что делает? Что делают? | Что делал? Что делали? | Что сделает? Будут что делать? | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети отвечают, доказывая своими примерами.
Заранее подготовленный ученик зачитывает. Пантомима. - ж.р., греч. слово - выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра.
| Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- регулятивные (целеполагание, планирование);
- логические (анализ, обобщение);
- познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
|
Эмоциональны метод, анализ
Метод исследования, практический.
|
IV. Первичное закрепление во внешней речи Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот - же глагол? Проверим. – Что мы сейчас делаем?
В каком времени стоит этот глагол? – Запишите глагол в тетрадь в I столбик. – Что мы делали вчера? – В каком времени стоит этот глагол? – Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание
– Что мы будем делать завтра?
– В каком времени стоит этот глагол
– Запишите оба глагола в III столбик.
– Сравните глаголы в разных временах, сделайте вывод.
– На какой вопрос мы ответили?
Убираем из схемы знак вопроса и дописываем под второй стрелкой “изменяется” “по временам”. Слайд. – Вы еще предположили, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке. .
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
|
Работаем
В настоящем, так как действие происходит в момент речи. Записывают в первый столбик.. Работали. В прошедшем, так как действие происходило до момента речи. Записывают во второй столбик.
Будем работать.
– В будущем, так как действие будет происходить после момента речи. работаем | работали | Будем работать | Свой пример |
|
|
Форма глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам
Дети озвучивают вопрос, поставленный в начале урока-Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?
Изменение глаголов по временам |
|
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. – Откройте учебник на с. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее. Дети открывают учебники, читают, сравнивают. – Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока. – Прочитайте правило на с.208. – Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи? VI. Физкультминутка (1'–2') Игра “Не ошибись!” Называются действия, ученики их выполняют. – Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, пел, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, буду смотреть, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. Послушайте загадку: Её мудрость не забудешь: «Тише едешь, дальше будешь» «Костяна» её рубаха, Ползёт без страха …….(черепаха) Знаете ли вы? (дети по одному зачитывают сведения) 1.Самая большая – морская кожистая черепаха. 2.Её вес может достигать семисот килограммов. 3. Может нырнуть на глубину более одного километра. 4. Может прожить до 150 лет. Писательница Татьяна Рик написала стихотворение , которое называется «Чуть – чуть о черепашьей жизни.» Была я малышкой, Играла пустышкой Я пела, плясала, Над книжкой зевала, Цветы собирала, О чуде мечтала. Но время бежало, И я подрастала. Сейчас я живу В небольшом зоопарке Я в школу бужу По утрам малышей, Кормлю их, купаю От ног до ушей. Я штопаю, глажу, стираю, Игрушки за них убираю. В понедельник или в среду Всё я брошу и уеду, И оставлю их одних, Безобразников моих. Сяду в поезд и тогда Посмотрю на города. Я отправлюсь в южный порт, На какой-нибудь курорт. Когда море надоест, Запланирую отъезд. В этом стихотворении много глаголов. Как вы думаете, какое задание можно придумать Выписывайте глаголы, которые относятся к одному из периодов жизни черепашки. - «Младенчество черепашки»
- «Черепашьи трудовые будни»
- «Черепашьи планы»
|
Да, правильно.
Глаголы изменяются по рвременам.
Черепаха.
Ученик читает выразительно стихотворение.
Дети предлагают варианты заданий.
Выписывают свои глаголы. Группируются с теми, кто выписывал такие же глаголы. Дети из других групп задают вопросы «Почему…» «Докажи…» и т.д. Определяют время глагола. Была играла пела плясала зевала собирала мечтала бежало подрастала | Живу бужу кормлюкупаю штопаю глажу стираю убираю
| Брошу уеду оставлю сяду посмотр отправлюсь надоест запланирую |
|
|
|
–VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение Прочитайте текст с доски: Рыженький котик сидеть на окошке И увидеть он знакомую кошку. Он ей песню спеть, А потом поесть. Вот теперь сидеть И в окно глядеть. Кисонька мурлыкать, Кота к себе кликать: Пойдем, котичек, на улицу погулять, Курочек соседских попугать. – Почему вам было смешно? – Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно.
Работа идёт устно, фронтально, меняются окончания глаголов. .Работа над упражнением в учебнике.
|
Дети читают стихотворение, говорят о том, что слова не связаны по смыслу. Предполагают, что нужно изменить форму глагола. Читают стихотворение правильно. Рыженький котик сидел на окошке. И увидел он знакомую кошку. Он ей песню спел, А потом поел. Вот теперь сидит, И в окно глядит. Кисонька мурлычет, Кота к себе кличет: Пойдем, котичек, на улицу погуляем, Курочек соседских попугаем. Дети записывают глаголы по временам в таблицу. Сидел | Сидит | Погуляем | Увидел | Глядит | попугаем | Спел | Мурлычет |
| поел | кличет |
|
|
|
|
VII. Итог урока. Домашнее задание. Вам сегодня пришлось: -навострить уши; (слушать внимательно, ) - зарубить на носу; (запомнить) Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока завтра.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось –НЕ ВЕШАТЬ НОС! (не унывать, не отчаиваться) Кубик Блума дети передают друг другу. На ком остановился, выкидывают кубик и отвечают на вопросы, написанные на гранях: «ПОЧЕМУ» «ОБЪЯСНИ» «НАЗОВИ» «ПРЕДЛОЖИ» «ПРИДУМАЙ» «ПОДЕЛИСЬ» Была ли польза от урока? Что-то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше? Рефлексия. На уроке я работал | Активно пассивно | Своей работой на уроке я | Доволен недоволен | Урок для меня показался | Коротким длинным | За урок я | Устал не устал | Мое настроение | Стало лучше стало хуже | Материал урока мне был | Понятен непонятен Полезен бесполезен Скучен интересен | Теперь я могу……….. |
| Домашнее задание мне кажется | Лёгким трудным |
«Разноцветные ладошки» На доске вывешены ладошки красного, зелёного и синего цвета. Красный – всё понял, всё понравилось!Зелёный – всё понял, но ещё не уверен. Синий - требуется помощь учителя.
|
Ещё раз вспоминают фразеологизмы, объясняют их значение. Сталкиваются с проблемой, что не могут определить время глагола. Обращаются к таблице. заполненной в начале урока. Глагол времени может не иметь. | Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- регулятивные (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
- познавательные(формулирование прблемы)
|
|