Наблюдение за словоизменением имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели для учителя
- Образовательные:Наблюдать за ролью имен существительных в предложении, тексте.
- Развивающие: Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
- :Развивать устную и письменную речь учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных.
Цели для ученика: 1.Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов 2. Выполнение действий по образцу, алгоритму 3.Воспитывать внимательное отношение к окружающим; к слову. | Цели для учителя
|
Тип урока: Урок открытия новых знаний | Форма урока: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов |
Опорные понятия, термины - имя существительное; - словоизменение; - форма слова; - однокоренные слова; - изменение окончаний | - падеж; - название падежей; - вспомогательные слова; - падежные вопросы. |
Формы контроля Взаимопроверка, индивидуальный опрос | Домашнее задание Одно на весь класс |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Цели |
Ι. Актуализация знаний. 1.Организационный момент | Долгожданный дан звонок – Люди познаются в споре и в пути. Д. Герберт | Обсуждение Девиз | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | . Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
2.Языковая разминка | Запись под диктовку слов: Свобода, ужин, щётка, ежевика, свитер, телеграмма, ветер, индюк, тоска, егерь, лепесток, носорог, облако, енот. | Индивидуальная работа в тетрадях. | Регулятивные УУД 1. Прогнозировать предстоящую работу. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 1.Постановка учебной проблемы. | - Название пресс-конференции «Имя существительное». Приглашаются знатоки нашей темы. 1.Что такое имя существительное. 2.На какие вопросы отвечает 3.Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 4.Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 5.Почему одушевленность – неодушевленность и род – это постоянные признаки имени существительного. 6.Изменение имен существительных по числам. 7.Какими членами предложения бывают имена существительные. | Выходят 3-4 человека, которые отвечают на вопросы. | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
2. Сообщение темы и цели урока. | - Сегодня на нашей пресс-конференции должен был присутствовать зарубежный гость, но он почему-то не приехал. Однако я получила от него письмо. - Ребята, посмотрите правильно написано письмо Джона?Есть ли смысл в этом письме? -Что нужно изменить? - Что же мы должны сделать со словом, чтобы получить правильный текст? - Что значит изменить слово? - В результате такого изменения получается новое слово? | Ученики читают письмо и обсуждают проблему. Слайд 5. Нет, только форма этого слова. | Регулятивные УУД 1.Прогнозировать предстоящую работу. Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из текста. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
Физкультминутка для глаз | ||||
ΙII. Открытие новых знаний. 1.Наблюдение за словоизменением имен существительных. |
- Почему эти слова выделены, и почему нас авторы просят обратить внимание на эти слова. Это одно и то же слово или разные слова. - На какой вопрос отвечает слово – с цирком? -Чем отличается от слова цирк? - Что меняется в слове цирк – основа или окончание? - Какие вопросы возникают?
- Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. - Обозначьте во всех словах окончание и основу. Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика? Сделайте вывод. - В зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. - Изменение окончаний имён существительных нужно для связи слов в предложении. - При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова. | Ученики читают текст про себя. Обратить внимание детей на выделенные имена существительные. Работа в парах. (с чем? – с цирком) (Постановкой вопроса и окончанием.) Ученики формулируют свои вопросы и сравнивают их с авторскими (с. 154) Индивидуальная работа по вариантам. I вариант. Театр, в театре, около театра, с театром, театрал, театральный. II вариант. Сад, садовый, к садовнику, у садовника, с садовником. III вариант. Лес, лесок, лесной, лесник, в лесу, за лесом. IV вариант. Трава, в траве, травяной, травинка, травушка, на траве. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия |
Физкультминутка | ||||
ΙV. Развитие умений – применение знания. 1.Первичное закрепление | 1.Работа по учебнику. Упр. 119 (устно) – чтение по одному предложению с комментарием. Этапы работы: - чтение предложения; - вставить окончание; - поставить слово в начальную форму. Вывод: При постановке вопроса изменяется окончание, т.е. происходит словоизменение по падежам. 2.Работа с текстом определения. - Прочитайте 1-ю часть определения. - Какое это «такое изменение»? - Прочитайте 2-ю часть определения. Что вы узнали про падежи? - Что теперь хочется узнать? Запомнить слайд 10 | Дети работают по таблице под документ-камерой. - Изменение по вопросам. Название падежей, чем они отличаются друг от друга. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий |
V. Итог урока. | - Как называется словоизменение имен существительных? - Какие падежи запомнили? - Изменение имен существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? | - Изменение по падежам. | Регулятивные УУД 1. Прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. | Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке |
VI.Рефлексия | Зеленый – все получилось. Желтый – сомнения. Красный – трудности. | Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | |
VII.Домашнее задание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"
Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...
Конспект урока по русскому языку "Наблюдение за словоизменением имён существительных"
Урок разработан для 4 класса по программе ОС "Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен ...
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...
урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...
Открытый урок по русскому языку на тему "Наблюдение за словоизменением имен существительных по падежам". 4 класс
Конспект урока по русскому языку...