урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мельникова Елена Владимировна

Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Конспект урока

        

Педагог                                   Мельникова Елена Владимировна

Предмет                                                      Русский язык             3 класс

 Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных

  Цель урока: Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,

Задачи урока: вспомнить правописание прямой речи , повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

    Оборудование урока:

        -материал (карточки-задания для самостоятельной работы)

             - презентация

           

                                                                                           

                                                                                           1. Организационный  момент. (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Создание ситуации успеха для каждого учащегося. мотивация  к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Задачи: активизировать мышление учащихся и побудить к ново  теме урока .

Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый.

Деятельность учителя    

Деятельность учащихся

-Повернулись друг к другу и улыбнулись. Настроились на хорошее настроение. (слайд 1)

«Вообще умение увидеть смешное и сказать смешно о серьезном, очень часто выручало меня в жизни»-

-Кому принадлежат  эти слова? Сегодня на уроке мы тоже будем видеть смешное ,но говорить будем о серьезном.

Отвечают на вопросы учителя.

-И.Крылову

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (8-10 минут)

ЦЕЛЬ:

1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.

3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия - падежи.

Задача: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала, способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.

Критерии достижения целей и задач: качественное составление схем предложений

Методы организации совместной деятельности учащихся:  индивидуальный, личностно-адаптированный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание необходимой образовательной среды. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для повторении и закреплении   знаний. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Организация корректировки знаний для детей, не справившихся с работой.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

 

 1. Составьте схемы предложений.

1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.

2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке.

3. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой".

4. " Учитель наш, граф Лев Николаевич, он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик.

- Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу.

- Назовите во втором предложении грам. основу.

- Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?

- Что такое  имя существительное?

- Как изменяются существительные ? Это постоянный признак или непостоянный ?

Молодцы, А какой признак постоянный?  (слайд №2)

-Какая тема объединяет этих люде ? Где они все работают?

-Назовите однокоренные слова слову ЦИРК.

-А у меня вот какие слова получились.

-Все ли верно у мен записано?

Цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер),к цирку, с цирком.

2. Определите род существительных и прилагательных.

-Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.

-Обозначьте во всех словах окончание и основу.

- ЧТО ЗАМЕТИЛИ?

Раздаточный материал (карточки).

Ученики составляют схемы предложении , анализируют, делают выводы.

Обмениваются  файлами, проверяют схемы, ставят оценку.

        

Повторяют знания о существительном. Вспоминают  постоянный признаки или непостоянные имени существительного.

Нахождение ошибок у учителя.

Делают вывод: При изменении  формы  одного и того же слова изменяется  окончание, при образовании однокоренных слов  изменяется основа слова.

                                                                           3. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

  Учебная цель:

 Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия-падежи. Зафиксировать понятие падеж.

 Цели и задачи: дать понятие –падеж, пронаблюдать за словоизменением имен существительных;

активизировать творческие способности учеников;

воспитывать интерес  к предмету, речевой культуры учащихся,

   Основные положения нового учебного материала:

Чтобы имя существительное могло в разговоре(или на письме) правильно соединятся  с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания .  В разных случаях , отвечает на разные вопросы, существительное применяет разные окончания  , оно имеет возможность менять свои окончания.

   Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.

   Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.

    Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся  к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное   выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

    Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе  освоения нового учебного материала:  слово учителя, работа   с  учебником, иллюстративными материалами, подготовка   проблемных вопросов,   создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ)

- А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам? Прочитайте текст № 116.

Вопросы из учебника.

-Происходит слово изменение, а это и есть по падежам, Наша тема урока(Слайд 4- тема урока)

-Кто может сформулировать вывод? Для чего меняется окончании в предложении7

-Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой  зрении ученого-языковеда №118

-Цирк - в переводе с латинского означает  «круг».   Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году.

-А кто саамы веселы в цирке? 

ФИЗМИНУТКА- Охрана здоровья детей.

.(показать выражением лица настроение, которое показано на картинке).

Ученики осознают образовательную  ситуацию урока.. Читают вопросы к упражнению .и делают умозаключения.  Самостоятельно указывают причины затруднения, выявляют существенный признак изменение существительных по вопросам , и связи слов в предложении.

Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.

                                                                         4. Закрепление учебного материала. (10 мин.)

Учебная цель: выяснить, насколько ученики могут изменять  окончания у  существительных  в разных его формах употребления.

Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные,  сочетание различных видов деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников  нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель отслеживает в процессе выполнения упражнения :

-согласованы ли решение и его комментирование; 

- какая часть детей включена в комментирование выбора вопроса и окончания ;

- успешно ли дети справились с предложенными заданиями.

-грамотная ли речь.

 А  сейчас мы будем дописывать окончания к слову существительному  в разных его формах №119

-Чтение отрывка из басни;

-Дописывание окончания карандашом в учебнике;

- Трудно ли тебе было выполнять это задание?

-выписывание словосочетания по образцу в учебнике.

Что вы узнали про падежи?

- Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)

Чтение правила

Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.

Подведение итогов, оценок

-Что же такое словоизменение?

Рефлексия учебной деятельности.

Листок рефлексии.

      На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

Учащиеся работают с тетрадью и учебником. Дописывание окончаний к слову слон ,выписывание словосочетаний по образцу. Проговаривание вопроса в громкой речи. Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъектным опытом.

Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности.

                                                                                                     5. Задание на дом. (5 мин.)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны  с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания  

Цель учителя:  умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие таблицы «Падежи».

Деятельность учителя 

Организует домашнее задание:

С,117№ 1

с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания  .По желанию, составить несколько предложении с одним из слов.

.

Деятельность учащихся

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"

Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...