урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог Мельникова Елена Владимировна
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных
Цель урока: Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,
Задачи урока: вспомнить правописание прямой речи , повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование урока:
-материал (карточки-задания для самостоятельной работы)
- презентация
1. Организационный момент. (2 мин.)
ЦЕЛЬ: Создание ситуации успеха для каждого учащегося. мотивация к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
Задачи: активизировать мышление учащихся и побудить к ново теме урока .
Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Повернулись друг к другу и улыбнулись. Настроились на хорошее настроение. (слайд 1) «Вообще умение увидеть смешное и сказать смешно о серьезном, очень часто выручало меня в жизни»- -Кому принадлежат эти слова? Сегодня на уроке мы тоже будем видеть смешное ,но говорить будем о серьезном. | Отвечают на вопросы учителя. -И.Крылову |
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (8-10 минут)
ЦЕЛЬ:
1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.
3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия - падежи.
Задача: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала, способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: качественное составление схем предложений
Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальный, личностно-адаптированный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание необходимой образовательной среды. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для повторении и закреплении знаний. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Организация корректировки знаний для детей, не справившихся с работой. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
1. Составьте схемы предложений. 1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали. 2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке. 3. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой". 4. " Учитель наш, граф Лев Николаевич, он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик. - Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу. - Назовите во втором предложении грам. основу. - Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее? - Что такое имя существительное? - Как изменяются существительные ? Это постоянный признак или непостоянный ? Молодцы, А какой признак постоянный? (слайд №2) -Какая тема объединяет этих люде ? Где они все работают? -Назовите однокоренные слова слову ЦИРК. -А у меня вот какие слова получились. -Все ли верно у мен записано? Цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер),к цирку, с цирком. 2. Определите род существительных и прилагательных. -Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. -Обозначьте во всех словах окончание и основу. - ЧТО ЗАМЕТИЛИ? | Раздаточный материал (карточки). Ученики составляют схемы предложении , анализируют, делают выводы. Обмениваются файлами, проверяют схемы, ставят оценку.
Повторяют знания о существительном. Вспоминают постоянный признаки или непостоянные имени существительного. Нахождение ошибок у учителя. Делают вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова. |
3. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)
Учебная цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия-падежи. Зафиксировать понятие падеж.
Цели и задачи: дать понятие –падеж, пронаблюдать за словоизменением имен существительных;
активизировать творческие способности учеников;
воспитывать интерес к предмету, речевой культуры учащихся,
Основные положения нового учебного материала:
Чтобы имя существительное могло в разговоре(или на письме) правильно соединятся с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания . В разных случаях , отвечает на разные вопросы, существительное применяет разные окончания , оно имеет возможность менять свои окончания.
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ) - А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам? Прочитайте текст № 116. Вопросы из учебника. -Происходит слово изменение, а это и есть по падежам, Наша тема урока(Слайд 4- тема урока) -Кто может сформулировать вывод? Для чего меняется окончании в предложении7 -Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой зрении ученого-языковеда №118 -Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году. -А кто саамы веселы в цирке? ФИЗМИНУТКА- Охрана здоровья детей. .(показать выражением лица настроение, которое показано на картинке). | Ученики осознают образовательную ситуацию урока.. Читают вопросы к упражнению .и делают умозаключения. Самостоятельно указывают причины затруднения, выявляют существенный признак изменение существительных по вопросам , и связи слов в предложении. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой. |
4. Закрепление учебного материала. (10 мин.)
Учебная цель: выяснить, насколько ученики могут изменять окончания у существительных в разных его формах употребления.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель отслеживает в процессе выполнения упражнения : -согласованы ли решение и его комментирование; - какая часть детей включена в комментирование выбора вопроса и окончания ; - успешно ли дети справились с предложенными заданиями. -грамотная ли речь. А сейчас мы будем дописывать окончания к слову существительному в разных его формах №119 -Чтение отрывка из басни; -Дописывание окончания карандашом в учебнике; - Трудно ли тебе было выполнять это задание? -выписывание словосочетания по образцу в учебнике. Что вы узнали про падежи? - Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга) Чтение правила Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться. Подведение итогов, оценок -Что же такое словоизменение? Рефлексия учебной деятельности. Листок рефлексии. На сегодняшнем уроке я: 1. понял, что знаю очень мало; 2. остался доволен результатами своей работы; 3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников; | Учащиеся работают с тетрадью и учебником. Дописывание окончаний к слову слон ,выписывание словосочетаний по образцу. Проговаривание вопроса в громкой речи. Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъектным опытом. Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности. |
5. Задание на дом. (5 мин.)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие таблицы «Падежи».
Деятельность учителя Организует домашнее задание: С,117№ 1 с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания .По желанию, составить несколько предложении с одним из слов. . | Деятельность учащихся Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"
Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...