Конспект урока по русскому языку "Наблюдение за словоизменением имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Овечкина Татьяна Викторовна

Урок разработан для 4 класса по программе ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_attestacii.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:



Конспект урока.

 

         Аттестуемый педагог: ОВЕЧКИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

         Предмет: русский язык          Класс:  4 в

         Автор УМК:  Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина    

               Тема урока: «Наблюдение за словоизменением имён существительных».

               Тип урока :  урок изучения нового материала  

          Планируемые результаты: знать  определение имени существительного, падежи, падежные вопросы;                                                                                                                 формировать метапредметные и универсальные учебные действия с учётом реальных потребностей интересов в общении и познании.

            Основные понятия:  падежи, падежные вопросы.

             Ресурсы:  ноутбук, проекторный экран, эталоны для самопроверки, слайды на компьютере, три картинки с изображением настроения (грустное, весёлое, спокойное).

 






 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)


 

 

 

 

 Цель урока: развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

               

Задачи урока:

Обучающие: знать определение имени существительного, падежи, падежные вопросы; повторить признаки имени существительного ,уметь различать имена существительные.

Развивающие: активизировать знания логических приемов; тренировать кратковременную зрительную память детей; содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной работы и работы в парах.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.


ХОД УРОКА.

1.

Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к работе на уроке, создать благоприятные условия для усвоения нового материала.

 

 

 

 

 

1.Организационный момент.

"Русский язык в умелых устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и внимателен" - писал А. И. Куприн (слайд 1).

Я желаю как можно лучше изучать русский язык, чтоб он в вашей речи был бы ещё краше. Я желаю вам подняться по лестнице успеха.

- Хватит ли у нас вами умений и знаний? (Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться)

- Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлом уроке.

Неужели мы ещё не всё узнали об имени существительном.

Нужно это выяснить. Хотите?

(При проведении каждого этапа урока на доске открывается каждая ступенька, начиная с нижней. Так к концу урока учащиеся открывают новое знание - падежи. Получается такая структура урока - своеобразная лестница успеха)

---падежи-----------

--словосочетания--------------

----сравним-----------

----формы слова ----------

---схемы-------------


2.

Актуализация знаний.

Цель: повторить степень усвоения изученного ранее материала для восприятия нового, актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ, зафиксировать необходимость введения нового понятия – падежи.


Методы: фронтальный и индивидуальный опрос учащихся.














Практическая самостоятельная работа по вариантам.


Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.


Методы: парная работа.

 2.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

1. Составьте схемы предложений.

1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.

2. Красные, жёлтые, зелёные шары поднялись в небо.

3. На морозе переливалась серебром раскидистая берёза.

4. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой".

5. " Учитель наш, граф Лев Николаевич. Он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте схемы (по 3 слайду). Поставьте оценки соседу.

- Назовите в третьем предложении грамматическую основу.

- Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?

- Что такое глагол, имя существительное?

- Собственное или нарицательное имя существительное?

- Одушевлённое или неодушевлённое?

- Как изменяются существительные?

- Мы с вами поднялись на первую ступень лестницы успеха.

2. Определите род существительных и прилагательных (блокноты обратной связи)

Берёза, на берёзе, подберёзовик, у берёзы, березняк.

Берёзовый (веник), берёзой, берёзу, берёзонька, берёзка.

(слова на карточках выставляются на доску)

- Назовите однокоренные слова

  1. Берёза
  2. Подберёзовик
  3. Березняк
  4. Берёзовый
  5. Берёзка
  6. Берёзонька

- Выделите основу в этих словах.

- ЧТО ЗАМЕТИЛИ?

- Выделите в оставшихся словах основу.

  1. У берёзы
  2. Берёзой
  3. На берёзе
  4. берёзу

- Что можно сказать про основу? (она одинаковая)

- Выделите окончания.

- Что такое окончание?

- Что заметили? (окончания разные)

- А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы)

- А для чего  нужно изменять окончания?

- Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова)

- Проверьте, правильно ли вы выделили основу в словах по слайду.

- Мы с вами поднялись на вторую ступень лестницы успеха.

(слайд 4).


3.

Формулирование темы урока. Постановка проблемы.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия; согласовать тему и цель урока.


Методы: проблемно-диалогический, словесный, наглядный.


Фронтальная работа.

3. Формулирование темы урока. Постановка проблемы

- А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам?

- А хотите узнать?

- Откройте учебник на стр. 94,

- Прочитайте тему "Изменение имён существительных по падежам".

- Поясним каждое слово.

- Что значит изменить слово (изменить его окончание)?

- В результате этого изменения получается новое слово? (Нет. Формы этого слова).

- Знаете ли, вы, что такое падежи?

- А хотите узнать?

- Какая же тема нашего урока?

- Какие задачи ставите перед собой?

(Слайд 5- тема урока).


. 4. ФИЗМИНУТКА


5.




























Проектирование и фиксация  новых знаний.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения понятия падежи; зафиксировать понятие падежи. Методы: словесный диалог, наглядный.

Фронтальная работа.

















5. Проектирование и фиксация новых знаний.

 (Слайд 6 - картинка цирк).

- Упражнение № 116.

- Прочитайте задание.

- Выпишите слово цирк с вопросами.

- Обозначьте основу и окончание.

- Так что же меняется в слове основа или окончание?

- Какой вывод можно сделать?

- Почему существительное меняет свои окончания в тексте? (для связи слов в предложении)

- От чего зависит, какое именно окончание у существительного цирк в каждом случае? (от вопроса)

Вывод: В зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по 6 слайду.

- Поставьте себе отметку на полях.

- Вот ещё преодолена ступень.

Упражнение № 117.

- Выпиши в один столбик однокоренные слова, а - в другой формы одного и того же слова (два ученик работают у доски).

- Как ты это определил? (надо выделить основу и окончание в словах)

- Проверьте по слайду.

- Что общего и чем отличаются основы 1-го и 2-го столбиков?

- Сделай вывод (слайд 8).

Вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется и основа слова.

- давайте прочитаем вывод в упражнении № 118.

- Совпадает ли наш вывод?

- Поднялись ещё на одну ступень.

- Узнали вы, что такое падеж?

- Упражнение № 119.

- чтение отрывка, дописывание окончаний.

- Трудно ли тебе было выполнять это задание?

- Почему?

- Выпиши словосочетания по образцу.

- Проверьте по 9 слайду.

- Работа с текстом определения (с. 69)

- Прочитайте 1-ю часть определения.

- Какое такое изменение? (Изменение по вопросам)

- Что вы узнали про падежи?

- Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)

- Послушайте грамматическую сказку, а вы проговорите про себя падеж, вспомогательное слово и вопросы.

(Показ 10 слайда)

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. (1-я строчка)

Родился - стал Родительный. (2-я строчка)

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. (3-я строчка)

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6-я строчка)

- Повторите все падежи.

- Прочитайте вопрос под рамкой.

-Почему у падежа два вопроса?

- Запомните, как пишется слово падеж.

 

  

6.

























Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать понятие падеж в громкой речи.


Метод: словесный, практический.

        

.










6. Первичное закрепление.

- Определите падеж у слова кот.

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
 
Мышь осталась без хвоста,
 
Вырываясь о кота.

И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
 
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом, 
Чтоб не встретиться с котом.
 
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

- Наконец поднялись на самую последнюю ступен

7.

Рефлексия.


Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог работы на уроке;

комфортное окончание урока.


Методы:  наглядный, словесный.

7.Рефлексия.

-- Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?

- Вы поняли, что такое падежи?

- Я по вашему настроению пойму, кто и как понял эту тему.

(Настроение (картинки - лица с изображением разного настроения: грустное, весёлое, спокойное) - дети выставляют картинку на доску на магнитах)


 Закончи предложение.

Я положительно оцениваю....

Мне нужно обратить внимание...

Я хочу поблагодарить...

Мне было интересно...

Мне показалось важным...

-Спасибо за урок.

8.

Домашнее задание.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

8.Домашее задание.

с.96, правило наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельно...

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....

Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс

Тема урока, классТема: Род имён существительных, 3 класс Программа, УМК «Начальная школа ХХI века»Тип урока.Открытие нового знанияЦели урока. Цель, направленная на достижение предметных рез...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...