Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться. Закрепить знания учащихся об имени существительном. Наблюдать за словоизменением имён существительных. Познакомить с падежами. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память. Воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.29 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 907.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Цели.
Показать красоту родной природы.
Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Закрепить знания учащихся об имени существительном.
Наблюдать за словоизменением имён существительных.
Познакомить с падежами.
Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память.
Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, Орфографические словари, Красная книга, карточки с заданиями, сообщения учащихся.
Ход урока.
1.Организация класса.
Слайд 1. КАРТИНА С ПЕЙЗАЖЕМ
- Скажите, что изображено на экране? (Лес, пейзаж)
- Почему и от кого надо беречь лес?
- Человек – это частичка окружающего мира. Зная это, человек должен помнить, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука…ЭКОЛОГИЯ.
- Что в переводе с греческого языка означает слово экология? (изучение дома) То есть изучение связи между живыми существами и окружающей их средой.
- Сегодня на уроке мы поговорим об охране растений и животных леса, о бережном отношении к природе, об ответственности за свои поступки.
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Слайд 2. С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ ПРИНИМАЙСЯ ЗА РАБОТУ
- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
- Покажите, у кого хорошее настроение?
- У большинства хорошее настроение, значит, приступаем к работе.
- Открываем тетради и записываем число и классную работу. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.
Слайд 3. Двенадцатое декабря. Классная работа.
- Помним, что «красиво писать – красоту творить».
Индивидуальные задания для учащихся.
Вставьте окончания, поставьте вопросы.
Природ… ( ) – наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, звер… ( ) и побегу,
И дерев… ( ), и человек… ( ).
Хоть дом большой, но хрупок он -
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из век… ( ) в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От гряз… ( ), злобы и войны.
Чтоб в дом… ( ) нашем навсегда
Царили мир и чистота.
2.Введение в раздел.
- Прочтите название раздела.
Слайд 4. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ
- Давайте поясним каждое слово.
- Что значит изменить слово? (Изменить окончание.)
- В результате такого изменения получается новое слово? (Нет, форма этого слова.)
- Что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет или явление природы и отвечает на вопросы кто? и что?)
- Мы знаем, что такое падеж? (Нет) Это предстоит нам узнать на этом уроке.
3.Наблюдение за словоизменением имён существительных.
- Отгадайте загадку:
Бела – не снег, зелена – не луг, кучерява – не человек. (Берёза)
Слайд 5. КАРТИНКА БЕРЁЗЫ
- Определение из Толкового словаря: «Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и сердцевидными листьями».
- Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значило «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала «берза», а в последствии «берёза».
- Прочитайте текст.
Слайд 6. ТЕКСТ «БЕРЁЗА»
Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая берёза. В густых ветвях берёзы поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли к берёзе и взмахнули топором. Упали на землю прозрачные капельки сока. До осени далеко, а на берёзе уже появились жёлтые листья.
- О чём говорится в тексте? (О берёзе)
- Где выросла берёза?
- Кто поселился в ветвях берёзы?
- Кто пришёл на поляну?
- Что сделали ребята?
- Что случилось с берёзой?
- Почему у берёзы уже летом пожелтели листья?
- Проанализируйте действия ребят.
- Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.
- Скажите, как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
- Выпишите из текста в столбик выделенные слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.
- Что в этих словах изменилось? (только окончание)
- Что вы можете сказать об основе? (одинаковая)
- Мы записали разные слова? (Нет, формы одного и того же слова.)
- Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово.
- В зависимости от чего изменяется окончание существительного берёза? (от вопроса)
- Для чего изменяют окончания существительных? (для связи слов в предложении)
4.Работа в учебнике.
- Откройте учебник страницу 95 упр.118. Работаем по заданию.
Слайд №7. Картинка берёзовой рощи
- Такое изменение имён существительных называется изменением по падежам.
- Слово падеж произошло от латинского casus, то есть падение. Слова, изменяясь в речи, как бы падают той или иной формой.
- В русском языке шесть падежей. У каждого падежа есть свои вопросы.
- Я сейчас вам буду рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на стр. 96 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.
Он ещё не роился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. (Дети читают хором 1-ю строчку.)
Родился – стал Родительным. (Дети читают хором 2-ю строчку.)
Пока он был малышом, ему всё давали, и стал он Дательный. (Дети читают хором 3-ю строчку.)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (Дети читают хором 4-ю строчку.)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (Дети читают хором 5-ю строчку.)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (Дети читают хором 6-ю строчку.)
- Повторите все падежи хором.
Слайд №8. Название падежей.
- Прочитайте вопрос под рамкой на стр.96.
5.Физминутка.
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания. Для животных растения – это и дом, и пища. А сколько радости доставляет нам красота растений!
- Прочтите стихотворение хором.
Слайд №9.
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок.
Если мы сорвем цветы.
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
- О чем это стихотворение? К чему призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?
- А теперь встанем и, читая, изобразим стихотворение.
- Расскажите стихотворение в парах друг другу, изображая.
- Проанализируйте подчёркнутые орфограммы.
- Как оформляется стихотворение на письме?
- Внимательно прочтите стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.
Слайд №10. Картинка полевого цветка
- Запишите, сколько запомнили.
- Самопроверка по эталону.
Слайд №11.
(стихотворение)
6.Подведение итогов.
- Изменение имён существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? Объясните.
- Какие падежи запомнили?
- Дома выучите таблицу «Падежи» на стр. 96.
7.Сообщения учащихся «О маленьких и больших ранах природы».
- Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
- Послушаем сообщения «О маленьких и больших ранах природы».
Ученик 1. Я расскажу о маленьких ранах природы. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь всего 3-4 цветка? Да, природе будет хуже! Каждая попусту сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
Ученик 2. Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
- Как вы понимаете высказывание «Судьба природы – наша судьба».
8.Упражнение в корректировке текста. Работа в парах.
- А теперь займёмся корректировкой текста. Работаем в парах.
- Прочтите текст «Лесные пожары», исправьте ошибки. Дополните текст призывами или советами о бережном отношении к лесу.
Лисные пажары.
Лисные пажары возникают от небрежного обращения с агнём. Бросят горящюю спичьку, оставят тлеющие угли кастра.
Набижал витерок, раздул пламя. Синий агонёк зажёг сухую ветку и побижал по высохшей трове, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползёт в небо. Начялся лисной пажар. Сколько диревьев уничтожыт он! Сколько погибнет лисных обитателей!
Мечются по лесу белки, зайцы и лоси. Против агня они бессильны.
А какое жуткое, таскливое зрелище – выгоревшие учястки леса! Чорная земля, чорные ствалы упавших диревьев. Много лет пройдёт, пока снова вырастет жывой лес.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ ПРИНИМАЙСЯ ЗА РАБОТУ
Дв е надцатое д е кабря. Кла сс ная р а бота.
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ
Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая берёза . В густых ветвях берёзы поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли к берёзе и взмахнули топором. Упали на землю прозрачные капельки сока. До осени далеко, а на берёзе уже появились жёлтые листья.
Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж
Если я со рву цв е ток. Если ты со рве шь цв е ток . Если мы со рвем цв е ты. То о кажу тся пусты И д е рев ь я, и кусты.
Если я со рву цв е ток. Если ты со рве шь цв е ток . Если мы со рвем цв е ты. То о кажу тся пусты И д е рев ь я, и кусты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.
Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....
Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"
Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...
Конспект урока по русскому языку "Наблюдение за словоизменением имён существительных"
Урок разработан для 4 класса по программе ОС "Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен ...
Наблюдение за словоизменением имён существительных
урок – «открытие» новых знаний...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»
Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»...