Урок русского языка по теме « Метафора с и сравнение»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metafora_i_sravnenie.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Метафора с и сравнение»
Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте;
Формируемые УУД: п. — знание терминов по данной теме; установление по содержанию текста речевых средств, использованных для его создания; к. — умение сотрудничать в парах при совместном решении поставленной учебной задачи; р. — умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умение спланировать последовательность учебных действий; л. — формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через ознакомление художественной литературой.
Оборудование: таблица с опорными словами для постановки урока, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите предложения. Обозначьте кратко, какие они по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) Лошадь перешла на лёгкий бег. (Пов., невоскл.)
2) Какой зверёк ходил по чистому снежку? (Вопрос., невоскл.)
3) Как хорошо в осеннем лесу! (Пов., воскл.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Поб., воскл.)
2. Работа по карточкам
Карточка 1
— Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) Принеси пожалуйста букет жёлтых цветов.
2) До свидания дорогая мамочка.
3) Бабушка извини меня пожалуйста.
Карточка 2
— Определите, к какому типу речи относятся тексты.
У свинки с поросятами розовый бочок,
Хвостик — завитушка, а носик — пятачок.
(Текст-описание.)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.
(Текст-рассуждение.)
III. Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику Упр. 32 (с. 23)
— Прочитайте загадку.
— Какие слова помогли ее отгадать?
— Какие слова используются для того, чтобы назвать месяц?
— Посмотрите на иллюстрации. Чем похожи эти предметы?
— Для чего используются эти слова?
— Прочитайте объяснение профессора Самоварова.
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как используется метафора в художественной речи, научиться находить метафору, составлять художественные тексты с использованием метафоры.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 33 (с. 24)
— Какие метафоры используются в стихотворных строках?
Прочитайте отрывки из толкового словаря.
Объясните метафоры. (Палата —леса, шатер — небо, хоровод — череда дней.)
(Самостоятельная работа. Учащиеся записывают предложение, обозначают орфограммы. Взаимопроверка.)
Упр. 35 (с. 25) (Коллективная работа.)
Писатели используют еще одно средство для создания выразительности. Вспомните, как называются такие слова: вежливый, воспитанный, приветливый; подумал, поразмыслил, покумекал. (Это синонимы.)
Как они могут обогащать нашу речь? (Подбор синонимов зависит от речевой ситуации, типа речи. Синонимы делают речь более точной, выразительной.)
Найдите выделенные слова в тексте упражнения. Прочитайте их значение в выдержке из толкового словаря.
- Замените их словами, данными в задании.
- Как вы можете объяснить выбор именно этих слов? (Слова, которые подобрал
Н. Некрасов, помогают более ярко, точно представить образ мальчика.)
Упр. 36 (с. 25)
- Прочитайте, как это объясняет К. Чуковский.
- Выделите главную мысль в рассуждении литератора. (Вот как много значит у великих писателей каждое слово.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнений заданий из рабочей тетради Упр. 22 (с. 17-18)
(Работа в парах. Коллективная проверка. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)
Упр. 23 (с. 18)
(Работа в парах. Коллективная проверка. Учащиеся зачитывают получившиеся загадки, находят в них средства выразительности, объясняют, что использовали авторы — сравнения или метафоры.)
VII. Рефлексия
Выполнение задания из рабочей тетради Упр. 25 (с. 20)
Ответы: 1) сравнение; 2) метафора; 3) метафора.
(Один ученик называет ответы. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)
VIII. Подведение итогов урока
— О каких типах речи мы говорили на уроке?
— Какие средства создания выразительности используются в художественной речи? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы.)
Домашнее задание
Базовый уровень: рабочая тетрадь — упр. 24 (с. 19).
Уровень повышенной сложности: рабочая тетрадь - упр. 26 (с. 20).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"
Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....
Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"
Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").
Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...