Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: Русский алфавит или азбука.
Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 1 класс
Учитель Артеева Любовь Юрьевна
Тема: Русский алфавит или азбука.
Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.
Задачи
Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите , формировать умения пользоваться алфавитом .
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь ; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения.
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умение работать в группе.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- понимание причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные и познавательные:
-учащиеся научаться правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы , используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- формулировать вопрос, проблему , затруднения, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Предметные:
- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
- умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, поисково - исследоватьлский.
Оборудование:
- учебник В.П.Канкина, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1 класс-М.: Издательство «Просвещение», 2001
- электронное приложение к учебнику В.П.Канкина, В.Г.Горецкого «Русский язык»
-презентация
-компьютер учителя, проктор
I. Организационные моменты
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий новых открытий, а с помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II.Самоопределение к учебной деятельности.
- А начнем мы с вами урок – с работой в парах. На столах у вас буквы. Сложите вместе эти буквы так, чтобы получилось слово. Итак, какое слово получилось ?
(Алфавит)
- А почему буквы разного цвета?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
-Верно. А какие учебные задачи перед нами стоят?
( Мы должны повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего нам нужно знать русский алфавит)
III. Минутка чистописания
- Записываем число, классная работа
- Сейчас у нас минутка чистописания
- Какая задача стоит перед нами? (Писать красиво)
- Что значит красиво? (Соблюдая наклон, высоту букв)
Игра «Третий лишний»
- Назовите буквы , которые записаны на доске о х А
(о , ха, А)
-Какая лишняя? Почему?
- Назовите сочетания?
хл хо хр
- Какое лишнее? Почему?
(хо – это слог, т.к. есть гласная буква)
- Запишем в тетради ( о х А) (хл хо хр )
- Подчеркните букву и слог, которые особенно удались.
- Оцените свою работу.
- А теперь придумайте слово со слогом хо.
(Хороший)
- А теперь чтобы это слово отвечало на вопрос как?
IV.Словарная работа.
- Мы часто произносим слово «хорошо». Какого же значение этого слова? Где можно посмотреть?
(Да, правильно в толковом словаре)
- А мы с вами обратимся к электронному приложению.
- Запишем слова в тетрадь. Поставьте ударение , подчеркните опасные места. Заполните в этом слове сочетание -оро-
Хорошо
- А теперь поработаем в группах. Что вы видите на листочках? (Слова)
- Как вы думаете, какое задание будет? (Придумать предложение)
- Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.
Как хорошо уметь читать
- Запишите это предложение в тетрадь ( Как хорошо уметь читать!)
- А теперь взаимопроверка!
V. Работа по теме урока.
- Какое словарное слово встречалось в предложении?
- Найдём это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?
- Легко ли вам было найти его?
- А можно было б это задание выполнить быстрее?
- Что для этого нужно знать?
(Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке)
(Работа по электронному приложению слайд 1.3)
2) - А где еще используется алфавит?
( Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке)
- Сегодня у нас в гостях Анастасия Яковлевна , наш сельский библиотекарь. Она скажет несколько слов о значении расположения книг и формуляров в алфавитном порядке.
- Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!
3) – А что такое алфавит? Давайте обратимся к электронному приложению.
( 1 слайд )
-А теперь убедимся в этом, прочитав сведения о языке в учебнике на стр. 52 учебника. Откройте учебники, найдите правильно , где Мудрая Сова , прочитайте его про себя.
Еще раз проверим порядок букв!
- А как вы думаете ,как по-вашему , азбука и алфавит одно и то же?
- Давайте, опять обратимся к электронному приложению.
1 слайд (5)
- Значит одно и то же, и об этом вы можете прочитать дома на стр. 53 в страничке для любознательных.
Физкультминутка.
2) Русский алфавит.
- А теперь вы будете маленькими исследователями.
- Мы будем опять работать в парах , а исследовать будем алфавит на стр.52 и результат запишем в таблицу.
Сколько всего букв в алфавите? | 33 |
Сколько гласных букв? | 10 |
Сколько согласных букв? | 21 |
Сколько букв, не обозначающих звуки? | 2 |
-Проверим!
- Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.
- А заполнить названия букв вам помогут карточки с воздушными шарами.
Упражнение 1 стр.52
-Назовите первые четыре буквы алфавита ( А, бэ, вэ, гэ)
- Четыре буквы после буквы л (Эм, эн, о пэ)
-А теперь которая находится между буквами П и С (Эр)
- Назовите буквы, которые не обозначают звуков ( Ъ и Ь)
3)Упражнение по электронному приложению.
- Найдем место буквы в алфавитном порядке. (1 упр, 2 слайд)
VI. Закрепление изученного материала
- – Ребята , а теперь слово Анастасии Яковлевне , она приготовила вам задание. Давайте порадуем ее и выполним все задания.
- Проверка!
2) - А теперь опять обратимся к электронному приложению! Внимательно послушайте , т.к. сведения вам понадобятся для выполнения следующего задания!
Слайд 1(4)
- А теперь вы по группам расставите свои имена по алфавиту, составите тем самым список класса по алфавиту.
- Выполним задание , а теперь поменяемся листочками.
-Взаимопроверка!
- Почему А.Богдан перед А.Никитой, Артеев А. после А. Никитой?
VII. Проверочная работа.
Тест
1)Сколько букв в русском языке?
а)31 б)33 в)30
2) Укажите ряды букв, расположенных по алфавиту?
а)о,п,р,с,т,у б)й,к,м,н,л в)ч,ш,щ,ъ,ы
3)Укажите букву , которая названа неправильно?
а)ш- «ша» б)х – «ха» в) ч –«ча»
4)Укажите букву, которая не обозначает звуки?
а)р б)ь в)ш
5)Укажите, в каком ряду слова расположены по алфавиту?
а)дождь, град, молния б)адрес, дорога, карандаш
IV. Рефлексия учебной деятельности.
-Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит ? Кому ещё нужно немножко потренироваться ?
Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведем итоги.
- Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. Алфавит (УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка на тему "Алфавит". УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе (Школа России) Русский Алфавит или Азбука.
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"
Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" "Как мы используем алфавит?"
Тема. Как мы используем алфавит?Цель. Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.Планируемые результаты:учащиеся научатся называть буквы,записывать слова в...
Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить формирование умений пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...