Изменение имён существительных по падежам в единственном числе, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
1) создать условия для формирования представления об изменении имён
существительных по падежам; познакомить с терминами « склонение », « падеж »;
2) развивать умение выделять словосочетания с заданным словом,
сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах.
3 ) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imyon_sushchestvitelnykh_po_padezham_v_edinstvennom_chisle.odt | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение имён существительных по падежам в единственном числе
( склонение ).
Цель: 1) создать условия для формирования представления об изменении имён
существительных по падежам; познакомить с терминами « склонение », « падеж »;
2) развивать умение выделять словосочетания с заданным словом,
сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах.
3 ) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный этап.
– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
1. Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная
работа.
- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Начнем урок как обычно с чистописания. (Слайд 5)
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
Главная неизменяемая часть слова? (корень)
Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
Изменяемая часть слова? (окончание)
Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.
Запишите это слово красиво на следующей строке три раза.
2. Давайте прочитаем стихотворение В.Лифшица, которое называется «Труд». На столах у вас возьмите карточку №1.
- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение?
Труд.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).
- Так о чём это стихотворение?
- В каких словах выражена главная мысль стихотворения?
- Какая часть речи преобладает в этом тексте?
Кто догадался о теме нашего урока?
3. Вот уже несколько уроков мы работаем над этой большой темой.
- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?
Выброс на доску:
Имена существительные
Обозначают: предмет
Отвечают на вопрос: кто? что?
Бывают: собственные, нарицательные
одушевлённые, неодушевлённые
мужской, женский, средний род
- Какие признаки имён существительных вы назвали?
Изменяются: единственное, множественное число
- Как называется такой признак имени существительного?
Роль в предложении: подлежащее,
дополнение, обстоятельство.
-Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках.
4. Выпишите из стихотворения 2 любых существительных, в скобках укажите их постоянные и непостоянный признаки.
Взаимопроверка 1.
- Оцените работу своего соседа:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
5 и более «-»
- У кого «5»? «4»? «3»? «-»?
- Какие знания и умения пригодились во время этой работы?
5. Сообщение темы урока и постановка цели.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?
- А хотите узнать о нём что-то новое?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем
существительным.
- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?
- А что это что-то новое, мы узнаем чуть позже.
6. У вас на столах возьмите карточку №2.
- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Что заметили?
- А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
- Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении.т.е. существует смысловая связь.
- Во всех предложениях выделите окончание в слове лиса.
Самопроверка.
Вывесить карточку лиса, лисы, лисе, лису….
Самооценка:
0 ошибок - «5»
1ошибки - «4»
2 - 3 ошибки - «3»
4 и более « -»
-У кого «5»? «4»? « 3 »? «-»?
-Что происходит со словом лиса в каждом предложении: словоизменение или словообразование?
- Почему изменяется окончание в слове лиса?
- Обратите внимание на карточку, где …… выделял окончания, записаны только слова, а не предложения, а окончания разные.
- Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
- Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).
Вывод:Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на разные вопросы. (грамматическая связь).
- Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить табличку склонение ).
7. Вернитесь к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу существительное лиса в каждом предложении?
- Что нужно сделать, чтобы поставить вопрос к существительному?
- Выпишите словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). Выделите окончания.
Коллективная работа: (учитель выписывает на доске).
Бежит (кто?) лиса
Хвост (у кого?) у лисы
Хочется ( кому?) лисе
Увидел ( кого?) лису
Встречаться (с кем?) с лисой
Вспоминает (о ком?) о лисе
-Для чего выполняли это задание?
-А как называется такое изменение?
Вывод: Итак, изменение имён существительных по вопросам называется склонением .
8. В русском языке существует 6 падежей . Прочитайте название этих падежей на ваших карточках-памятках.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж – кем? чем?
Предложный падеж –о ком? о чём?
- Почему каждый падеж имеет по два вопроса?
- Подумайте, посовещайтесь в парах.
И.п. в русском языке принято считать начальной формой, а все остальные существительные употребляются в косвенной форме.
- Для запоминания названия падежей есть такой детский стишок-шутка. Запомнишь его – запомнишь и падежи.
«Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку».
- Что вызвало у вас смех?
- К какому жанру относится этот стишок?
- Для чего придумали этот стишок?
-С чем мы сейчас познакомились? (вывесить табличку ПАДЕЖИ ).
-А зачем нужны падежи ?
-Правильно. И мы уже сказали, что изменение по вопросам – это склонение , а можно сказать – это изменение по падежам .
9. – А хотите сами просклонять имя существительное ?
- Попробуйте сами просклонять и выделите окончания:
1вариант – слово коза
2 вариант - слово куст.
Самопроверка:
- Самооценка:
0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3 ошибки - «3»
- Для чего выполняли это задание?
- Сейчас вам будет предложено несколько заданий. Послушайте внимательно.
1. Просклонять существительное . Выделить
окончание. Это самое лёгкое задание.
2. К главным словам подберите имена существительные и свяжите их при помощи вопроса. Это задание посложнее.
Спрятались (от чего?) ……………….
Говорим (о ком?) ………………
3 . Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное , данное в скобках, в указанном падеже . Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить. Это самое трудное задание.
Ветка (рябина) (Р.)
Гулять (улица) (Д.)
Любоваться (снежинка) (Т.)
- Ещё раз посмотрите на задания и выполните то, которое вы выбрали. Почему?
Итог урока. Рефлексия:
- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое задание показалось трудным?
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?
- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.
-Мне было интересно с вами работать. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.
Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс...
Урок по русскому языку. 3 класс. Тип урока ОНЗ Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»
Конспект открытого урока в рамках семинара: "Конструирование уроков в начальной школе с учётом новых требований ФГОС "...
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива" . Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".В конспекте урока есть индивидуальная работа, работа в...
Конспект урока по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе; формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени.Планируемые ре...