Урок по русскому языку. 3 класс. Тип урока ОНЗ Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Михеенко Елена Анатольевна

Конспект открытого урока в рамках семинара: "Конструирование уроков в начальной школе с учётом новых требований ФГОС "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_1460_3_b_klass_uchitel_-_miheenko_e.a.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Окружной семинар:

"Конструирование уроков в начальной школе

с учётом новых требований ФГОС "

Урок по русскому языку

Тип урока ОНЗ

Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном  числе по родам»

ГБОУ СОШ №1460.    

3 «Б» класс

Учитель: Михеенко Елена Анатольевна

Урок по русского языка.

Тип урока: ОНЗ

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени в единственном  числе по родам

Цель:

- сформировать способность к изменению глаголов прошедшего времени единственного числа по родам, умение определять род прошедшего времени глагола по вопросам и окончанию;

- формировать умение распознавать время, число глаголов, неопределенную форму глагола;

- учить правильно употреблять глаголы в речи;

- формировать у учащихся коммуникативные умения;

- развивать умение работать в группе;

- развивать мыслительные операции, внимание, память речи, познавательные интересы.

Оборудование учителя:

- изображение корабля – глагол;

- карточки с эталонами: неопределенная форма глагола; изменение глагола по временам; изменение глагола прошедшего времени ед.ч. по родам.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по океану Морфологии. Наш корабль – часть речи – глагол. Что обозначают слова, написанные на нашем корабле? «Глагол – самая живая часть речи» (А.Югов). Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

- Такому большому кораблю – большое плавание.

(Кто за приключения

Все без исключения

Давай поднимем парус

И прямо в океан

Дорог в морях немало

Скорее за штурвал).

- Какие открытия мы делали с вами на предыдущих уроках по теме «Глагол»? (Научились изменять глагол по числам и временам. Узнали о неопределенной форме глагола).

- Что неопределенная форма глагола помогала нам делать? (Определять время глагола в зависимости от вопроса н.ф.).

- Учимся точнее использовать слова – глаголы в речи: синонимы, антонимы, переносное значение. Приведите примеры таких изменений.

- А теперь послушайте, что было за письмо в бутылке. «Глаголы прошедшего времени представляют  собой древнерусские краткие прилагательные. Мы говорим «Я устал» и считаем слово «устал» глаголом прошедшего времени. А наши далекие предки говорили: ЯЗЪ УСТАЛЪ ЕСМЬ, что означало: «Я усталый есть». Как и краткие прилагательные глаголы пр.вр. сейчас изменяются по родам (м.р., ж.р., ср.р. в ед.ч.).

Это и есть наше новое открытие сегодня на уроке - изменение глаголов прошедшего времени по родам. Пусть же сегодня прибавятся паруса у нашего парусника и он поплывет по океану знаний.

2. Актуализация знаний и фиксация в пробном действии.

1) Повторение изученного.

- С чего начнем путешествовать? Надо повторить изученное.

  • Минутка чистописания на древнерусском языке. Язъ усталъ есмъ (Повторить 2 раза).
  • На доске записаны слова: распустились, повянет, пожелтеют, растаял, светит, щебечут. Задание:

- Прочитать слова, отметить общее (Это глаголы).

- Что такое глагол? (Ответы учащихся).

Разделите данные глаголы на 3 группы. Какие группы получились? (1 группа – глаголы настоящего времени; 2 группа – глаголы будущего времени; 3 группа – глаголы прошедшего времени).

- На какие вопросы отвечают, как изменяются? (Ответы учащихся).

  • От глагола неопределенной формы «строить» образовать 3 времени глагола (Работа в парах).

- Проверим (Работа на доске).

- Каким эталоном пользовались? (Учитель вывешивает на доску эталон).

2) Индивидуальное задание.

- Замечательно мы все повторили. А теперь я предлагаю вам следующие задания.

Карточка № 1

I. Записать глаголы во множественном числе:

Читал –

Говорю –

Погуляет –

II. Измени глагол по временам:

неопр.форма

Н.в.

Б.в.

Пр.в.

поиграть

 

- Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель по ходу проверки выслушивает все имеющиеся ответы).

- Что объединяет эти задания? (Изменение по временам и числам).

- Почему ответы одинаковые? (Мы умеем выполнять эти задания).

- Возьмите Карточку № 2. Измени глагол «светить» в пр.вр. ед.ч. по родам.

- Какое задание вы видите? Что можно сказать об этом задании по отношению к тем, которые вы выполняете? (Здесь надо изменить по родам глаголы прошедшего времени).

- Вы уже выполняли такие задания? (У прилагательных).

- Что новое? (Изменение глагола прошедшего времени по родам).

- Хотите попробовать? (Да).

- Действуйте!

(Дети производят пробное действие. Учитель фиксирует на доске.

- Какие ваши наблюдения? (Ответы учащихся).

- Кто не смог выполнить задание? Почему?

- Что вы не смогли сделать?

3. Выявление причин затруднения.

- Почему получились разные ответы? (Не смогли изменить глагол по родам).

- Какое задание вы должны были выполнить? (Глагол «светить» изменить в прошедшем времени ед.ч. по родам).

- Чем же это задание не похоже на предыдущее? (Изменяли глаголы по числам, временам).

- Как вы выполняли задание? (Проговаривают).

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правила, нет эталона).

4. Постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.

- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самостоятельно будем открывать новые знания).

- Прежде чем вы начнете работать, что надо сделать? (Поставить цель).

- Какую цель вы поставили сегодня на уроке? (Научиться изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам).

- Сформулируйте тему урока. («Изменение глаголов прошедшего времени ед.ч. по родам».

- Вы будете строить новый эталон (Ответы учащихся).

- Что мы будем делать сначала? (Составим план действий).

- Составьте план действий. (1. Как отличить глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени. 2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени. 3. По каким вопросам определяем род. 4. Составить эталон изменения глаголов прошедшего времени ед.ч. по родам.)

5. Реализация построенного проекта.

- Рассмотрим предложения:

Дуб зеленел. Липа душисто пахла. Дерево росло. Травы желтели.

- Прочитайте написанные предложения. Найдите общее. (Ответы учащихся).

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Ответы учащихся) — Вопросы на карточках на доске.

- Разберите глаголы по составу. (Разбор).

- Какую одинаковую часть слова имеют глаголы прошедшего времени? (л — суффикс); Назовите окончание (м.р. -     , ж.р. - а , ср.р. - о ) - карточки на доске.

- Назовите признаки по которым можно отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего и будущего времени. (Вопросы, суффикс «л»).

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (По числам, по родам).

- Назовите глаголы прошедшего времени ед.ч. вместе с относящимися к ним существительными. (Ответы учащихся).

- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? (По родам).

- По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе? (По существительному, с которым связан; по окончанию).

- Теперь существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественном числе. Выделите окончания глаголов. (Учащиеся выполняют задание).

- Сделайте вывод, изменяются ли глаголы в прошедшем времени множественного числа по родам? (Не изменяются).

- Обобщите рассуждения по составленному плану. (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали? и имеют суффикс «л». Они изменяются по числам, а в единственном числе по родам).

- Поработайте группой. Составим эталон. (Учащиеся составляют эталон).

прошедшее время

единственное число

множественное число

м.р.

ж.р.

ср.р.

- Вернемся к нашему заданию № 2. (Выполняется задание).

- Какие получились глаголы? (Правильно).

- Что это значит? (Мы научились изменять глагол прошедшего времени единственного числа по родам).

ххх

Физкультминутка — Эмоциональная зарядка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Что будем делать дальше? (Надо потренироваться определять род глагола).

Дети еще раз читают правило по учебнику на стр.218 и выполняют упражнение №580 — фронтально; №582 в парах проговаривая друг другу.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы поработали вместе, в парах, что теперь необходимо сделать? (Проверить себя, выполнить задание самостоятельно).

- Карточка № 3

Измени глагол «радовать» в прошедшем времени ед.ч. по родам.

- Дети выполняют задание. После чего учитель открывает на доске эталон для самопроверки.

- Проверим работу. Что нам в этом поможет? (Эталоны, правила).

- Все ли успели выполнить работу? (Все).

- Какой можно сделать вывод? (Мы поняли, как изменять глагол прошедшего времени по родам).

- Кто действовал также и получил тот же результат — поставьте «+». Молодцы!

- У кого получились другие глаголы — поставьте «?»

- Какие трудности возникли при изменении глагола? С чем они связаны? (Ответы учащихся).

- Вы можете теперь дома изменить глагол прошедшего времени единственного числа по родам? (Ответы учащихся).

8. Включение в систему знаний на повторение.

- Где могут пригодиться наши знания? (Правильно говорить, писать, использовать глаголы-синонимы, антонимы, фразеологические обороты в форме прошедшего времени).

- Выполнение задания на группировку (с использованием пословиц, поговорок, фразеологических оборотов).

- Где же пригодились новые знания? (В развитии речи).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили сегодня на уроке? (Научиться изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам).

- Вы достигли цели?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени по родам? (Ответы учащихся).

- Что будет нашим помощником в определении рода и изменении глагола по родам? (Эталон).

- Мы смогли сегодня сделать открытие — поднять новый парус у корабля? (Да).

- Вы добивались этого сами? Какие возникли затруднения? (Ответы учащихся).

- Удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? (Ответы учащихся).

- Как вы можете оценить работу на уроке? Кто мог сделать сегодня открытие — посадите смайлик на корабль. А теперь в путь! К новым знаниям!

- Что вам понравилось сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

- Давайте закрепим дома.

 Домашнее задание: с.218 — правило; с.219 № 581.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"...

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...

Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»

Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:·        знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...