Урок по русскому языку. 3 класс. Тип урока ОНЗ Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект открытого урока в рамках семинара: "Конструирование уроков в начальной школе с учётом новых требований ФГОС "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_1460_3_b_klass_uchitel_-_miheenko_e.a.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружной семинар:
"Конструирование уроков в начальной школе
с учётом новых требований ФГОС "
Урок по русскому языку
Тип урока ОНЗ
Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»
ГБОУ СОШ №1460.
3 «Б» класс
Учитель: Михеенко Елена Анатольевна
Урок по русского языка.
Тип урока: ОНЗ
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам
Цель:
- сформировать способность к изменению глаголов прошедшего времени единственного числа по родам, умение определять род прошедшего времени глагола по вопросам и окончанию;
- формировать умение распознавать время, число глаголов, неопределенную форму глагола;
- учить правильно употреблять глаголы в речи;
- формировать у учащихся коммуникативные умения;
- развивать умение работать в группе;
- развивать мыслительные операции, внимание, память речи, познавательные интересы.
Оборудование учителя:
- изображение корабля – глагол;
- карточки с эталонами: неопределенная форма глагола; изменение глагола по временам; изменение глагола прошедшего времени ед.ч. по родам.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по океану Морфологии. Наш корабль – часть речи – глагол. Что обозначают слова, написанные на нашем корабле? «Глагол – самая живая часть речи» (А.Югов). Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
- Такому большому кораблю – большое плавание.
(Кто за приключения
Все без исключения
Давай поднимем парус
И прямо в океан
Дорог в морях немало
Скорее за штурвал).
- Какие открытия мы делали с вами на предыдущих уроках по теме «Глагол»? (Научились изменять глагол по числам и временам. Узнали о неопределенной форме глагола).
- Что неопределенная форма глагола помогала нам делать? (Определять время глагола в зависимости от вопроса н.ф.).
- Учимся точнее использовать слова – глаголы в речи: синонимы, антонимы, переносное значение. Приведите примеры таких изменений.
- А теперь послушайте, что было за письмо в бутылке. «Глаголы прошедшего времени представляют собой древнерусские краткие прилагательные. Мы говорим «Я устал» и считаем слово «устал» глаголом прошедшего времени. А наши далекие предки говорили: ЯЗЪ УСТАЛЪ ЕСМЬ, что означало: «Я усталый есть». Как и краткие прилагательные глаголы пр.вр. сейчас изменяются по родам (м.р., ж.р., ср.р. в ед.ч.).
Это и есть наше новое открытие сегодня на уроке - изменение глаголов прошедшего времени по родам. Пусть же сегодня прибавятся паруса у нашего парусника и он поплывет по океану знаний.
2. Актуализация знаний и фиксация в пробном действии.
1) Повторение изученного.
- С чего начнем путешествовать? Надо повторить изученное.
- Минутка чистописания на древнерусском языке. Язъ усталъ есмъ (Повторить 2 раза).
- На доске записаны слова: распустились, повянет, пожелтеют, растаял, светит, щебечут. Задание:
- Прочитать слова, отметить общее (Это глаголы).
- Что такое глагол? (Ответы учащихся).
Разделите данные глаголы на 3 группы. Какие группы получились? (1 группа – глаголы настоящего времени; 2 группа – глаголы будущего времени; 3 группа – глаголы прошедшего времени).
- На какие вопросы отвечают, как изменяются? (Ответы учащихся).
- От глагола неопределенной формы «строить» образовать 3 времени глагола (Работа в парах).
- Проверим (Работа на доске).
- Каким эталоном пользовались? (Учитель вывешивает на доску эталон).
2) Индивидуальное задание.
- Замечательно мы все повторили. А теперь я предлагаю вам следующие задания.
Карточка № 1
I. Записать глаголы во множественном числе:
Читал –
Говорю –
Погуляет –
II. Измени глагол по временам:
неопр.форма | Н.в. | Б.в. | Пр.в. |
поиграть |
- Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель по ходу проверки выслушивает все имеющиеся ответы).
- Что объединяет эти задания? (Изменение по временам и числам).
- Почему ответы одинаковые? (Мы умеем выполнять эти задания).
- Возьмите Карточку № 2. Измени глагол «светить» в пр.вр. ед.ч. по родам.
- Какое задание вы видите? Что можно сказать об этом задании по отношению к тем, которые вы выполняете? (Здесь надо изменить по родам глаголы прошедшего времени).
- Вы уже выполняли такие задания? (У прилагательных).
- Что новое? (Изменение глагола прошедшего времени по родам).
- Хотите попробовать? (Да).
- Действуйте!
(Дети производят пробное действие. Учитель фиксирует на доске.
- Какие ваши наблюдения? (Ответы учащихся).
- Кто не смог выполнить задание? Почему?
- Что вы не смогли сделать?
3. Выявление причин затруднения.
- Почему получились разные ответы? (Не смогли изменить глагол по родам).
- Какое задание вы должны были выполнить? (Глагол «светить» изменить в прошедшем времени ед.ч. по родам).
- Чем же это задание не похоже на предыдущее? (Изменяли глаголы по числам, временам).
- Как вы выполняли задание? (Проговаривают).
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правила, нет эталона).
4. Постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.
- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самостоятельно будем открывать новые знания).
- Прежде чем вы начнете работать, что надо сделать? (Поставить цель).
- Какую цель вы поставили сегодня на уроке? (Научиться изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам).
- Сформулируйте тему урока. («Изменение глаголов прошедшего времени ед.ч. по родам».
- Вы будете строить новый эталон (Ответы учащихся).
- Что мы будем делать сначала? (Составим план действий).
- Составьте план действий. (1. Как отличить глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени. 2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени. 3. По каким вопросам определяем род. 4. Составить эталон изменения глаголов прошедшего времени ед.ч. по родам.)
5. Реализация построенного проекта.
- Рассмотрим предложения:
Дуб зеленел. Липа душисто пахла. Дерево росло. Травы желтели.
- Прочитайте написанные предложения. Найдите общее. (Ответы учащихся).
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Ответы учащихся) — Вопросы на карточках на доске.
- Разберите глаголы по составу. (Разбор).
- Какую одинаковую часть слова имеют глаголы прошедшего времени? (л — суффикс); Назовите окончание (м.р. - , ж.р. - а , ср.р. - о ) - карточки на доске.
- Назовите признаки по которым можно отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего и будущего времени. (Вопросы, суффикс «л»).
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (По числам, по родам).
- Назовите глаголы прошедшего времени ед.ч. вместе с относящимися к ним существительными. (Ответы учащихся).
- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? (По родам).
- По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе? (По существительному, с которым связан; по окончанию).
- Теперь существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественном числе. Выделите окончания глаголов. (Учащиеся выполняют задание).
- Сделайте вывод, изменяются ли глаголы в прошедшем времени множественного числа по родам? (Не изменяются).
- Обобщите рассуждения по составленному плану. (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали? и имеют суффикс «л». Они изменяются по числам, а в единственном числе по родам).
- Поработайте группой. Составим эталон. (Учащиеся составляют эталон).
прошедшее время | |||
единственное число | множественное число | ||
м.р. | ж.р. | ср.р. | |
- Вернемся к нашему заданию № 2. (Выполняется задание).
- Какие получились глаголы? (Правильно).
- Что это значит? (Мы научились изменять глагол прошедшего времени единственного числа по родам).
ххх
Физкультминутка — Эмоциональная зарядка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Что будем делать дальше? (Надо потренироваться определять род глагола).
Дети еще раз читают правило по учебнику на стр.218 и выполняют упражнение №580 — фронтально; №582 в парах проговаривая друг другу.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы поработали вместе, в парах, что теперь необходимо сделать? (Проверить себя, выполнить задание самостоятельно).
- Карточка № 3
Измени глагол «радовать» в прошедшем времени ед.ч. по родам.
- Дети выполняют задание. После чего учитель открывает на доске эталон для самопроверки.
- Проверим работу. Что нам в этом поможет? (Эталоны, правила).
- Все ли успели выполнить работу? (Все).
- Какой можно сделать вывод? (Мы поняли, как изменять глагол прошедшего времени по родам).
- Кто действовал также и получил тот же результат — поставьте «+». Молодцы!
- У кого получились другие глаголы — поставьте «?»
- Какие трудности возникли при изменении глагола? С чем они связаны? (Ответы учащихся).
- Вы можете теперь дома изменить глагол прошедшего времени единственного числа по родам? (Ответы учащихся).
8. Включение в систему знаний на повторение.
- Где могут пригодиться наши знания? (Правильно говорить, писать, использовать глаголы-синонимы, антонимы, фразеологические обороты в форме прошедшего времени).
- Выполнение задания на группировку (с использованием пословиц, поговорок, фразеологических оборотов).
- Где же пригодились новые знания? (В развитии речи).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили сегодня на уроке? (Научиться изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам).
- Вы достигли цели?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени по родам? (Ответы учащихся).
- Что будет нашим помощником в определении рода и изменении глагола по родам? (Эталон).
- Мы смогли сегодня сделать открытие — поднять новый парус у корабля? (Да).
- Вы добивались этого сами? Какие возникли затруднения? (Ответы учащихся).
- Удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? (Ответы учащихся).
- Как вы можете оценить работу на уроке? Кто мог сделать сегодня открытие — посадите смайлик на корабль. А теперь в путь! К новым знаниям!
- Что вам понравилось сегодня на уроке? (Ответы учащихся).
- Давайте закрепим дома.
Домашнее задание: с.218 — правило; с.219 № 581.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой. Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...
Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"
Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"...
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...
Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»
Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя:· знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...