Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Конкурс грамотеев.
Подготовила
учитель начальных классов
Гребенщикова Ольга Федоровна
2012 год
На столе моём книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром на том языке!
Дорогие, ребята! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев. Без знания русского языка нигде не обойтись, ведь на уроках русского языка вы учитесь писать толково и грамотно. В нашем конкурсе принимают участие команды четвёртых классов (представление команд: название, капитаны)
Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставление оценок. Речь идёт о нашем уважаемом жюри. (представление жюри)
Итак, команды готовы к бою. И я объявляю первый конкурс.
1-й конкурс «Разминка» на листе-опроснике необходимо дать как можно больше правильных ответов (время на выполнение задания 3 минуты)
- Как иначе называют родственные слова?
- Проверочное слово к слову «ветвистый»?
- Может ли слог состоять из одного согласного звука?
- Как называются два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу?
- Выделение голосом одного из слогов в слове?
- Как переносят слова с двойными согласными?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как пишутся предлоги с другими словами?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как пишутся имена собственные?
- Чем обозначаются звуки на письме?
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Как нужно переносить слово с одной строки на другую?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Что такое алфавит?
- Сколько слогов в слове «машина»?
- Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…
- Как пишется первое слово в предложении?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает прилагательное?
- Сколько гласных в слове «медведица»?
- Для чего нужны предлоги в речи?
- Какое правило применятся при написании слова «шишка»?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
- Найди «лишнее» слово: борьба, борец, бороться, воевать.
Пока команды выполняют задание, я предлагаю разминку для болельщиков.
Игра со зрителями.
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьёз
Подумав, одно из двух –
«ДА» или «НЕТ» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и всё увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поёт ли сом усатый? (нет)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (да)
А если солнцем снег согреет,
Он станет льдом холодным? (нет)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (да)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (нет)
Растёт ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (да)
Ну, а любимая еда
У волка мёд и груши? (нет)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра?
2-й конкурс «Что всё это значит?» Командам необходимо объяснить выражения:
- Как с гуся вода.
- Знать назубок.
- Как пить дать.
- Семь пятниц на неделе.
(Как с гуся вода – кому либо безразлично, не производит на кого-либо впечатления, кто-либо не несёт наказание за содеянное. Знать назубок – знать очень хорошо. Как пить дать – наверняка, непременно, вне всякого сомнения. Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои намерения, решения, обещания.)
Игра со зрителями «Что это?»
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)
- Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
3-й конкурс «Фразеологический зверинец» Необходимо вставить недостающее слово – название животного.
(выполняется письменно)
Голоден как … (волк).
Труслив как … (заяц).
Колючий как … (ёж).
Надут как …. (индюк).
Болтлив как … (сорока).
4-й конкурс «Верно или неверно» (2 человека от каждой команды, с карточками красного и зелёного цвета, вопросы задаются поочерёдно каждой команде).
Послушайте внимательно утверждение и поднимите зелёную карточку, если оно верно и красную карточку, если утверждение неверно.
- Слова состоят из звуков.
- Звуки мы можем увидеть.
- Звуки мы слышим и произносим.
- Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
- Гласные бывают твёрдые и мягкие.
- Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо.
- Ударный гласный слышится ясно.
- Парные согласные на конце проверять не надо.
Игра со зрителями.
Отгадайте о чём идёт речь в следующих загадках.
Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает. (пятачок)
Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну, а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит. (игла)
Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает… (хвост)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте. (молния)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
5-й конкурс «Ералаш».
Командам раздаются карточки с четверостишьями, в которых перепутаны окончания фраз, необходимо восстановить правильную последовательность.
Злой кабан томился в клетке,
Пароход сидел на ветке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Буратино шил себе штаны,
Маша хвостик свой ловила,
Портной все поел блины.
Это что за ералаш?
Я приказываю вам всё расставить по местам!
6-й конкурс «Словообразование» Необходимо отгадать зашифрованное слово.
- Приставка этого слова находится в слове «занос», корень в слове «морозец», суффикс из слова «грядка», окончание - в слове «ласточки». (заморозки)
- Приставка этого слова находится в слове «понёс», корень – в слове «слово», суффикс в слове «курица», окончание – в слове «крапива». (пословица)
- Приставка этого слова находится в слове «залез», корень в слове «приготовить», суффикс в слове «ночка», окончание – в слове «коса». (заготовка)
- Приставка этого слова находится в слове «пошёл», корень в слове «деловой», суффикс – из слова «сказка», окончание – в слове «школа». (поделка)
Игра со зрителями.
Незнайка учился печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-за которых смысл стихов меняется. Помогите ему исправить ошибки: назовите правильно слова-рифмы.
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (цели)
Живёт у нас дремотное,
Пушистое зивотное! (животное)
Прям как на опушке!
На носах у нас волнушки! (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (барана)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис! (лист)
7-ой конкурс «Ребусы»
8-ой конкурс «Домашнее задание». Придумать текст, в котором должно быть как можно больше слов на одну и туже букву.
Подведение итогов, награждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
Подготовила
учитель начальных классов
2012 год
На столе моём книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром на том языке!
Дорогие, ребята! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев. Без знания русского языка нигде не обойтись, ведь на уроках русского языка вы учитесь писать толково и грамотно. В нашем конкурсе принимают участие команды четвёртых классов (представление команд: название, капитаны)
Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставление оценок. Речь идёт о нашем уважаемом жюри. (представление жюри)
Итак, команды готовы к бою. И я объявляю первый конкурс.
1-й конкурс «Разминка» на листе-опроснике необходимо дать как можно больше правильных ответов (время на выполнение задания 3 минуты)
- Как иначе называют родственные слова?
- Проверочное слово к слову «ветвистый»?
- Может ли слог состоять из одного согласного звука?
- Как называются два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу?
- Выделение голосом одного из слогов в слове?
- Как переносят слова с двойными согласными?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как пишутся предлоги с другими словами?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как пишутся имена собственные?
- Чем обозначаются звуки на письме?
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Как нужно переносить слово с одной строки на другую?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Что такое алфавит?
- Сколько слогов в слове «машина»?
- Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…
- Как пишется первое слово в предложении?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает прилагательное?
- Сколько гласных в слове «медведица»?
- Для чего нужны предлоги в речи?
- Какое правило применятся при написании слова «шишка»?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
- Найди «лишнее» слово: борьба, борец, бороться, воевать.
Пока команды выполняют задание, я предлагаю разминку для болельщиков.
Игра со зрителями.
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьёз
Подумав, одно из двух –
«ДА» или «НЕТ» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и всё увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поёт ли сом усатый? (нет)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (да)
А если солнцем снег согреет,
Он станет льдом холодным? (нет)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (да)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (нет)
Растёт ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (да)
Ну, а любимая еда
У волка мёд и груши? (нет)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра?
2-й конкурс «Что всё это значит?» Командам необходимо объяснить выражения:
- Как с гуся вода.
- Знать назубок.
- Как пить дать.
- Семь пятниц на неделе.
(Как с гуся вода – кому либо безразлично, не производит на кого-либо впечатления, кто-либо не несёт наказание за содеянное. Знать назубок – знать очень хорошо. Как пить дать – наверняка, непременно, вне всякого сомнения. Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои намерения, решения, обещания.)
Игра со зрителями «Что это?»
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)
- Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
3-й конкурс «Фразеологический зверинец» Необходимо вставить недостающее слово – название животного.
(выполняется письменно)
Голоден как … (волк).
Труслив как … (заяц).
Колючий как … (ёж).
Надут как …. (индюк).
Болтлив как … (сорока).
4-й конкурс «Верно или неверно» (2 человека от каждой команды, с карточками красного и зелёного цвета, вопросы задаются поочерёдно каждой команде).
Послушайте внимательно утверждение и поднимите зелёную карточку, если оно верно и красную карточку, если утверждение неверно.
- Слова состоят из звуков.
- Звуки мы можем увидеть.
- Звуки мы слышим и произносим.
- Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
- Гласные бывают твёрдые и мягкие.
- Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо.
- Ударный гласный слышится ясно.
- Парные согласные на конце проверять не надо.
Игра со зрителями.
Отгадайте о чём идёт речь в следующих загадках.
Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает. (пятачок)
Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну, а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит. (игла)
Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает… (хвост)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте. (молния)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
5-й конкурс «Ералаш».
Командам раздаются карточки с четверостишьями, в которых перепутаны окончания фраз, необходимо восстановить правильную последовательность.
Злой кабан томился в клетке,
Пароход сидел на ветке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Буратино шил себе штаны,
Маша хвостик свой ловила,
Портной все поел блины.
Это что за ералаш?
Я приказываю вам всё расставить по местам!
6-й конкурс «Словообразование» Необходимо отгадать зашифрованное слово.
- Приставка этого слова находится в слове «занос», корень в слове «морозец», суффикс из слова «грядка», окончание - в слове «ласточки». (заморозки)
- Приставка этого слова находится в слове «понёс», корень – в слове «слово», суффикс в слове «курица», окончание – в слове «крапива». (пословица)
- Приставка этого слова находится в слове «залез», корень в слове «приготовить», суффикс в слове «ночка», окончание – в слове «коса». (заготовка)
- Приставка этого слова находится в слове «пошёл», корень в слове «деловой», суффикс – из слова «сказка», окончание – в слове «школа». (поделка)
Игра со зрителями.
Незнайка учился печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-за которых смысл стихов меняется. Помогите ему исправить ошибки: назовите правильно слова-рифмы.
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (цели)
Живёт у нас дремотное,
Пушистое зивотное! (животное)
Прям как на опушке!
На носах у нас волнушки! (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (барана)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис! (лист)
7-ой конкурс «Ребусы»
8-ой конкурс «Домашнее задание». Придумать текст, в котором должно быть как можно больше слов на одну и туже букву.
Подведение итогов, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....