Русский язык 2 класс. Тема: Определение имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка на тему: Определение имени существительного. Разработан для УМК "Школа 2100", с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok_po_r.yaz_.docx | 33.56 КБ |
prezentatsiya_otkr_urok.rar | 647.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Определение имени существительного
Цель: – развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.
СЛАЙД №1
1.Организационный момент
- Добрый день, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, вы их всех знаете, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им и друг другу. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку русского языка. (Дети показывают сигнальные карточки)
СЛАЙ №2
- Ну, тогда начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Мы в лингвистов поиграем,
Что-то новое узнаем.
2. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.
- Ну, а прежде, чем вы узнаете что-то новое, я хочу посмотреть, как вы усвоили предыдущую тему и, как справились с домашним заданием. Сейчас я проведу блиц-опрос, но работать вы будете в парах. Я начинаю предложения, а вам необходимо их закончить, теми словами, которые у вас записаны на фиолетовых карточках. Итак, положите перед собой карточки и внимательно слушайте предложения и совещайтесь с товарищем, но не забывайте о правилах работы в группе и в парах. (работаем дружно и не мешаем товарищам)
СЛАЙД №3
1. Блиц-опрос.
– Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи).
– Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос).
– Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (самостоятельными).
– Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос).
– Особое место среди частей речи занимают … (междометия).
Проверьте себя, сравните с доской. Оцените себя по алгоритму оценивания и покажите соответствующую сигнальную карточку. (зеленый, желтый, красный) 1.Что нужно было сделать? 2.Справились с заданием полностью или частично? 3.Справились правильно или с ошибкой? 4. Справились самостоятельно или с помощью товарища?)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием, а это значит, что вы готовы продолжать изучение языка.
3. Формулирование проблемы (с элементами словарной работы), планирование деятельности.
- На предыдущем уроке мы познакомились с понятием, которое обозначает большие группы слов и это понятие… (части речи), а сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одной из частей речи, а с какой именно вы ответите мне сами, но после выполнения следующего задания.
- Я буду называю вам словосочетание, а вы заменяете его одним словом (работаем в тетради, подчеркивая орфограммы, слова записывайте через запятую):
СЛАЙД №4
Движение воздуха - (ветЕр)
Буря на море – (шторм)
Сильный ветер со снегом – ( мЕтелЬ)
Ненастье с громом и молнией- грОза
- Что общего у всех этих слов? (На какие вопросы отвечают эти слова? (что?)
-Что обозначают? (явления природы))
- Догадались о какой части речи пойдет сегодня речь на уроке? (о существительном)
- Предположите, какая же будет тема урока? (имя существительное)
- Запишите её зеленой ручкой в тетрадях (на доске появляется надпись темы).СЛАЙД №5
- Сформулируйте цель урока, ЧЕМУ НУЖНО СЕГОДНЯ НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить имена существительные в предложении и тексте.) А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи.(КЛИК НА СЛАЙДЕ)
- Цель определена, давайте составим план, который, поможет достигнуть эту цель. Перед вами ключевые слова, которые и помогут составить план урока СЛАЙД №6 (признаки, определение, находить) (Учитель вместе с детьми составляет примерный план)
План:
- Выявить признаки им.сущ.
- Дать определение им. Сущ.
- Научиться находить им.сущ. в предложении и в тексте.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
- Открытие новых знаний
- Итак, для достижения поставленной цели, нам необходимо провести исследование, а исследовать мы будем группы слов. Поработаем в парах. Какое правило работы в парах вы знаете? (работаем дружно)
Перед вами карточки голубого цвета. Прочитайте слова на карточках и определите, по какому признаку их объединили в группы, дайте название каждой группе и поставьте вопросы к каждой группе. Задание понятно? (да/нет с помощью сигнальных карточек)
СЛАЙД №7
Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
Заяц женщина страх
Сорока командир радость
Ворона мужчина уныние
Насекомые товарищ печаль
Лошадки ученик любовь
Медведь хозяин тоска
Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6
Нож доктор апельсин
Ножницы летчик лимон
Грабли плотник огурец
Лопата космонавт ромашка
Топор шофёр смородина
Кисточка повар осина
(Отчет пар и пополнение слайда.)
У. - Прочитайте слова орфографически, назовите группу и вопрос.
Что? Кто?
Чувства животные
Инструменты люди
Профессии
Растения
- Итак, подведем итог, все слова в карточках отвечают на вопросы (кто? Что?) и обозначают названия (животных, людей, чувства, инструмент, профессий, растений).
- К какой части речи можно отнести все эти слова? (имя существительное)
- Правильно.
- Ребята, как вы думаете, почему слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? названы именем существительным?
(предположения детей) И каково главное значение этих слов?
- Хорошо, спасибо. Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211). (один ребенок читает Аня Н., остальные следят)
– На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название?
Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Рудченко) (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее).
– Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите?
– Какое представление о существительном у Афанасия? (высказывания детей)
- А теперь прочитаем текст Упр. 212 тоже лингвиста Льва Успенского и определим его главную мысль.( дети читают самостоятельно)
– Какая же главная мысль текста?
– О чём говорится в тексте?
- Кто попробует обобщить информацию, которую мы получили из этих двух научных текстов, а помогут вам вспомогательные вопросы после упражнения. СЛАЙД № 8 (Ярослав Д.)
Физминутка
- Ну а теперь проверим, как вы поняли, что же такое существительное. Встаньте, пожалуйста, подравняйтесь. Я буду называть слова разных частей речи, а вы хлопаете вверху, если я называю существительное, приседаете и хлопаете внизу, если называю другую часть речи:
Только не забывайте, что:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
тарелка, чистая, лошадка, мчится. Золотой, пишет, ложка, бабушка, слово, дышим.
- Молодцы, у вас хорошо получается, садитесь, отдохнули немножко, повеселились? А теперь продолжаем работу лингвистов.
2) Роль имён существительных в речи.
Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём.
1.) Чтение задания.
- Что такое пролог? (вступление к сказке)
2.) Найдите и прочитайте имена существительные. (Чтение текста, называние имен существительных (по цепочке )
- Как вы думаете, почему же так много имен существительных в этом прологе? (автор знакомит нас с героями, называет их, рассказывает, где они жили, а для этого нужны существительные).
2. Работа с определением (с. 10).
- Итак, пришло время обобщить представление об имени существительном, ещё раз назовите признаки имени существительного. А теперь проверим, совпали наши выводы с правилом в учебнике.
– Прочитайте текст определения в цветной рамке.
– Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи.
- Кто сможет самостоятельно рассказать, что такое имя существительное? (схема)СЛАЙД № 9
- Развитие умений – применение знания.
- Раз мы уже так много узнали об имени существительном, пора применить наши знания и выполнить упр. 214 (развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя)
- Прочитайте. Слова, какой части речи здесь перечислены? Как вы это определили?
1) Постановка вопроса к слову, определение части речи с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное, относится к качествам человека». Запись слов по тематическим группам. (Дети выходят записывают по цепочке)
... - люди.
... - животные.
... - предметы, вещи.
... - качества человека.
... - явления природы.
... - состояния человека.
По ходу записи обозначай в словах орфограммы.
Доп. Задание : Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр–от–а, гроз–а.
СЛАЙД № 10 - Оцени свою работу, С помощью алгоритма оценивания.
- Итог урока
а). Какая была цель урока, она достигнута? СЛАЙД №11 какие поставлены задачи?
- что показалось трудным, на что надо обращать внимание?
- что же узнали о существительном?(несколько детей перечисляют признаки им. Сущ.)
Задание, наличие времени.
б). А кто из литературных героев прав? (Учитель читает высказывания, дети показывают ответы с помощью сигнальных карточек).
СЛАЙД № 12
Незнайка: «Существительное – это часть речи, которая обозначает названия людей и животных».
Буратино: «Существительное – часть слова, отвечающее на вопросы кто? и что?»
Домовой Афанасий: «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? и что?»
- Я благодарю всех за работу. С каким настроением вы уходите с урока? Если у вас радостное настроение - возьмите зеленый кружок, спокойное - жёлтый, печальное - красный. Откройте дневнички и нарисуйте кружок соответствующего цвета.
Запишите ДЗ Упр. 1, с. 19. Выучить определение с.10
в). Стихи для запоминания имени существительного.
Имя существительное
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Только отвечает!
частями речи задать вопрос
знаменательными
нельзя задать вопрос междометия
Карточка №1 | Карточка №2 | ||||
Назв.группы: ___________ | Назв.группы: ___________ | Назв.группы: ___________ | Назв.группы: ___________ | Назв.группы: ___________ | Назв.группы: ___________ |
Вопрос: _________? | Вопрос: _________? | Вопрос: _________? | Вопрос: _________? | Вопрос: _________? | Вопрос: _________? |
Заяц | Женщина | Страх | Нож | Доктор | Апельсин |
Сорока | Командир | Радость | Ножницы | Летчик | Лимон |
Ворона | Мужчина | Уныние | Грабли | Плотник | Огурец |
Насекомые | Товарищ | Печаль | Лопата | Космонавт | Ромашка |
Лошадки | Ученик | Любовь | Топор | Шофёр | Смородина |
Медведь | хозяин | Тоска | кисточка | Повар | Осина |
Подписи к слайдам:
Научиться находить имена существительные в предложениях, изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи
Цель:
Упражнение 214
Люди:
Животные:
Предметы, вещи:
Качества человека:
Явление
природы:
Состояние человека:
Совесть,
Ученик,
Подружка,
Рюкзак,
Гроза,
Болезнь,
Доброта,
Ум,
Поэт,
Тетрадь,
Землетрясение,
Бобик,
Радость,
путешественник
Барсик,
Объявление,
печаль
Начинаем наш урок
Он пойдет ребятам впрок
Мы в лингвистов поиграем,
Что-то новое узнаем!
Движение воздуха
Буря на море
Сильный ветер со снегом
Ненастье с громом и молнией
Ветер
Ш
торм
Метель
Гроза
Явление природы. Что?
Научиться находить имена существительные в предложениях, изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи
Цель:
Урок русского языка
В 3 «А» классе
Спасибо!
Домашнее задание:
уч. С. 19, Упр.1,
с.10 выучить определение
Значение сигнальных карточек:
Справился без ошибок
Не справился
Справился, но были недочёты
1. На какие вопросы отвечают эти слова?
2. Что они обозначают?
3. Почему существительные получили такое название?
Алгоритм самооценки:
Что нужно было сделать?
Справились с заданием полностью или частично?
Справились правильно или с ошибкой?
Справились самостоятельно или с чьей-то помощью?
Кто прав?
Незнайка:
«
Существительное – это часть речи, которая обозначает названия людей и животных
»
Буратино:
«Существительное – часть слова, отвечающее на вопросы кто? и что?»
Домовой Афанасий:
«Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? и что?»
Название группы:
Название группы:
Название группы:
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Заяц
Женщина
Страх
Сорока
Командир
Радость
Ворона
Мужчина
Уныние
Насекомые
Товарищ
Печаль
Лошадки
Ученик
Любовь
Медведь
Хозяин
Тоска
Карточка №1
животные
Название группы:
Название группы:
Название группы:
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Нож
Доктор
Апельсин
Ножницы
Летчик
Лимон
Грабли
Плотник
Огурец
Лопата
Космонавт
Ромашка
Топор
Шофёр
Смородина
Кисточка
Повар
Осина
Карточка
№2
люди
чувства
Кто?
Кто?
Что?
Что?
Кто?
Что?
Инструменты
Профессии
Растения
Блиц-опрос:
– Большие группы слов в русском языке
называются
– Чтобы определить часть речи
, надо
– Слова, к которым можно задать вопросы, называются
– Служебные части речи – это части речи, к которым
– Особое место среди частей речи занимают
ч
астями речи
з
адать вопрос
н
ельзя задать вопрос
знаменательными
междомения
Признаки, определение, находить
1.
Выявить
признаки имени существительного.
2. Дать определение имени существительного.
3. Научиться находить имя существительное в предложении.
План :
Имя существительное
Отвечает на вопросы: кто? Что?
Обозначает предмет
Самостоятельная часть речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных" 2 класс
Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных. Закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе; Способствовать развитию орфографической зоркости, о...
Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс
Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами", 4 класс
Тема "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами"...
Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)
Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...
Мультмедийный продукт "Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония
Мультимедийный продукт: Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония...
Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построе...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...