конспект урока русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект русского языка в 3 классе по теме "Буквы безударных гласных в приставках) (ОС "Школа 2100)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.zip | 436.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
русского языка в 3 классе
(ОС «Школа 2100)
Подготовила
Учитель начальных классов
Калугина Светлана Анатольевна
I квалиф. категория
2014-2015 уч.год
Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках
Цели и задачи урока:
– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;
– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:
1.ИКТ.Презентация по теме.
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
3.М/м проектор.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока
« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да)
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)
- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага
учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что нам необходимо.
Минутка чистописания.
Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)
Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?
( на)
Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв). Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, покажите как вы написали сочетание НА
- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).
- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)
Поработаем в парах.
-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)
|
|
проверка
- Какие умения мы формировали?
– Как обнаружить в слове приставку?
– Приведите примеры слов с приставками по- и под-.(показываю карточки с приставками по- и под)
– Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4
в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник.)
– Докажите, что в этом слове есть приставка.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Спишите слова. Поставьте ударение
Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали
-Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)
-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.
Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.
В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.
Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?
Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.
– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)
4. Постановка проблемного вопроса.
Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147
Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, объединимся в группы.
- Каждая группа исследует три слова
Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.
Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.
Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить.
– А как быть с безударными гласными в приставках?
- Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения)
- Сравните свои предположения с учебником на с. 171
- Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)
1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.
2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.
- На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)
Заполним вторую колонку в нашей таблице
| Как проверить безударную гласную в приставке? |
- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
5. Поиск решения.
а) Работа по учебнику.
— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?
- У кого есть какие предложения?
- Как проверить наши предположения?
1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148
-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые)
- Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.
Физкультминутка.
Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.
Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)
- Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.
- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)
— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).
— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).
– Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?
(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)
- На данном этапе урока, какую цель достигли?
(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).
-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).
- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.
в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.
— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?
- Прочитать слово
- Поставить ударение
- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.
- Что это значит? (Выделить в слове его части).
- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.
- Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете
- Записать слово.
- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.
- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?
- Какую цель достигли на этом этапе?
Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы
| Как проверить безударную гласную в приставке? |
|
- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.
Запишите предложение самостоятельно.
Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?
Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!
-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)
- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?
-И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.
ФИЗМИНУТКА:
Игра « Да, нет»
Хлопни и присядь разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали.
Хорошо её назвали.
Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.
6. Первичное закрепление
- Теперь мы получили новые знания.
а) Игра “Хлоп - топ ”.
— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.
- Корень- это главная часть речи
- Корень- это главная часть слова
- Приставка всегда пишется слитно со словом
- Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно
- Приставка может стоять после корня
- Приставка всегда стоит перед корнем
- Безударные гласные бывают только в корне. (топ).
- Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
- Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
- В слове замок есть приставка –за
- В слове записка есть приставка –за
б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой.
– Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)
Зазвенела птичья трель,
Закружилась карусель.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
- Итог урока
- Давайте вспомним цели нашего урока
- Достигли мы поставленных целей?
- Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)
Самооценка .
8. Рефлексия
На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.
— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.
(Ты молодец! Так держать!)
— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)
— Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание: д.м. упр.99 или 101
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...