конспект урока русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Калугина Светлана Анатольевна

Конспект русского языка в 3 классе по теме "Буквы безударных гласных в приставках) (ОС "Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.zip436.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

русского языка в 3 классе

(ОС «Школа 2100)

Подготовила

Учитель начальных классов

Калугина Светлана Анатольевна

I квалиф. категория

2014-2015 уч.год

Тема: Правописание  букв безударных гласных в приставках 

Цели и задачи урока:

– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

 – формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Методы обучения:

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:

1.ИКТ.Презентация по теме.

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока  

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)  

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)

                                           

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

Минутка чистописания.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

 ( на)

Пропишите сочетание на   на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв). Подчеркните простым карандашом  лучшее на ваш взгляд сочетание. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, покажите как вы написали сочетание НА

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Какую часть слова напоминают вам  буквосочетания в тетради? (приставку)

Поработаем в парах.

-У каждого из вас на парте  таблица. Заполните  первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

  1. Приставка это часть ………….
  2. Приставка стоит …..
  3.  Приставка служит для ……..
  4. Со словами пишется …….

               

проверка

 - Какие умения мы формировали?

– Как обнаружить в слове приставку?

– Приведите примеры слов с приставками по- и под-.(показываю карточки с приставками по- и под)

– Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4

в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник.)

– Докажите, что в этом слове есть приставка.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

-  Спишите слова. Поставьте ударение

Долетел, забежал, надписал,  обласкали,  поплясали

-Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)

-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.  

Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.

В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

Эту  проблему нам необходимо сегодня  решить на  уроке.

– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)

4. Постановка проблемного вопроса.

Сейчас мы выступим в роли исследователей.  Откроем учебники, найдем упр. 147

 Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, объединимся в группы.

- Каждая группа исследует три слова

Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить.

– А как быть с безударными гласными в приставках?

- Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения)

-  Сравните свои предположения с учебником на с. 171

- Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

1) Научиться правильно  писать слова с безударной гласной в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

- На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

Заполним  вторую колонку в нашей таблице

  1. Приставка это часть слова
  2. Приставка стоит перед корнем
  3.  Служит для образования новых слов
  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

5. Поиск решения.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

- У кого есть какие предложения?

- Как проверить наши предположения?

1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148

-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые)

- Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением. 

Физкультминутка.

Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

- Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.

- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

– Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)

- На данном этапе урока, какую цель достигли?

(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

- Прочитать слово

- Поставить ударение

- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

- Что это значит? (Выделить в слове  его части).

- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете

- Записать слово.

- Подчеркнуть  безударную гласную в приставке.

- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

- Какую цель достигли на этом этапе?

Запишем ключевые слова в   3 столбик  нашей таблицы

  1. Приставка это часть слова
  2. Приставка стоит перед корнем
  3.  Служит для образования новых слов
  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

  1. Подобрать  слово с такой же приставкой под ударением
  2. Запомнить
  3. Обратиться к словарю
  4. Использовать слово-шаблон
  5.  Интернет

- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

Запишите предложение самостоятельно.

Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?

 

 

        

Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)

- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

-И снова остались  пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем.  Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА:

Игра « Да, нет»

Хлопни и присядь разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить,  за окном.

6. Первичное закрепление

- Теперь мы получили новые знания.

а) Игра “Хлоп - топ ”.

— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

  1. Корень- это главная  часть речи
  2. Корень- это главная часть слова
  3. Приставка  всегда пишется слитно со словом
  4. Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно
  5. Приставка  может стоять после корня
  6. Приставка  всегда    стоит перед корнем
  7. Безударные гласные бывают только в корне.  (топ).
  8. Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
  9.  Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
  10. В слове замок есть приставка –за
  11. В слове записка есть приставка –за

б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой.

– Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)

                                   Зазвенела птичья трель,

                                 Закружилась карусель.

                                Раз, два, три, четыре, пять,

                               Вышел зайчик погулять.

РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

  1. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока

- Достигли мы поставленных целей?

- Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)

Самооценка .    

8. Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так  держать!)

— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: д.м. упр.99 или 101

Спасибо за урок!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...