Урок по русскому языку .Тема: имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_imena_sushchestvitelnye.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Е. А.
учитель начальных классов
Тема урока: Имя существительное.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном.
Задачи:
1. учить различать предмет и слово как часть речи;
2. учить соотносить вопросы кто? и что?;
3. показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;
4. определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;
5. развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
6. развивать речь учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Проверьте готовность к уроку.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок.
- Тема нашего сегодняшнего урока….
- Выполнив упражнения ,вы сами скажите мне тему урока.
- Откройте тетради и запишите число .
2. Этап подготовки к осознанию новой темы.
Ребята, мы с вами начинаем новый большой раздел – Слово.
О чем будем говорить в этом разделе? ( О словах)И самое первое что мы начинаем изучать – это части речи.
Как объяснить понятие «часть речи»
Ученые разделили все слова (из которых состоит наша речь) на большие группы ( части) и назвали их части речи. Сегодня мы будем знакомиться с первой группой слов.
(На доске иллюстрации с изображением предметов)
Яблоки, капуста, ягоды, парта, мальчик, собака, птица, дерево, гроза.
Что изображено на рисунках? (предметы)
Нас окружает огромное количество предметов, которые мы можем увидеть, потрогать и услышать. А их названия – услышать и записать.
(Слова записаны на карточках, на доске)
Может знаете как называются такие слова?
В русском языке такие слова называются - именами существительными.
3. Этап объяснения и усвоения нового материала.
(доска)Тема нашего урока – Имена существительные.
(тема записана, учитель открывает тему)
Какие цели мы сегодня поставим перед собой:
а) Что такое имена существительные.
б) На какие вопросы отвечает.
в) Учиться распознавать.
Распределите на 2 группы слова. (с изображением предметов)
Яблоки, капуста, ягоды, парта, дерево, гроза
мальчик, собака, птица
- Почему так распределили? ( Ставим вопросы к словам)
( Отвечают на вопросы : кто? и что?)
(Учитель прикрепляет вопросы над словами. )
К каким словам будем ставить вопрос кто? Что можете сказать про эту группу слов?
К каким словам будем ставить вопрос что? Что можно сказать про эту группу слов?
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Что обозначает слово « одушевленные»( смотрим по словарю)
(одушевленный - относящийся к миру живых существ - человека и животных )
Значит значение слова «неодушевленный» какое?
Распределите таблички к нужному столбику.
4. Этап закрепления и систематизации знаний.
Сделайте вывод что такое имена существительные:
(Дети с опорой на составленные схемы делают выводы)
Работа в группах.
А сейчас мы с вами определим, какие группы слов относятся к именам существительным.
У вас на партах листочки со словами ,прочитайте их.
Что обозначают эти слова.
Как называется эта часть речи.
Распределите их по группам и дайте название каждой группе слов .
Пёс, корова, кошка?(животные)
Кукла, мячик и гармошка?(игрушки)
Лук. Редиска, огурцы? (овощи)
Молоток, топор, щипцы?(инструменты)
Платье, юбка и рубашка? (одежда)
Бак. Стакан. Кастрюля, чашка?(посуда)
Василёк, ромашка, роза?(цветы)
Ветер, дождик и морозы?(явления природы)
Ученик, тетя, сын (люди)
Доска: Имя существительное
Что? | Кто? |
явления природы | животные |
растения | люди |
инструменты | |
посуда | |
игрушки | |
одежда | |
овощи и фрукты |
Имя существительное-самая большая часть речи.
Почти каждое второе в ней слово- имя существительное.
И это понятно . Человек с самого рождения смотрит и хочет знать, что его окружает, что существует вокруг него.
5. Закрепление новых знаний.
Работа по вариантам. 1 вариант записывает одушевленные имена существительные
2 вариант- неодушевленные.
( Диктант. Проверка по образцу)
Девочка, дом, облако, ворона, змея, книга.
Упражнения занимательного типа.
Игра «Часы».
- По кругу написано шесть букв: к, о, л, е, с, о.
- Сколько различных слов – имён существительных – сумеете вы прочесть?
- (В круге 10 слов. Читать можно по ходу часовой стрелки и обратно (подряд). На круге можно прочесть: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, посёлок.)
Игра «Четвёртый лишний».
- Среди названных слов найдите «лишнее» и объясните, чем оно отличатся от остальных. Например:
- Плащ писать осина солома Нож смотреть осинник бабушка Рожь любоваться осиновый дядя Плющ заниматься осёл дорога
6. Проверка усвоения новых знаний.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы Что?
Ударили сильные холода. Вот снегири летят к кормушкам. Птички начали клевать крошки и семена.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос Кто?
Футбол, футболист, собака, солнце, дерево, учитель, ветер.
Проверка по эталону.
7.Подведение итогов. Рефлексия .
О какой части речи мы говорили на уроке?
На какие вопросы она отвечает, что обозначает?
Что нового узнали об имени существительном?
Оцените свою работу.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")
Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...
Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс
На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"
Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Имя существительное 2 класс
УМК: Школа РоссииКласс: 2 классТема: Имя существительноеЦель: Создание условий для открытия нового понятия «имя существительное»Задачи: Что такое имя существительное?...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Имя существительное как часть речи».
Формировать комуникативные умения....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Имя существительное» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по русскому языкуТема: «Имя существительное»...