Конспект урока по русскому языку. Тема: «Имя существительное» 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цуркан Екатерина Сергеевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Имя существительное»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019 г.

                        ФИО учителя: Слуднова Наталья Викторовна

Школа: № 104

                        ФИ студента: Цуркан Екатерина

Класс: 2

                        ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: 103

Время занятия:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Имя существительное»

Цель деятельности учителя: формирование общего понятия об имени существительном; знакомство с именем существительным как частью речи;

Планируемые результаты:

Предметные: 

-уметь распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

-знать различие между одушевленными и неодушевленными существительными

Личностные: 

-умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью;

-проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: УМК «Перспектива», Русский язык 2 класс 2 часть Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина, тетрадь, ручка, карандаш, презентация к уроку, школьная доска.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

-Приветствуют учителя

-Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализаций знаний и мотивация.

Словарно–орфографическая работа

4-5 мин

-Прочитайте пословицу на экране:

«Пишут не пером, а умом»

Как вы понимаете эту пословицу?

- Молодцы!

Действительно, чтобы писать правильно, нужно уметь мыслить, контролировать свои действия.

Запишите сегодняшнее число.

Минутка чистописания.

Жи ши ча ща чу щу

Котёнок Мурзик шипит на Жучку.

- Кто мне, ребята, ответит, какие орфограммы мы встретили в речевой гимнастике и в минутке чистописания?

- Словарная работа (слова различных частей речи):

декабрь, завтра, герой, компьютер, молоко, вдруг, здесь, твердый.

- Ребята, какие слова отвечают на вопросы: кто? что?

Отвечают на вопрос

Работа в тетради

Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу

Записывают слова

декабрь, герой, компьютер, молоко.

П: извлечение необходимой информации из текстов.

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный, беседа

4-5 мин

Постановка цели и темы урока

- Ребята, давайте представим, что мы детективное агентство и сегодня нам предстоит разыскать пропавшую часть речи, а как ее зовут вы узнаете из загадки.

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ...

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.

- Как же зовут пропавшую часть речи?

Внимательно слушают учителя.

Существительное

Имя существительное

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Р.: саморегуляция

Р.: целеполагание

4.

«Открытие» нового материала

Словесный,

беседа

7-8 мин

Работа с учебником

-Тема нашего урока «Имя существительное»

-Мы познакомимся с новой частью речи; узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает; а также научимся распознавать ее среди других слов.

- В русском языке слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называют именами существительными.

-Давайте посмотрим на доску и составим фоторобот.

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

-Замените одним словом:

Движение воздуха - ...

Буря на море - ...

Сильный ветер со снегом - ...

Порывистый ветер- …

Ненастье с громом и молнией - ...

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

в котором букв меньше, чем звуков;

все согласные звуки являются мягкими;

состоящее из одного слога;

с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

ветер

шторм

метель

вихрь

гроза

Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы

П.: выделение необходимой информации

П.: смысловое чтение

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: смысловое чтение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: смысловое чтение

Физкультминутка

1 мин

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

-Повторение движений за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

5

Первичное закрепление.

-Откройте учебник на стр. 76. упражнение 99.

Давайте прочитаем текст.

Весна. Алёша и папа поехали на дачу. Они осмотрели свой сад. Кора на молодых яблонях и грушах кое-где потрескалась. Как защитить деревья? Алеша решил побелить стволы яблонь и груш.

Похорошел фруктовый сад!

Запишите слова, которые служат ответами на вопросы.

Кто поехал на дачу?

Что росло в саду?

Что обозначают эти слова?

На какие вопросы отвечают?

Давайте про себя прочитаем с вами сообщение профессора на стр. 76-77

- Какие слова называют именами существительными?

- На какие вопросы они могут отвечать?

- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры.

записывают ответы на вопросы

читают текст самостоятельно.

отвечают на вопросы учителя

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П.: анализ

6.

Включение в систему знаний, повторение.

7-8 мин

Откройте стр. 77 упражнение 100.

Давайте прочитаем стих выразительно.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

И напильник, и ножовка,

А всего нужней сноровка.

                             Б. Заходер

-Каким общим словом назовем предметы?

-На какой вопрос отвечают слова?

-Какие это предметы одушевлённые или неодушевлённые? почему?

- Послушайте загадки, найдите отгадки среди картинок. Самостоятельно запишите слова в тетрадь.

Самый бойкий я рабочий

В мастерской,

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает.

Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

Носик мой, как у иголки,

Все дырявлю носом колким.

И сапожник без меня

Не забьет в сапог гвоздя.

-Назовите слова с буквосочетаниями жи-ши

-Назовите слова с непроверяемой безударной гласной.

  Выразительное чтение стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Молоток

Топор

Пила

Ножницы

Шило

П: извлечение необходимой информации из текста.

К: строить речевые высказывания в устной форме

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

7.

Рефлексия деятельности

2-3 мин

- Распределите имена существительные по двум группам:

одушевленные и неодушевленные.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, медведь, капуста, молоток.

Давайте проверим. Если правильно, ставим «+», если не правильно «-»

Делают упражнение письменно.

оценивают свою работу

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха

8.

Подведение итогов урока

1 мин

-Как называется часть речи, с которой мы познакомились на уроке?

-Какие общие свойства имеют имена существительные?

Р: осуществление итогового контроля;

Домашнее задание

Упражнение 101 (стр. 77)

открывают дневники, записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Слово. Слог» 1 класс УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).Тема: «Слово. Слог»Цель: формирование умения различат...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" 3 класс , УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глагола"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами, формирование умения писать не с глаголом.Планируемые результаты: Предметные:- знать определение глагола;- уме...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты Предметные: - знать что та...

Конспект урока по русскому языку «Восстановление предложений» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...