Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
оТема: «Фразеологизмы. Проект «Языковые самородки»
Цель: - познакомиться с фразеологизмами, с их ролью в речи.
- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли
в обогащении речи.
- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения
Задачи: -выяснить, какую роль играют фразеологизмы в речи;
-узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;
-научить обучающихся находить и использовать фразеологизмы в
устной и письменной речи; учить работать со словарями.
-научить распознавать фразеологические обороты.
-выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
Оборудование: папка с файлами, презентация к уроку, шляпы для выступлений, ноутбук, проектор, смайлики для рефлексии, рисунки ребят.
Ход урока:
1. Организационный момент . Самоопределение к учебной деятельности.
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Поприветствуем наших гостей.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Ольга Александровна , Вова бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.
Ученик 2( с места): Да, не сносить тебе, Вова, головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Вова, все как об стенку горох.
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?
- И сегодня у нас необычный урок, а урок-радиопередача! (звучит песня Радионяня)
-Это была самая интересная, самая умная передача на радиовещании…Только её теперь нет. По этой передаче ваши родители учились русскому языку, и сегодняшний урок мы проведем в виде радиопередачи, чтобы помочь лучше понять тему сегодняшнего урока
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.
- Итак, начинаем наш весёлый урок!
3. Каллиграфическая минутка
- Открыли свои тетрадочки, вами приготовленные, специально для урока.…
Записали число, классная работа.
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф. И девиз нашего урока.
Работать засучив рукава.
Итак, приступаем к работе.
4.Актуализация знаний и деятельности.
1 задание:
Первая рубрика нашей радиопередачи - «Замени одним словом»
Я буду показывать словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.
1. Бить баклуши
Гонять лодыря
Сидеть сложа руки
Толочь воду в ступе (Бездельничать)
2. Во весь дух
Сломя голову
Со всех ног
Одна нога здесь, другая там
Одним махом (Быстро)
Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.
2.Разгадывание кроссворда.
- Тогда отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.
-Слива, яблоко, груша - фрукты
-Семицветное коромысло – радуга.
-Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит
-Самое холодное время года - зима
-Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля
- Какое сейчас время года? - осень.
-Царь зверей - лев
-Что плывет по небу - облако
-В нем 12 месяцев - год
-Первый летний месяц- июнь
- Полосатая лошадь-зебра
- Его дает корова-молоко
- Вторая буква в слове сыр –ы.
Итак, у нас получилось – фразеологизмы.
- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?
- Первичное усвоение новых знаний.
Учитель:
- А теперь наша радиопередача отправляет нас по страницам истории.
-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
- Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов
- -Знакомство с новым понятием и его происхождением. (Знакомит заранее подготовленный ученик)
- А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы учащихся) Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь.
В роли «словаря» заранее подготовленный ученик
Вступительное слово «Фразеологического словаря»
- Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.
Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Слово учителя
- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение. Присаживайся к ребятам, если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе.
- Источники происхождения фразеологизмов.
- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
4. Включаю ролик об авгиевых конюшнях.
6. Первичная проверка понимания
Задание: Найдите фразеологизмы.
- А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.
За домом едва пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
- Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?
- Более точно об этих фразеологизмах расскажут специальный корреспондент нашей передачи «Радионяня».
- -Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава.
(Сообщение ученика)
Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.
Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.
Учитель: Я надеюсь, урок мы не зря проведем,
Будем работать, засучив рукава,
Урок посвятим мы хорошим делам,
Чтоб о нас громкая слава пошла.
- Первичное закрепление.
В) Ну а сейчас наша радиопередача отправляет нас в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше. И записать название этого зверя в свои тетради через запятую.
Хитёр как… лиса
Труслив как… заяц
Голоден как… волк
Здоров как.. бык
Изворотлив как ..уж
Надут как ..индюк
Нем как ..рыба
Грязный как.. свинья
Упрям как …осёл
Болтлив как.. сорока
Колючий как.. ёж.
Г) Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы,…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:
Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.
Релаксация.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко
Ноги, руки отдыхают
Шея не напряжена
И расслаблена она
Губы чуть приоткрываются
Все спокойно расслабляются
Дышится легко, ровно, глубоко
Наши мышцы не устали
А ещё послушней стали
Нам становится понятно
Расслабление - приятно.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянулись, улыбнулись,
Всем открыть глаза- проснулись!
- Работа в парах.
Задание. Соедини фразеологизмы и значения.
-На руках носить- ценить, любить.
-Золотые руки- мастер.
-Разводить руками- удивляться.
-Руки опускаются- без сил.
-Рукой подать- близко.
-Как без рук- беспомощный.
-Руки чешутся- хочется подраться.
Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50.
2.Игра «Четвертый лишний»
-Ребята, а сейчас наша радиопередача предлагает нам выполнить следующее задание.
Задание: найдите четвертый лишний фразеологизм и запиши его в своей тетради.
1.
- хоть пруд пруди;
- кот наплакал;
- тьма-тьмущая;
- яблоку негде упасть
2.
- во все лопатки;
- сломя голову;
- черепашьим шагом;
- в мгновение ока
- Работа в группах.
1 группа. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.
На уроке русского языка девочки разговаривали не переставая.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей, трещали как две сороки
2 группа. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (глаза, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (кружке , тарелке)
- группа
В. Суслов
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.
4 группа.
Подберите нужные фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).
Ну а сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки подсказки и среди них, конечно, есть работы учеников, находящихся в классе и выполнивших домашнее задание по русскому языку. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм. ( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши, снимать лапшу с ушей, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)
6.Итог урока.
-Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.
Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали - зарубите на носу.
Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.
7.Рефлексия.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Если вы работали засучив рука, смайлик на доске прикрепляем к рисунку работящего человека, а если спустя рукава, то ленивому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...