Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Открытый урок по обучению грамоте
«Буква ь для обозначения мягкости согласных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №46 Ленинского района ГО г .Уфа РБ
Открытый урок по обучению грамоте
«Буква ь для обозначения мягкости согласных»
Учитель: Нурмухаметова З.М.
Уфа 2011
Тема: Буква «ь» для обозначения мягкости согласных
Цели урока:
1) Продолжить формирование умений работать с предложением; формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;
2) Развивать фонематический слух, память, мышление;
3) Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята, к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Повторение пройденного. (Слайд №1)
1. Игра «Доскажите словечко»
а) На деревьях, на дорожках,
На ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это … (снег)
б) Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его? (Медведь)
- Что объединяет эти слова-отгадки? (Буква е)
- Какую роль играет буква е в этих словах? Какой звук обозначает?
2. Работа в группах.
Первая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□□
Вторая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Уговор рукам волю не давай.
Это ворона старость - не смех.
Юность - не грех дороже денег.
Языком болтай, нам не оборона.
Третья группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Азбука - что весенний день.
Есть терпение - к мудрости ступенька.
Имеем не храним - будет и умение.
Ласковое слово потеряем — плачем.
Четвертая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Маленькая ложь все - за одного.
Новых друзей наживай, сыт не будешь.
Один - за всех, за собою большую ведёт.
Разговором а старых не теряй.
Пятая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□
Шестая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□
- В каких случаях буква е обозначает два звука?
Е Е ↓ ↓ [ й' ] [ э ] [э] |
III. Актуализация знаний. (Слайд №2)
1. Загадка.
Отгадайте-ка, ребятки, быстро вы мою загадку:
Птица-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санках сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
- О какой царице говорится в загадке? (О зиме) (Слайд №3)
- О каких белых скакунах идет речь? (Декабрь, январь, февраль.)
2. Информация о месяцах.
Декабрь. В Древней Руси декабрь называли «студень», так как в этом месяце начинались холода, стужа.
В народе говорят: «Декабрь сердит — на всю зиму землю студит».
Январь. Январь в старину называли «сечень», так как он рассекает зиму на две половины.
В народе говорят: «Январь — году начало, зимы середина».
Февраль. В Древней Руси февраль называли «лютень», что значит лютый, злой, холодный месяц.
В народе говорят: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает».
- Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце)
- О чем мы сегодня будем говорить?
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая показывает, что согласный произносится мягко.
V. Знакомство с новой буквой.
Учитель демонстрирует карточку с буквой «ь».
Мягкий голос,
Мягкий шаг...
Это буква... (ь) (Слайд №4)
- На какую букву похожа буква «ь»?
Буква «Р» перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
VI. Конструирование буквы «ь».
Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь».
- Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала)
Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? (5, 6, 7, 8 и 18, 19)
VII. Динамическая пауза.
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями (3), коснуться руками ног (4)...
VIII. Работа по теме урока. (Слайд №5)
1. Загадка:
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан — как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка — с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель)
Ель — хвойное дерево с конусообразной кроной. (Слайд №6)
2. Где спряталась ель?»
М
Ц
Щ
Др
Тр
3. Сообщение о ели.
а) Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель», «елинь», «еловый лес», позже «ельник», причём это слово употреблялось в основном значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлка» - символ Нового года.
б) Ель - хвойное дерево, достигающее в высоту 30-40м. Вместо листьев у ели иголки, или правильные хвоинки. Они держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Поэтому в хвойном лесу можно встретить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Семена ели образуются и зреют внутри твердых шишек, которые служат им защитой.
4. Звукобуквенный анализ слов. (У доски, на местах).
□'○□' (ель)
- Что получится, если мы уберем мягкий знак?
□'○□ (ел)
- Как произносится последний звук в словах «ель и ел»? (Мягко и твердо)
IX. Работа по учебнику.
- Прочитайте название рыбы. (Линь)
Линь — это пресноводная рыба. Линь, как рыба не стадная, не может попадаться в большом количестве. Зимою лишь недоступен рыболову, так как зарывается в ил.
- Произнесите последний звук?
- Почему буква «н» обозначает мягкий [н']?
- Какую роль выполняет «ь» после согласного?
Вывод: буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков.
○□□'□□'
- Что обозначает эта схема? («ь» - буква, а не звук).
X. Динамическая пауза.
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)
Есть - елки - елочки, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встают на носочки)
На елках птичьи голоса, (Руки в стороны, взмах руками)
Внизу на елочках роса. (Руки внизу, присели)
XI. Чтение слогов и слов по учебнику.
1. Чтение про себя.
2. Чтение по цепочке.
3. Словарная работа.
Лунь - хищная степная птица.
Рояль - музыкальный инструмент.
4. Чтение предложений.
5. Запись схем предложений на доске и на местах.
У Алины рояль.
Составьте предложения по первому рисунку.
Алина на рояле сыграла красивую мелодию.
XII. Закрепление. (Слайд №7)
1. Игра «Кто самый внимательный».
Прочитайте «зимние» слова. Найдите слова, в которых пишется ь:
метель ветер снежинки
пурга иней льдины
сосульки буран вихрь
- Какую роль играет в этих словах буква «ь»?
- В каких словах все согласные твәрдые? (Буран, пурга)
2. Читаем хором. (Слайд №8)
Эту букву каждый знает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласные читать.
3. Угадай словечко. (Слайд №9)
С «б» мучительной бываю, (боль)
С «м» одежду пожираю, (моль)
С «р» актеру я нужна, (роль)
С «с» для повара важна. (соль)
(Работа в печатных тетрадях).
□○□'
[рол'] РОЛЬ
- Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?
4. Игра «Много — один» (Слайд №10)
Голуби - голубь;
Звери - зверь;
Олени - олень.
XIII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую роль выполняет буква «ь» после согласного? (Слайд №10)
а) звука не обозначает.
б) показывает, что звук произносится мягко.
в) может обозначать, что предмет один.
г) может изменять значение слов.
Вот в какой интересной ситуации мы можем оказаться, если забудем про «ь».
Бабка баньку затопила
Мягкий знак позвать забыла.
Тут же банька банкой стала -
Вот как бабка сплоховала!
Памятка.
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-414717-1415009106.jpg)
Открытый урок по обучению грамоте "Буква Ч".
Урок в интересной и познавательной форме знакомит с буквой ч....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-579968-1445612952.jpg)
Открытый урок по обучению грамоте. Буквы Д, д. Звуки [д], [д*].
Урок знакомства с буквами Д, д, и звуками [д], [д*]....
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-915125-1491832517.jpg)
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Открытый урок по обучению грамоте "Буква Х"
Технологическая карта...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1490485-1698253634.jpg)
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...