Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Открытый урок по обучению грамоте
«Буква ь для обозначения мягкости согласных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10._otkrytyy_urok_myagkiy_znak.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №46 Ленинского района ГО г .Уфа РБ
Открытый урок по обучению грамоте
«Буква ь для обозначения мягкости согласных»
Учитель: Нурмухаметова З.М.
Уфа 2011
Тема: Буква «ь» для обозначения мягкости согласных
Цели урока:
1) Продолжить формирование умений работать с предложением; формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;
2) Развивать фонематический слух, память, мышление;
3) Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята, к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Повторение пройденного. (Слайд №1)
1. Игра «Доскажите словечко»
а) На деревьях, на дорожках,
На ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это … (снег)
б) Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его? (Медведь)
- Что объединяет эти слова-отгадки? (Буква е)
- Какую роль играет буква е в этих словах? Какой звук обозначает?
2. Работа в группах.
Первая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□□
Вторая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Уговор рукам волю не давай.
Это ворона старость - не смех.
Юность - не грех дороже денег.
Языком болтай, нам не оборона.
Третья группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Азбука - что весенний день.
Есть терпение - к мудрости ступенька.
Имеем не храним - будет и умение.
Ласковое слово потеряем — плачем.
Четвертая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).
Маленькая ложь все - за одного.
Новых друзей наживай, сыт не будешь.
Один - за всех, за собою большую ведёт.
Разговором а старых не теряй.
Пятая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□
Шестая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□
- В каких случаях буква е обозначает два звука?
Е Е ↓ ↓ [ й' ] [ э ] [э] |
III. Актуализация знаний. (Слайд №2)
1. Загадка.
Отгадайте-ка, ребятки, быстро вы мою загадку:
Птица-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санках сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
- О какой царице говорится в загадке? (О зиме) (Слайд №3)
- О каких белых скакунах идет речь? (Декабрь, январь, февраль.)
2. Информация о месяцах.
Декабрь. В Древней Руси декабрь называли «студень», так как в этом месяце начинались холода, стужа.
В народе говорят: «Декабрь сердит — на всю зиму землю студит».
Январь. Январь в старину называли «сечень», так как он рассекает зиму на две половины.
В народе говорят: «Январь — году начало, зимы середина».
Февраль. В Древней Руси февраль называли «лютень», что значит лютый, злой, холодный месяц.
В народе говорят: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает».
- Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце)
- О чем мы сегодня будем говорить?
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая показывает, что согласный произносится мягко.
V. Знакомство с новой буквой.
Учитель демонстрирует карточку с буквой «ь».
Мягкий голос,
Мягкий шаг...
Это буква... (ь) (Слайд №4)
- На какую букву похожа буква «ь»?
Буква «Р» перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
VI. Конструирование буквы «ь».
Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь».
- Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала)
Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? (5, 6, 7, 8 и 18, 19)
VII. Динамическая пауза.
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями (3), коснуться руками ног (4)...
VIII. Работа по теме урока. (Слайд №5)
1. Загадка:
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан — как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка — с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель)
Ель — хвойное дерево с конусообразной кроной. (Слайд №6)
2. Где спряталась ель?»
М
Ц
Щ
Др
Тр
3. Сообщение о ели.
а) Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель», «елинь», «еловый лес», позже «ельник», причём это слово употреблялось в основном значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлка» - символ Нового года.
б) Ель - хвойное дерево, достигающее в высоту 30-40м. Вместо листьев у ели иголки, или правильные хвоинки. Они держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Поэтому в хвойном лесу можно встретить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Семена ели образуются и зреют внутри твердых шишек, которые служат им защитой.
4. Звукобуквенный анализ слов. (У доски, на местах).
□'○□' (ель)
- Что получится, если мы уберем мягкий знак?
□'○□ (ел)
- Как произносится последний звук в словах «ель и ел»? (Мягко и твердо)
IX. Работа по учебнику.
- Прочитайте название рыбы. (Линь)
Линь — это пресноводная рыба. Линь, как рыба не стадная, не может попадаться в большом количестве. Зимою лишь недоступен рыболову, так как зарывается в ил.
- Произнесите последний звук?
- Почему буква «н» обозначает мягкий [н']?
- Какую роль выполняет «ь» после согласного?
Вывод: буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков.
○□□'□□'
- Что обозначает эта схема? («ь» - буква, а не звук).
X. Динамическая пауза.
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)
Есть - елки - елочки, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встают на носочки)
На елках птичьи голоса, (Руки в стороны, взмах руками)
Внизу на елочках роса. (Руки внизу, присели)
XI. Чтение слогов и слов по учебнику.
1. Чтение про себя.
2. Чтение по цепочке.
3. Словарная работа.
Лунь - хищная степная птица.
Рояль - музыкальный инструмент.
4. Чтение предложений.
5. Запись схем предложений на доске и на местах.
У Алины рояль.
Составьте предложения по первому рисунку.
Алина на рояле сыграла красивую мелодию.
XII. Закрепление. (Слайд №7)
1. Игра «Кто самый внимательный».
Прочитайте «зимние» слова. Найдите слова, в которых пишется ь:
метель ветер снежинки
пурга иней льдины
сосульки буран вихрь
- Какую роль играет в этих словах буква «ь»?
- В каких словах все согласные твәрдые? (Буран, пурга)
2. Читаем хором. (Слайд №8)
Эту букву каждый знает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласные читать.
3. Угадай словечко. (Слайд №9)
С «б» мучительной бываю, (боль)
С «м» одежду пожираю, (моль)
С «р» актеру я нужна, (роль)
С «с» для повара важна. (соль)
(Работа в печатных тетрадях).
□○□'
[рол'] РОЛЬ
- Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?
4. Игра «Много — один» (Слайд №10)
Голуби - голубь;
Звери - зверь;
Олени - олень.
XIII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую роль выполняет буква «ь» после согласного? (Слайд №10)
а) звука не обозначает.
б) показывает, что звук произносится мягко.
в) может обозначать, что предмет один.
г) может изменять значение слов.
Вот в какой интересной ситуации мы можем оказаться, если забудем про «ь».
Бабка баньку затопила
Мягкий знак позвать забыла.
Тут же банька банкой стала -
Вот как бабка сплоховала!
Памятка.
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обучению грамоте "Буква Ч".
Урок в интересной и познавательной форме знакомит с буквой ч....
Открытый урок по обучению грамоте. Буквы Д, д. Звуки [д], [д*].
Урок знакомства с буквами Д, д, и звуками [д], [д*]....
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Открытый урок по обучению грамоте "Буква Х"
Технологическая карта...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...