Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок-исследование с презентацией. В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании корней и музыкальная физминутка активизируют работу учащихся на уроке.В конце урока проведен тест по самооценке деятельности учащихся на уроке, рефлексия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Правила правописания корня
Цель:
Развитие орфографической зоркости, умения проверять слова с безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными в корне;
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд №1
Начинается урок,
он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
учитесь думать, рассуждать.
Постановка темы и задач урока.
-Сегодня у нас в гостях на уроке Ванечка и Машенька. Слайд №2
Они такие же ученики, как и вы. Вместе с нами на уроке они будут исследовать.
а что значит исследовать?
У вас на столах лежат копии страниц толковых словарей.
Прочтите, что означает слово исследовать.
словарь
Слайд №3
Исследовать – это…
1)Подвергать научному изучению.
2) Внимательно, тщательно осматривать что-либо, знакомиться с чем-либо для
выяснения, изучения
Как думаете, что мы будем исследовать на уроке русского языка? …(средства языковой речи)А какие вы знаете средства языковой речи?( слово, словосочетание, предложение, текст) Что в слове мы исследуем? звуки и буквы.
Сегодня на уроке нашими ключевыми словами на будут слова: Слайд №4
Я думаю
-я считаю
я докажу
я выяснил
2. Сообщение темы, цели урока
- И вот наше первое исследование:
На доске слова: з . ма, шу . ка, со . нце. Слайд №5.
- Ребята, посмотрите все на доску. Какие буквы пропущены? Надо доказать, что именно эта буква пишется.
Дети--- я считаю, что:
В слове зима – безударная гласная и, проверочное слово – зимний.
В слове шубка – парная согласная б, проверочное слово – шуба.
В слове солнце – непроизносимая согласная л, проверочное слово – солнышко.
У.: А теперь повторите еще раз, какие орфограммы в этих словах.
Д.: Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная. Слайд №6
В какой части слова эти орфограммы?
Тема: правила правописания коней
Цель нашего урока обобщить знания по этим правилам корня и закрепить умения проверять и писать слова на эти правила.
4.Определение и объяснение орфограмм Слайд №7
а) Манечка и Ванечка получили задание исследовать слова и распределить их на 3 группы по орфограммам. Поможем им?
Работаем в парах.
влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти,
к . лючий.
Надо правильно вставить буквы и записать слова в табличку(розовая карточка) .
Сначала объясню более трудные слова:
властный – имеющий власть над кем-то, имеющий склонность повелевать;
ненастный – дождливый, пасмурный
Прежде чем приступим к выполнению задания,
повторим правила написания корней. Слайд №8
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук, Слайд №9
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные Слайд №10
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Поверка Устно доказать, почему вставили эту букву.
Я считаю....
Безударный гласный | Парный согласный | Непроизносимый согласный |
к . вер св . сток к . лючий. | погру . ка лопа . ка ко . ти | влас . ный ненас . ный чудес . ный |
б) Манечка и Ванечка выполняли домашнее задание и им встретилось в тексте слово ТРА(В,Ф)КА. Слайд №11
Маша считает, что в корне этого слова пишется В, а Ваня –Ф.
Кто прав?
Я докажу, что…
травка- трава, травушка, травы.
Что общее в этих словах? корень, значение
Как можно назвать эти слова? однокоренные, родственные
Как пишется корень в однокоренных словах? одинаково
Учебник
об этом нам напоминает правило стр. 103. Прочитайте самостоятельно, вслух
3.Работа над темой.
В русском языке довольно часто встречаются слова с непроизносимыми согласными, парными согласными. Сейчас Аня вам прочитает отрывок из стихотворения. Вы должны назвать слова с парными и непроизносимыми согласными, которые услышите. Маше и Ване это задание показалось сложным, а вы сможете услышать орфограммы? Слайд №12
- Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
После каждой строчки дети называют слова, затем под диктовку слова записывают в тетрадь с проверочными словами, выделить корни
Слайд №13
5. Физминутка.
6. Работа над темой урока.
Ваня выполнил письменную работу и говорит, что все у него правильно. Сейчас мы исследуем его работу и проверим.
Индивидуальная работа у доски
Я думаю….
Дериво живет карнями, а человек друзьями.
Землю красит сонце, а человека трут.
Нет такого друшка, как родимая матужка..
Дети выходят и исправляют ошибки? объяснить смысл , списывают пословицы комментированное письмо Слайд 14
7. Работа по развитию речи. Творческое задание в группах слайд №15
-А теперь представьте, что вы писатели. У каждого из вас свое задание. Вы должны исследовать с написать текст. (У всех карточки).
Составьте предложения. Вьюга, в, гудит, ярос…ная, лесу. Снегом, тр..пинки, засыпаны. Хол..дно, на, морозе, ребяти..кам. Ша..ки, они, надели. | Составьте мини-сочинение по з…ма; доро…ки; сн… жинки; зан…сло; к…вер. |
Вставьте буквы
3 группа Работа с карточками. Слайд №16
Выбрать нужную букву, отметить кружочком правильный вариант ответов
ст_на | а | о | е | и | я |
тр_ва | а | о | е | и | я |
бл_ны | а | о | е | и | я |
п_тно | а | о | е | и | я |
д_ма | а | о | е | и | я |
1 вариант: е, а, и, я, о.
2 вариант: а, е, о, и, я.
1 группа
-Прочитайте свою работу.
-Назовите слова на сегодняшние правила с проверочными.
-Как написали? Почему?
2 группа свои сочинения
3 группа по слайду, кто так сделал?
8. Деятельностная рефлексия. Слайд №17
- Давайте оценим свою работу на уроке на листочках по такой схеме:
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
Слайд №18
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- Выполняют на индивидуальных листочках.
9.Итог урока.
-Чему учились сегодня на уроке?
-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
повторить правила хором
10.домашнее задание Слайд №19
Слайд №20
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Безударный я всегда проверяю без труда. Быстро слово изменяю, ударенье расставляю. Корень выделю и вот: Гора – горы, котик –кот. Буду грамотно писать И пятёрки получать | Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Звук ты парный проверяй, Рядом гласный подставляй. «Зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» Будешь грамотным и ты | Иногда согласные Играют с нами в прятки Они не произносятся А пишутся в тетрадке Чтобы знать как писать Нада слово изменять И за звуком непонятным быстро гласную искать |
Я думаю….
Я считаю…
Я докажу…..
Я выяснил….
влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. |
влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. |
влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. | влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий. |
Безударный гласный | Парный согласный | Непроизносимый согласный |
Безударный гласный | Парный согласный | Непроизносимый согласный |
Безударный гласный | Парный согласный | Непроизносимый согласный |
Безударный гласный | Парный согласный | Непроизносимый согласный |
- Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
_________________________________________
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
___________________________________
- «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?...»
________________________________
Составьте предложения. Мы, по, пошли, следу. Скоро, увидели, в, огромную, Оглядывались, пугливо, они. Их, волк, видно, напугал. | Составьте мини-сочинение по
дорожки; сн… жинки; зан…сло; к…вер. |
Составьте предложения. Мы, по, пошли, следу. Скоро, увидели, в, огромную, Оглядывались, пугливо, они. Их, волк, видно, напугал. | Составьте мини-сочинение по
дорожки; сн… жинки; зан…сло; к…вер. |
Выбрать нужную букву.
ст_на | а | о | е | и | я |
тр_ва | а | о | е | и | я |
бл_ны | а | о | е | и | я |
п_тно | а | о | е | и | я |
д_ма | а | о | е | и | я |
Выбрать нужную букву.
ст_на | а | о | е | и | я |
тр_ва | а | о | е | и | я |
бл_ны | а | о | е | и | я |
п_тно | а | о | е | и | я |
д_ма | а | о | е | и | я |
Выбрать нужную букву.
ст_на | а | о | е | и | я |
тр_ва | а | о | е | и | я |
бл_ны | а | о | е | и | я |
п_тно | а | о | е | и | я |
д_ма | а | о | е | и | я |
Выбрать нужную букву.
ст_на | а | о | е | и | я |
тр_ва | а | о | е | и | я |
бл_ны | а | о | е | и | я |
п_тно | а | о | е | и | я |
д_ма | а | о | е | и | я |
- своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… | - своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… | - своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… |
- своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… | - своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… | - своей работой я А) доволен; Б) не совсем доволен; В) не доволен, потому, что… - мне надо А) повторить (какую тему); Б) закрепить умение; В) учиться организовывать свою работу; - самым лёгким заданием для меня было… - самым интересным… - самым трудным… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Закрепление" 2 класс
Урок-сказка, русский язык, 2 класс...
Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс
Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: " ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
ТЕМА УРОКА: ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением".
Урок русского языка организван с использованием информационно - коммунникационной технологии. В процессе урока использовались следующие приёмы:Приём предвосхищения через инсценировку стихотворения Ю.Т...
Комментарии
Урок-исследование. Парная,
Урок-исследование. Парная, групповая работа, дифференцированная творческая работа активизирует работу учащихся на уроке, ключевые слова учат рассуждать, развивать речь.