Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Маадыр-оол Шораана Анатольевна

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели:

  • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
  • учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

  1. Организационный  момент

               Прозвенел звонок веселый,

               Мы начать урок готовы.

               Будем грамотно писать,

               На вопросы отвечать.

               Сядем прямо, не согнемся,

              За работу мы возьмемся.

- Отгадайте загадку

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (кролик)

- Молодцы. Сегодня к нам в гости пришел кролик. Ребята, а почему пришел именно кролик? Сейчас какой год? (2023, год кролика). Молодцы! Он пришел поздравить Вас в преддверии праздника Шагаа и проверить ваши знания.

-Ребята, вы знаете, чем отличаются кролик от зайца? (заяц – дикое, кролик - домашнее)

Кролик в отличие от зайца хорошо приручается. Они привязываются к людям, кошкам, морским свинкам, добрым собакам, и конечно, друг к другу, заводить лучше всего двух кроликов. Домашних кроликов содержат не только ради мяса и шкурки, но также их содержат в качестве домашних питомцев.

Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели.

- За каждый правильный ответ вы получите морковку и в конце урока вы даете ему. Посмотрим, кто больше морковок заработает кролику за весь урок.

  1. Чистописание+ словарная работа

- Откройте тетради. Пишем сегодняшнее число. Давайте повторим орфограммы. 

Тридцатое января. Классная работа (тр- безударная гласная и  в корне слова, проверочное слово – три, дцат непроизносимая согласная в корне слов, проверочное слово – десять. Классная – удвоенные согласные)

- На доске записаны слова. Давайте вставим  пропущенные буквы и запишем слова.

- Кто хочет работать на доске? (1 ученик работатет на доске)

 ПОгода, п Енал, пАльто, гЕрой, пОсуда, пшЕница, ужИн, жИвотное.

3.Актуализация знаний

-  Что  общего в этих словах? (Все они словарные и являются именами существительными.)

-  Докажите, что это имена существительные. (Они  обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

-  На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные женского, мужского и среднего рода. Одушевленные и неодушевленные).

-  В каком числе записаны эти имена существительные? ( В единственном числе.)

-  В каком ещё числе могут быть имена существительные? (Во множественном числе.)

-  Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)

  1. Ввод новой темы

-  Кролик получил письмо от друга из Москвы, которого недавно побывал в Кызыле. Давайте его прочитаем. (листок желтого цвета)

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

- Есть ли в письме ошибки? (Да, в слове Кызыл).

- Как исправить эти ошибки, что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова Кызыл.)

- С помощью чего мы будем менять форму слова? (С помощью вопросов)

(изменение слова по вопросам)

- Для чего изменяется окончание?  ( Для связи слов в предложении.)

- Кто из вас может определить тему урока? (Изменять окончание существительных по вопросу)

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

- Откройте учебник на с.36 и прочитайте правило о том, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам. (Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.)

- Так какая же тема нашего урока? (Склонение имён существительных.)

Определение цели и задачи урока.

- Какие цели вы можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:

1. Узнать больше об… (имени существительном).

2. Будем учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

Упр.64.

- Прочитайте текст.

- О чем этот текст? Какое задание дано к упражнению?

- Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? ( Изменяется окончание слова.)

- Выпишите слово сосна вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному. Выделите окончания.    (Проверка)

- Кто выписал все словосочетания и правильно выделил окончания? (получает 3 морковки)

- Кто не выписал 1-2  словосочетания или допустил 1-2 ошибки? (получает по 2 морковки)

-У кого возникли затруднения с выполнением этого задания? (получает 1 морковку)

- На с.37 прочитайте сведения о языке.

- Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.   (В русском языке 6 падежей. Именительный, родительный, дательный, винительный творительный, предложный)

- Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Сейчас вы будете работать в парах по инструктажу (листок оранжевого цвета), который лежит у вас на партах.

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке? (шесть)
  2. В каких падежах есть одинаковые вопросы? (Родительном и Винительном)
  3. В каком падеже есть предлог? (В предложном)
  4. Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком? (Одушевленные)
  5. Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём? (Неодушевленные)

(Проверка.)

Физминутка.

Скок –поскок, скок –поскок

Кролик прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

На разминку всех зовёт!

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки!

5. Закрепление изученного материала.

- Прочитайте на с.38, на что нужно обратить внимание.

-Сейчас мы с вами  попробуем просклонять (изменить по падежам)  другие словане забывая выделять окончание.   Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят. На ваших партах лежат  вспомогательные карточки, в которых указаны: падеж, вспомогательное слово, вопрос ( Ученики  у доски склоняет по одному из слово)Упр.66.

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Лисы

Стола

Гнезда

Дательный

дать

кому? чему?

Лисе

Столу

Гнезду

Винительный

вижу

кого? что?

Лису

Стол

Гнездо

Творительный

доволен

 кем? чем?

Лисой

Столом

Гнездом

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Лисе

Столе

Гнезде

   - Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.)

- Вот, таким образом, склоняются имена существительные.

- Сейчас откроем дневники и запишем домашнее задание.

       ( На стр.28 рабочей тетради выполнить упр.59 и 60.)

6. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

-Чему учились?

- Что такое склонение имен существительных?

- Сколько падежей им.сущ-х в русском языке?

- Назовите названия падежей и падежные вопросы к ним.

- Что на уроке вам понравилось?

- Посчитайте у кого сколько морковок.

7.Рефлексия

- Оцените себя, как вы работали на уроке.

- Если вам было всё понятно и интересно, то прикрепите к мешочку кролика оранжевую морковку.

- Если было понятно, но не всё, затрудняетесь, то прикрепите желтую.

- Если было трудно, не понятно, то прикрепите красную морковку.

 

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял  по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. В каких падежах есть одинаковые вопросы?
  3. В каком падеже есть предлог?
  4. Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
  5. Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. В каких падежах есть одинаковые вопросы?
  3. В каком падеже есть предлог?
  4. Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
  5. Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. В каких падежах есть одинаковые вопросы?
  3. В каком падеже есть предлог?
  4. Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
  5. Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. В каких падежах есть одинаковые вопросы?
  3. В каком падеже есть предлог?
  4. Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
  5. Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?

Именительный

есть

кто? что?

Лиса

Стол

Гнездо

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

 кем? чем?

Предложный

думаю

о ком?  о чем?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. Сядем прямо, не согнемся, За работу мы возьмемся.

Слайд 2

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.

Слайд 3

Заяц – дикое, кролик – домашнее. Кролик в отличие от зайца хорошо приручается. Они привязываются к людям, кошкам, морским свинкам, добрым собакам, и конечно, друг к другу, заводить лучше всего двух кроликов. Домашних кроликов содержат не только ради мяса и шкурки, но также их содержат в качестве домашних питомцев. Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели.

Слайд 4

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша .

Слайд 5

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл а . Я помню, как я гулял по Кызыл у . Кызыл ом можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл е . Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша .

Слайд 6

1. Узнать больше об… 2. Будем учиться… 3. Работать …

Слайд 7

Проверка 1. Шесть 2. Именительном, родительном и винительном 3. В предложном 4. Одушевленные 5. Неодушевленные

Слайд 8

Физминутка Скок –поскок, скок –поскок Кролик прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, На разминку всех зовёт! Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок! А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки!

Слайд 9

было всё понятно и интересно было понятно, но не всё, затрудняюсь было трудно, не понятно

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"

Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г.

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г....

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс...