Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.docx | 40.75 КБ |
sklonenie_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.pptx | 299.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение существительных по падежам».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели:
- знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
- наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
- учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.
- Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
- Отгадайте загадку
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (кролик)
- Молодцы. Сегодня к нам в гости пришел кролик. Ребята, а почему пришел именно кролик? Сейчас какой год? (2023, год кролика). Молодцы! Он пришел поздравить Вас в преддверии праздника Шагаа и проверить ваши знания.
-Ребята, вы знаете, чем отличаются кролик от зайца? (заяц – дикое, кролик - домашнее)
Кролик в отличие от зайца хорошо приручается. Они привязываются к людям, кошкам, морским свинкам, добрым собакам, и конечно, друг к другу, заводить лучше всего двух кроликов. Домашних кроликов содержат не только ради мяса и шкурки, но также их содержат в качестве домашних питомцев.
Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели.
- За каждый правильный ответ вы получите морковку и в конце урока вы даете ему. Посмотрим, кто больше морковок заработает кролику за весь урок.
- Чистописание+ словарная работа
- Откройте тетради. Пишем сегодняшнее число. Давайте повторим орфограммы.
Тридцатое января. Классная работа (тр- безударная гласная и в корне слова, проверочное слово – три, дцат непроизносимая согласная в корне слов, проверочное слово – десять. Классная – удвоенные согласные)
- На доске записаны слова. Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова.
- Кто хочет работать на доске? (1 ученик работатет на доске)
ПОгода, п Енал, пАльто, гЕрой, пОсуда, пшЕница, ужИн, жИвотное.
3.Актуализация знаний
- Что общего в этих словах? (Все они словарные и являются именами существительными.)
- Докажите, что это имена существительные. (Они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные женского, мужского и среднего рода. Одушевленные и неодушевленные).
- В каком числе записаны эти имена существительные? ( В единственном числе.)
- В каком ещё числе могут быть имена существительные? (Во множественном числе.)
- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)
- Ввод новой темы
- Кролик получил письмо от друга из Москвы, которого недавно побывал в Кызыле. Давайте его прочитаем. (листок желтого цвета)
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша.
- Есть ли в письме ошибки? (Да, в слове Кызыл).
- Как исправить эти ошибки, что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова Кызыл.)
- С помощью чего мы будем менять форму слова? (С помощью вопросов)
(изменение слова по вопросам)
- Для чего изменяется окончание? ( Для связи слов в предложении.)
- Кто из вас может определить тему урока? (Изменять окончание существительных по вопросу)
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?
- Откройте учебник на с.36 и прочитайте правило о том, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам. (Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.)
- Так какая же тема нашего урока? (Склонение имён существительных.)
Определение цели и задачи урока.
- Какие цели вы можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:
1. Узнать больше об… (имени существительном).
2. Будем учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.
3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
Упр.64.
- Прочитайте текст.
- О чем этот текст? Какое задание дано к упражнению?
- Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? ( Изменяется окончание слова.)
- Выпишите слово сосна вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному. Выделите окончания. (Проверка)
- Кто выписал все словосочетания и правильно выделил окончания? (получает 3 морковки)
- Кто не выписал 1-2 словосочетания или допустил 1-2 ошибки? (получает по 2 морковки)
-У кого возникли затруднения с выполнением этого задания? (получает 1 морковку)
- На с.37 прочитайте сведения о языке.
- Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их. (В русском языке 6 падежей. Именительный, родительный, дательный, винительный творительный, предложный)
- Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Сейчас вы будете работать в парах по инструктажу (листок оранжевого цвета), который лежит у вас на партах.
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
- Сколько падежей в русском языке? (шесть)
- В каких падежах есть одинаковые вопросы? (Родительном и Винительном)
- В каком падеже есть предлог? (В предложном)
- Какие имена существительные изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком? (Одушевленные)
- Какие имена существительные изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём? (Неодушевленные)
(Проверка.)
Физминутка.
Скок –поскок, скок –поскок
Кролик прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
На разминку всех зовёт!
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки!
5. Закрепление изученного материала.
- Прочитайте на с.38, на что нужно обратить внимание.
-Сейчас мы с вами попробуем просклонять (изменить по падежам) другие слова, не забывая выделять окончание. Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят. На ваших партах лежат вспомогательные карточки, в которых указаны: падеж, вспомогательное слово, вопрос ( Ученики у доски склоняет по одному из слово)Упр.66.
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | Лисы | Стола | Гнезда |
Дательный | дать | кому? чему? | Лисе | Столу | Гнезду |
Винительный | вижу | кого? что? | Лису | Стол | Гнездо |
Творительный | доволен | кем? чем? | Лисой | Столом | Гнездом |
Предложный | думаю | о ком? о чем? | Лисе | Столе | Гнезде |
- Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.)
- Вот, таким образом, склоняются имена существительные.
- Сейчас откроем дневники и запишем домашнее задание.
( На стр.28 рабочей тетради выполнить упр.59 и 60.)
6. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
- Что такое склонение имен существительных?
- Сколько падежей им.сущ-х в русском языке?
- Назовите названия падежей и падежные вопросы к ним.
- Что на уроке вам понравилось?
- Посчитайте у кого сколько морковок.
7.Рефлексия
- Оцените себя, как вы работали на уроке.
- Если вам было всё понятно и интересно, то прикрепите к мешочку кролика оранжевую морковку.
- Если было понятно, но не всё, затрудняетесь, то прикрепите желтую.
- Если было трудно, не понятно, то прикрепите красную морковку.
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша. | ||
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
| ||
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
| ||
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
| ||
Ответьте на вопросы, записываете только ответ:
|
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Именительный | есть | кто? что? | Лиса | Стол | Гнездо |
Родительный | нет | кого? чего? | |||
Дательный | дать | кому? чему? | |||
Винительный | вижу | кого? что? | |||
Творительный | доволен | кем? чем? | |||
Предложный | думаю | о ком? о чем? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.
Заяц – дикое, кролик – домашнее. Кролик в отличие от зайца хорошо приручается. Они привязываются к людям, кошкам, морским свинкам, добрым собакам, и конечно, друг к другу, заводить лучше всего двух кроликов. Домашних кроликов содержат не только ради мяса и шкурки, но также их содержат в качестве домашних питомцев. Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели.
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл. Я помню, как я гулял по Кызыл. Кызыл можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл. Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша .
Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Кызыл а . Я помню, как я гулял по Кызыл у . Кызыл ом можно гордиться. Я часто думаю о Кызыл е . Шлю привет из Москвы, твой друг, Кеша .
1. Узнать больше об… 2. Будем учиться… 3. Работать …
Проверка 1. Шесть 2. Именительном, родительном и винительном 3. В предложном 4. Одушевленные 5. Неодушевленные
Физминутка Скок –поскок, скок –поскок Кролик прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, На разминку всех зовёт! Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок! А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки!
было всё понятно и интересно было понятно, но не всё, затрудняюсь было трудно, не понятно
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой
Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....
Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка "Однородные члены предложения" (3 класс)
Данный материал может быть полезен учителям 3 классов....
Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...
Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г.
Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г....
Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс...