Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс по учебнику Свиридова В.Ю, система РО ЗанковаЛ.В.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
2.Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. / Автор-составитель В. Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014
3.Свиридова В. Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению по учебнику Свиридова В.Ю. | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
- Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2011г.
Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
- Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. / Автор-составитель В. Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014
- Свиридова В. Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, и знает, как читать, опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы.
В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино.
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора.
Работа с текстом предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному
(различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории.
На уроках литературного чтения в 1 классе учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Курс литературного чтения воспитывает слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс – 40 часов, 4 часа в неделю
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 класс
1. Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).
- Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
- Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
- Чтение вслух. Чтение про себя.
- Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков.
- Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов.
- Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.
- Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов).
- Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи).
- Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
- Освоение норм речевого этикета.
- Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
- Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
- Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание).
- Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
- Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку.
- Мини-сочинения на заданную тему.
- Работа с разными видами текста.
- Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение.
- Определение целей создания этих видов текста.
- Особенности фольклорного текста.
- Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
- Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
- Умение работать с разными видами информации.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
- Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием.
- Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста.
- Определение главной мысли текста.
- Библиографическая культура.
- Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой.
- Название произведения (заголовок).
- Автор в литературном произведении (поэт, писатель).
- Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям.
- Общее представление о стихотворной и прозаической речи.
- Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлении, иллюстрациям.
- Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения.
- Книга учебная, художественная, справочная.
- Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.
Работа с текстом художественного произведения.
- Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием.
- Знакомство с общими отличиями литературного текста от фольклорного.
- Фольклор разных народов.
- Анализ поступков персонажей (с помощью учителя).
- Характеристика героя произведения.
- Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события.
- Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного.
- Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
- Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода.
- Рассказ по иллюстрациям, пересказ.
- Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.
2. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Чтение и литература.
- Что такое литература.
- Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература.
- Литература художественная и научная.
- Что делает писатель, что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Стихи и проза.
- Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе.
- Практическое ознакомление с рифмой.
- Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица).
- Понятие о монологе и диалоге в литературе.
Литература и устное народное творчество (фольклор).
- Устное народное творчество и литература.
- Общее представление о фольклоре.
- Отсутствие автора в народном произведении.
- Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка.
- Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка.
- Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы.
- Практическое освоение жанра загадки.
- Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Жанр художественного произведения.
- Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение.
- Практическое различение.
Рассказ.
- Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи).
- Сравнительный анализ героев.
- Сравнение позиции автора и его героя.
- Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.
- Смысл заглавия.
Стихотворение.
- Особенности поэтического взгляда на мир.
- Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.
- Проговаривание ритма.
- Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.
Сказка.
- Постоянная композиция сказки.
- Традиционные герои русских народных сказок.
- Постоянные эпитеты дл характеристики героев, событий, природы.
- Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые).
- Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы.
- Особенности чтения и рассказывания сказок.
- Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому).
- Название произведения.
- Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи.
- Характеристика героев. Портрет. Речь.
- Понятие о монологе и диалоге в литературе.
- Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
- Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста.
- Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме.
- Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.
- Подбор синонимов, антонимов к словам из текста.
- Наблюдение за изменением смысла высказывания.
- Использование в устной речи образных выражений из текста.
- Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.
- Сочинение загадок.
Сюжет.
- Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка.
- Эмоциональное восприятие событий произведения.
- Эмоциональная передача событий.
- Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.
Герой и его характер.
- Характеристика персонажей, оценка их поступков.
- Подбор слов-определений для характеристики героев.
- Построение доказательного высказывания.
- Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам.
- Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.
Эмоциональный тон произведения.
- Понимание общего характера произведения, его тональности.
- Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
- Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта).
- Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).
- Определение общего характера произведения, его тональности.
- Определение шуточного (юмористического), торжественного (героического) характера произведения, задумчивый (лирический) тон произведения.
3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
- Чтение по ролям.
- Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр.
- Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта.
- Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий
4. Круг чтения
Малые жанры фольклора
Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.
Русские народные сказки
«Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*,«Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*.
Зарубежные народные и авторские сказки
«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»*, Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»*.
Русские писатели и поэты
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой, С.Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин.
Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*;
К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова*, Е. Благинина*, Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; иеру, З.Зелк*, Дж. Чиарди*, Ян Бжехва*.
М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия.
Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*;
Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова «Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»;
Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*.
Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*, «Блэки и Реджи»*
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 1 класса.
Универсальные учебные действия
1. Личностные
У обучающегося будут сформированы:
1.1 .Положительное отношение к уроку литературного чтения;
1.2 Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
1.3. Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
1.4. Первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
1.5 Восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
1.6 Чувство любви к природе родного края;
1.7 Основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
- основы для эмоционального переживания художественного текста;
- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
- позитивной самооценки;
- ориентации на здоровый образ жизни;
- стремления к успешности в учебной деятельности.
2.Метапредметные:
2.1.Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
2.1.1.Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
2.1.2 Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
2.1.3 Принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
2.1.4 Принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность
- планирования своей деятельности;
- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- участвовать в оценке результатов деятельности.
2.2.Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
2.2.1 Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
2.2.2. Понимать фактическое содержание текста;
2.2.3 Выделять события, видеть их последовательность в произведении;
2.2.4 Выделять в тексте основные части;
2.2.5 Выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
2.2.6 работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
2.2.7. Пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- структурировать знания;
- группировать тексты по заданному основанию;
- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
2.3.1 Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
2.3.2. Воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
2.3.3 Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
2.3.4. Принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- проявлять интерес к общению на уроке;
- уважать мнение собеседников;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
3. Предметные:
3.1. Виды речевой деятельности.
Обучающийся научится:
3.1.1. Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя ( в индивидуальном темпе).
3.1.2. Читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору.
3.1.3. Понимать содержание прочитанного.
3.1.4. Пересказывать содержание произведений .прочитанных в классе, по вопросам учителя.
3.1.5. Эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении.
3.1.6. Находить и придумывать рифмы.
3.1.7. Определять персонажей (действующих лиц) и героев ( главных действующих лиц).
3.1.8. Оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
3.1.9 Уметь работать со всеми элементами книги
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять содержание;
- определять главную мысль художественного произведения;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- строить высказывания по образцу;
- формулировать несложные выводы;
- читать тексты, понимать фактическое содержание литературного произведения, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, « картинный» план.
3.2. Круг детского чтения.
Обучающийся научится:
3.2.1. Определять автора и название книги.
3.2.2. Называть авторов и заглавия произведений прочитанных в классе.
3.2.3. Понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац».
3.2.4. Ориентироваться в книге ( автор, название, иллюстрации).
3.2.5. Ориентироваться в главах учебника, находить разделы, ориентироваться в заданиях по значкам.
3.2.6. Понимать назначение библиотеки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения;
- определять заинтересованный круг текстов и произведений;
- делать сообщение о понравившейся книге;
- ориентироваться в профессиях, связанных с книгами;
- использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях;
- рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке.
3.3. Литературоведческая пропедевтика.
Обучающийся научится:
3.3.1. Отличать стихотворный текст от прозаического.
3.3.2. Отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный.
3.3.3. Представлять разнообразие малых жанров фольклора ( колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица скороговорка).
3.3.4 Представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.
3.3.6 откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать понятия «художественная литература» и « научная литература»»
- отличать фольклорный текст от литературного;
- различать произведения малых жанров устного народного творчества;
- находить элементы сюжета ( завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета;
- находить средства художественной выразительности в тексте ( заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, звукопись, рифма);
- видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.
3.4. Творческая деятельность учащихся.
Обучающийся научится:
3.4.1. Подбирать иллюстрации к литературному произведению.
3.4.2. Создавать рисунки-иллюстрации к произведениям.
3.4.3. Выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
- выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чтении;
- выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
- инсценировать несложные произведения.
Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы.
Стартовая диагностика проводится в начале года. Проверяется уровень готовности учащегося к обучению.
Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения. Оценки не выставляются и не фиксируются, в виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.
Текущее оценивание учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале, в виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 1 раза в год.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусмотрена одна комплексная проверочная работа в 1 классе.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 г. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах, в виде накопительной оценки в форме портфолио учащихся.
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
- Фронтальный опрос
Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке (молодец, умница) этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
Типы урока:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания
УР – урок рефлексии
УОН – урок общеметодологической направленности
УРК – урок развития контроля.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается УМК , а также дополнительной литературой:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
- Хрестоматия по литературному чтению 1 класс. Автор-составитель: Свиридова В.Ю. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу Литературное чтение: Учебник для 1 класса – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.
- Е.И. Матвеева «Учим младшего школьника понимать текст»
- В.В. Захарова «Поурочные разработки по литературному чтению» Москва, 2009 г
- Волшебный мир картины: иллюстративный материал (компакт-диск). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Специфическое сопровождение:
- Таблицы к основным разделам грамматического материала;
- Наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
- Портреты писателей;
- Репродукции произведений живописи;
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- Наборы ролевых игр;
- Настольные развивающие игры;
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Технические средства обучения:
1. Персональный ноутбук.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Колонки.
5. Принтер.
7. Сканер.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.proshkolu.ru/ Сайт «ПроШколу»
http://edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru/windowЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
http://school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
http://edu.of.ru/profil/Информация о проекте «Информатизация системы образования»
http://www.ict.edu.ruПортал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»
http://www.ug.ru Учительская газета
http://nsc.1september.ru Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»
http://vio.fio.ru Журнал «Вопросы Интернет-образования»
http://www.ipo.spb.ru/journal/ Журналы «Компьютерные инструменты в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»
http://www.infojournal.ru Журнал «Информатика и образование»
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -
http://roerih.ru/images/1/book.jpg -
http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -
http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -
http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -
http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -
http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 40 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Форма контроля | УУД | Сроки | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | Дата проведения | Фактическая дата | ||||||
1. Книги – твои друзья (6 часов). | ||||||||||
1 | Что такое книга. Кто в книгах живет. | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р. 2.1.2 Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.2 3.1.3 3.1.6 3.1.9 3.2.1 3.2.2. 3.2.3 3.2.4 3.2.5 3.2.6 3.3.1 3.3.3. 3.4.3. | |||||
2 | Книга как особый мир, населенный разными героями, который раскрывается при помощи фантазии и воображения. Герои, созданные фантазией и воображением. | ОНЗ | ||||||||
3 | Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза» без введения определений. | ОНЗ | ||||||||
4 | Разница между читателем, слушателем, зрителем. Книга в нашей жизни. История рождения книги. Лента времени. | ОНЗ | ||||||||
5 | Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни. | ОНЗ | ||||||||
6 | Знакомство с жанром загадки. У всех ли текстов есть автор? Особенности писателя и поэта. | ОНЗ | ||||||||
7 | Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р. 2.1.2 Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.3 П.2.2.4 П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.3 3.1.4 3.1.7 3.1.8 3.2.1. 3.2.2. 3.3.2 3.3.6 3.4.1 3.4.3 | |||||
8 | Работа с понятиями «автор», «герой», « персонаж» | ОНЗ | ||||||||
9 | Литературный герой, его имя, характер. | ОНЗ | ||||||||
10 | Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. | ОНЗ | ||||||||
11 | Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. | УОН | ||||||||
12 | Формирование первичных представлений о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой и его характер. Автор и его герой. | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р. 2.1.2 Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.3 П.2.2.4 П.2.2.5 П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.3 3.1.4 3.1.5 3.1.7 3.1.8 3.2.1 3.2.2 3.3.2 3.3.4 3.4.2 3.4.3 | |||||
13 | Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер. | ОНЗ | ||||||||
14 | Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. | ОНЗ | ||||||||
15 | Различение научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому.. | УОН | ||||||||
16 | Средства выражения автора от позиции героя. Отличие позиции автора от позиции героя. | УОН | ||||||||
4. Сады поэзии: из чего растут стихи. ( 8 часов) | ||||||||||
17 | Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. Поэзия как особый взгляд на мир. О чем с нами говорит автор? | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р. 2.1.2 Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.2 3.1.3 3.1.5 3.1.6 3.1.7 3.2.1 3.2.2 3.3.1 3.3.4 3.4.2 3.4.3 | |||||
18 | На поэтическую чуткость способен не только поэт. Выявление характера героя рассказа. | ОНЗ | ||||||||
19 | Твоя игрушка – живая. Посмотри на мир глазами поэта. Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя. | ОНЗ | ||||||||
20 | Поэтические сюрпризы. Олицетворение как художественный прием. | ОНЗ | ||||||||
21 | Оживляем все на свете. Прием олицетворения в сказке и загадке. Ищем сравнение. | ОНЗ | ||||||||
22 | Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Прием олицетворения в авторской позиции. | ОНЗ | ||||||||
23 | Сочиняем загадки. Что на что похоже. Прием сравнения в загадке и в авторской поэзии. | ОНЗ | ||||||||
24 | Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя. | УОН | ||||||||
5. Сказочные дорожки. ( 8 часов) | ||||||||||
25 | Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои. Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказки. | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р.2.1.3 Р. 2.1.2 Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.3 П.2.2.4 П. 2.2.5 П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.3 3.1.4 3.1.5 3.1.7 3.1.8 3.3.4 3.4.2 3.4.3 | |||||
26 | Традиционные герои сказок о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. | ОНЗ | ||||||||
27 | Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. | ОНЗ | ||||||||
28 | Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы. | ОНЗ | ||||||||
29 | Сказки народные и авторские. «Сказочные» приемы в авторской литературе поэтические приемы в стихотворении. | ОНЗ | ||||||||
30 | Законы волшебной сказки. Традиционный сюжет волшебной сказки. Этапы бытования народной сказки. | ОНЗ | ||||||||
31 | Общее в сказках разных народов. Народная и авторская сказка: сходство и различия. | ОНЗ | ||||||||
32 | Эмоциональный тон народного и авторского произведения. | ОНЗ | ||||||||
6. Открытия в литературе и фантазия в науке. ( 8 часов) | ||||||||||
33 | Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор – герой – читатель. | ОНЗ | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 | Р. 2.1.1. Р. 2.1.2 Р.2.1.3. Р. 2.1.4. П. 2.2.1. П. 2.2.2. П. 2.2.3 П.2.2.4 П.2.2.5 П. 2.2.6 П.2.2.7 К. 2.3.1. К. 2.3.2. К. 2.3.3. К. 2.3.4. | 3.1.1. 3.1.2 3.1.3 3.1.4 3.1.5 3.1.7 3.1.8 3.1.9 3.2.1 3.2.2 3.2.4 3.2.5 3.3.1 3.3.2 3.3.3 3.3.4 3.3.6 3.4.2 3.4.3 | |||||
34 | Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта. Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература. | ОНЗ | ||||||||
35 | Поэзия в рассказе и стихотворениях. Прием олицетворения в разных жанрах. | ОНЗ | ||||||||
36 | Мир глазами поэта и ученого. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. | ОНЗ | ||||||||
37 | Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. | ОНЗ | ||||||||
38 | Фантазия как часть жизни. Игра как творчество. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя. | ОНЗ | ||||||||
39 | Изобразительные возможности поэтического произведения. | ОНЗ | ||||||||
40 | Проверь себя. Что читать летом. | УРК | Техника чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой
Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС. Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс учебник В.Ю. Свиридовой
Рабочая программа составлена по ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника СвиридоваВ.Ю.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального...