Рабочая программа по литературному чтению 4 класс учебник В.Ю. Свиридовой
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_liter._chtenie_4_klass.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
«Рассмотрено» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
методического объединения Заместитель директора школы Директор школы
учителей начальных классов по УВР _____________/И.М.Иконникова /
Руководитель МО _________________/ О.Н.Заводова/ Приказ №___ от
_____________/О.А.Малышева / «____»_____________ 2014г. «____» ________________2014г.
Протокол № ___ от
«____»___________ 2014 г.
Рабочая программа
Малышевой Ольги Анатольевны
высшей квалификационной категории
По предмету: Литературному чтению
Базовый уровень
Класс: 4А
Учитель: Малышева О.А
Количество часов по программе:136 ч.
2014-2015 учебный год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю).
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачами курса литературного чтения являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношений, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер.
На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.
Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.
Коррекция программы
Изменения в авторскую программу не внесены.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Вклад данного курса в решение педагогических задач
Чтению является объективным проявлением открытости как нового качества образования, а соответственно - характерной чертой открытого образования. Показателем достижения нового качества образования является становление новой культуры приобщения к чтению через объединение социальных и педагогических усилий в приобщении к чтению подрастающего поколения как общей задачи международного значения.
Особенности содержания и организация УД школьников
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное:
и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов. При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаковосимволические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике, так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные УУД
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к
малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учебно-тематическое планирование
Номер | Название раздела | Количество часов |
1 | Волшебная старина | 28 |
2 | Пленительные напевы | 30 |
3 | Огонь волшебного рассказа | 40 |
4 | Все, что сердцу мило | 38 |
Итого | 136ч |
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | кол-во часов | Из них | |||
1 2 3 4 | Всего | К/р | С/р | Развитие речи | Проекты | |
Волшебная старина. Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произв. искусства. Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца. Наедине с книгой. Мир сказок. Подвиги Геракла. Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина .Отличие волшебных сказок от бытовых. Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. Особенности авторской сказки. Г. Х. Андерсена . Пленительные напевы. Понятие «классической» поэзии. Формирование чувств причастности к отечественной истории и культуре. Басня И. А. Крылова. Отрывок из стих. Н. Некрасова. Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в 19 веке. Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения. Особенности восприятия реального времени в стих . Ф. Тютчева. В реальном мире волшебной сказки. Э. Т. А. Гофмана. Мир драмы. Где искать автора? Пьеса. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь. Огонь волшебного рассказа. Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам. Загадки авторской сказки. П. П. Бажова. Виды рифмы. Мир «детей» и мир «взрослых». Красота и выразительность. Хрупкость мира в шуточной интерпретации. Дневник, написанный собакой. Мир глазами ребёнка. Сила мечты и любви. Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение Искусство-мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей. Работа с аннотацией на примере юмористического рассказа. Всё, что сердцу мило. Тайны поэзии. А. Фета. Мир авторской сказки С. Козлова. Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта. Поэтические секреты. Необычный герой и необычный мир в художественном произведении. Сложное чувство одиночества. Вдохновения, творческого порыва. Строим воздушные замки. Авторская сказка-повесть. Работа с аннотацией. Размышления о времени и себе. Фантастические рассказы. Твоё место в мире семьи, школы, города, страны. Размышления о времени и себе. Путь взросления. Итого | 28 28 40 40 136 | 1 1 1 1 4 | 1 1 1 3 | 2 2 2 6 | 1 3 2 4 10 |
Календарно – тематическое планирование
Номера уроков. Тема. Названия произведений | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
План. | Факт. | |||
Волшебная старина. | ||||
1. Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим барабан времени». Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», Картина М. Шагала «Часы с синим крылом». С. 3–6; с. 177 (Картинная галерея). 2. Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В.И.Даля кисти В. Перова. С. 7–10; с. 178 (Картинная галерея). 3. Знакомство с народной сказкой «Иван_царевич и серый волк». Признаки волшебной сказки. С. 11–13 4. Законы волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк». С. 13–19 5. Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке «Иван - царевич и серый волк». С. 20-22 6. В. Васнецов «Иван - царевич на Сером волке». Сочинение по картине. С. 178 (Картинная галерея) 7. Анализ сочинений. Проникновение элементов Конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль». С. 22–24 8. Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль». С. 24–27 9. Русская народная сказка «Летучий корабль». Испытания сказочного героя. С. 28–32 10. Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль». Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность. С. 32 11. Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла. С. 33–38; с 180 (Картинная галерея) 12. Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике). Образ Кербера. С. 39–44 13. Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках. С. 180 (Хрестоматия) 14. Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Картина В. Васнецова «Гусляры». С. 45–48;с. 181 (Картинная галере) 15. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины. С. 45–48 16-18. «Илья Муромец и Соловей - разбойник», другие русские былины. Особенности былинного повествования. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри». С. 49–54; с. 182–183 (Картинная галерея) 19. Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец». С. 54–55 20. Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка». С. 56–58 21. Богатыри разных народов. (по текстам Хрестоматии или библиотечный урок: Зигфрид, Алпамыш, нарты) 22. Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Отличие бытовых сказок от волшебных на примере народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван - дурак дверь стерег». С. 59–62 23. Мотивы бытовой сказки в художественном проиведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора». С. 63–65 24 – 25. Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». С. 66–75 26- 27. Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей (по материалам хрестоматии. Сочинение – рассуждение «Кто может совершить подвиг» 28. «Проверь себя» как итоговый урок темы. С. 76 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 1 1 | Познавательные УУД: отличать художественный текст от научного и научно - популярного; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих. Личностные УУД: интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире профессий, их значении и содержании Предметные УУД: ориентироваться в учебнике. Осознанно воспринимать вступительную статью автора. Соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения. Декламировать стихотворение. Осознанно воспринимать учебный текст, информацию, представленную в виде пиктограммы, осмысливать систему заданий. Анализировать текст, давать его характеристику: Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Актуализировать, углубить знания о законах народной волшебной сказки. Пересказывать текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Писать сочинение - описание. Анализировать сочинения (зачитывать лучшие целиком или отрывки), осознавать, уточнять с опорой на конкретные примеры критерии оценивания. Понимать различие сборника произведений от книги одного автора. Уметь представлять читательский отзыв на принесенную книгу. Воспринимать информацию, найденную одноклассниками. Расширить представления о возможных путях и способах поиска информации. Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. Воспринимать живописное полотно. Воспринимать учебное задание для групповой работы: определение сути задания, распределение обязанностей, временных рамок выполнения задания. Наблюдать черты сходства и различия данной авторской и народной волшебной сказки. Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики «Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Работать с лентой времени. | ||
Пленительные напевы | ||||
29. Понятие «классическая» поэзия. Анализ портрета А.С. Пушкина работы О. Кипренского. Особенности художественного мира, созданного в стихотворении В.А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!». С. 78–79; с. 184 (Картинная галерея 30. Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный». С. 80–81; с. 185 (Картинная галерея) 31. Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». С. 82–86 32. Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Художественные Особенности стихотворения С. 82–86 33. Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием. Басня И.А. Крылова «Слон и Моська». С. 87–88 34- 35. Особенности жанра басни (на материале Классических басен или басен современных авторов) 36.Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети». С. 89–90 37 – 38. Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П. Чехова «Ванька»). С. 91–99 39. Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.А. Бунина «Детство». С. 100 40. Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание». С. 101; с. 186–187 (Картинная галерея) 41. Художественный мир рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче». Композиция, система героев. С. 101–105 42. Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче». С. 105–111 43. Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: его возрождение и возвращение. С. 111–115 44. Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: предположительное будущее героя. Сравнительный анализ картин М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно». С. 115–116; с. 188–189 (Картинная галерея 45. Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...». С. 116–117 46. Образ реального мира в волшебной сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (по материалам Хрестоматии или книги из библиотеки). С. 117 47. Реальное и чудесное в волшебной сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». С. 118–125 48. Особенности волшебного мира в авторской сказке. С. 126–130 49-50. Наедине с книгой. Вставная «Сказка о твердом орехе» Э.Т.А.Гофмана. 51. М.Я. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе (на примере «Двенадцати месяцев» С.Я. Маршака). С. 131–142 52-54. Характеры героев и персонажей пьесы. (Один из этих уроков можно целиком посвятить постановке одной из картин пьесы или пьесы целиком.) С. 143–156 55. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское». С. 157–158 56-57. Фантастические существа с человеческими Характерами в сказке Т. Янссон «Ель». С. 159–170 58. «Проверь себя». С. 172 | 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 2 1 | Познавательные УУД: пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; – полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст; – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные УУД: выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – осознавать этапы организации учебной работы; – принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; – вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; – использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – принимать участие в коллективных проектах. Личностные УУД: заинтересованное отношение к литератур- ному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; – чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан; – основы для принятия культурных традиций своей страны; – общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Предметные УУД: Осознанно воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении учителя. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Анализировать стихотворение через словесное рисование картин. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Декламировать стихотворение, выразительно читать на основе разметки текста. Осмысливать эстетическую и нравственную ценность поэтического текста, высказывать собственное суждение. Анализировать стихотворение с позиций: образ рассказчика, словесное рисование его портрета, места и роли, которую он играл в сражении. Осмысливать эстетические и нравственные ценности художе- ственного текста через более пристальное рассматривание ис- торических событий, переданных очевидцем. Выбирать отрывок текста, который показывает напряжение схватки, выразительно читать этот отрывок. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Инсценировать басни, деклами- ровать. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. Формировать умение ориентироваться в тексте. Рассматривать и воспринимать картины. Анализировать образ главного героя: его портрет, занятия. Конструировать монологическое высказывание. Выражать свою мысль в монологическом высказывании. | ||
Огонь волшебного рассказа | ||||
59. Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д.Б. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..». Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника и поэта: картина К. Петрова- Водкина «Утренний натюрморт». С. 4–6; с. 163 (Картинная галерея) 60. Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка»). Основные мотивы и главная мысль. С. 7–10 61. Особенности авторской сказки (по произведению П.П. Бажова «Огневушка Поскакушка»).Нравственные проблемы, поднятые в произведении. С. 10–13 62. Общее представление о жанре сказа (по сказу П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка»). Особенности Авторского повествования. С. 14–19 63. Особенности композиции авторских сказок в отличие от народных (по сказу П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка»). С. 19–23 64. Деталь как средство выражения авторского Отношения (по сказу П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»). С. 23–25 65-66. Творчество П.П. Бажова (работа с Хрестоматией или библиотечныйурок) 67. Художественный мир стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Особенности рифмовки. С. 26–27 68. Художественные образы в стихотворении А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Понятие о видах рифмы. Три вида рифм – три разных образа. С. 27–28 69-70. Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». С. 29–38 71. Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»). С. 39–40 72. Необычное восприятие мира в рассказе А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, Предметах и событиях». С. 41–47 73. Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». С. 41–47; с. 164 (Картинная галерея). 74. Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..». С. 48 75. Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Главный герой. Его характер. С. 49–53 76. Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Событийный план повести. С. 49–54 77. Саша Чёрный и его интерпретация нравственной проблематики. Юмор в разговоре о серьезных проблемах. Работа с Хрестоматией или библиотечный урок. С. 53–54 78. Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон»). С. 55–67 79. Мир глазами ребенка. Взаимопонимание Взрослых и детей (по рассказу А.И. Куприна «Слон»). С. 55–67 80 – 81. Обобщающий урок по произведениям А.И. Куприна (работа с Хрестоматией или по материалам книг) 82. Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение по картине. С. 68; с. 165 (Картинная галерея) 83. Анализ сочинений. Необычный взгляд на мир. Стихотворение Н.Н. Асеева «Февраль». С. 69 84. Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». С. 70 85. Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру, готовность к открытию: рассказ М.М. Пришвина «Земля показалась». С. 71–72 86. Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама». С. 72–74 87. Сочинение – рассуждение «Родина начинается с семьи». С. 74 88. Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений, переживаний. Картины П. Филонова «Семья крестьянина», А. Матисса «Семейный портрет» стихотворение В.Д. Берестова «Семейная фотография». С. 74–75; с. 166–167 (Картинная галерея). 89. Урок по материалам Хрестоматии или библиотечный урок. Рассказы о настоящих друзьях: Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Пантелеев «Честное слово», В.Гюго «Гаврош». 90. Лирический герой В.Д. Берестова в стихотворении «Разлука». С. 76 91. Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». С. 77–81 92. Твои сверстники, читатель. Мир дружбы, взаимопомощи, совместных приключений. Знакомство с произведением М. Твена «Приключения Тома Сойера» 93. Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача». С. 82–85 94-95. Мальчишки и девчонки. Юмористические Рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина. Работа с аннотацией на примере Юмористических рассказов (по материалам Хрестоматии) 96. «Проверь себя». С. 86 | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 | Познавательные УУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст; – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале; – осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – осознавать этапы организации учебной работы; – принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; – использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – принимать участие в коллективных проектах. Личностные УУД: заинтересованное отношение к литератур- ному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений; – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение; – основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; – чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан; – основы для принятия культурных традиций своей страны; Предметные УУД: Осознанно воспринимать вступительную статью автора учебника. Эмоционально и осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер. Понимать нравственные ценности художественного текста, оттенки чувств в поэтическом произведении. Осознавать особенности построения стихотворения: использование риторических вопросов в начале и конце стихотворения. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения к изображаемому. Воспринимать и сравнивать стихотворения автора взрослого и стихотворение ученика 4 класса. Выразительно читать или декламировать стихотворение. Осознанно воспринимать содержание текста авторской сказки и оценивать его характер. Осознавать особенности сказки: присутствие рассказчика со своим характером, взглядом, манерой говорить. Уточнять детали, своеобразие повествования, особенности жизни, быта героев. Словесно рисовать рассказчика для уточнения, нахождения в тексте деталей, рисующих его образ. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Уточнять основную идею произведения. Воспринимать читательские отзывы, составленные одноклассниками. Зачитывать цитаты из текста в подтверждение или опровержение высказанного суждения. Анализировать стихотворение через словесное рисование картин. Анализировать сюжет. Обсуждать нравственные проблемы, затронутые в рассказе, формулировать выводы. Демонстрировать умение ориентироваться в тексте. Соотносить впечатления от рассказа со своим жизненным опытом. Различать точки зрения героя рассказа и автора. Находить в тексте детали, рисующие образ. Делить рассказ на части, озаглавливать части. Исследовать, что же делает эпизод смешным. Формулировать законы смешного. | ||
Все, что сердцу мило | ||||
97. Тайны поэзии. А.А. Фет «Это утро, радость эта...». С. 88 98. Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н.Матвеевой «В лощинах снег…». С. 89–90 99. Мир авторской сказки С.Г. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». С. 90–92 100. Сосредоточенность на эмоциональном Состоянии героя. С.Г. Козлов «Лисичка». С. 93–95 101. Правда чувств в поэтических сказках С.Г. Козлова по материалам Хрестоматии или библиотечный урок) 102. Секреты творчества. По стихотворению К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом». С. 96; с. 168 (Картинная галерея). 103. Выражение подлинных чувств, жизненных Переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателем(по стихотворению М.И. Цветаевой «Красною кистью…», хокку японских поэтов). С. 97–98 104. Урок – праздник поэзии: читаем хокку. 105. Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И. Коваль «Писатель - путешественник». С. 99–102 106. Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль «Писатель - путешественник» С. 99–102 107. Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». С. 103 108. Система образов в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир. С. 104–106 109. Романтический мир современного подростка. В.П. Крапивин «Старый дом». С. 106–111 110. Фантастический мир в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Говорящие детали. С. 111–115 111-112. Библиотечный урок. Художественный мир В.П. Крапивина. Знакомство с циклами повестей «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции Роса». 113. Строим воздушные замки (по стихотворениям Е.А. Баратынского «Чудный град...» и А.А. Фета «Воздушный город»). С. 120 114. Строим воздушные замки (по стихотворению Б.В. Заходера «Воздушные замки» по картине Чюрлёниса « Корабли» С 121,122 С 169 ( Картинная галерея) 115. Авторская сказка - повестьС.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Проблематика и основное содержание. С. 122–125 116. Композиция и система образов в авторской сказке – повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». С. 125–131 117. Изобразительно – выразительные средства в авторской сказке – повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». С. 131–136 118. Авторская сказка – повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие характеров героев. С. 136–144 119-120. Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок «Желтый чемоданчик», «Волшебник Алеша». Библиотечный урок. 121. Жизненное кредо: Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...»,картина А. Матисса «Красные рыбы». С. 144; с. 170 (Картинная галерея). 122. Поэтическое кредо: В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозеров «Кладовая ветра». С. 145 123 -124. Сочинение по картине В. Поленова «Московский дворик». С. 146; с. 171 (Картинная галерея) 125. Поговорим о серьезном (на материале рассказа В.Ю. Драгунского «Куриный бульон»). С. 146–153 126-127. Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет - ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками. 128-132. Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского). С. 153–157 133- 134. Сочинение «Город будущего» 135. Размышления об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды»). Образ времени в скульптурах С. Дали. С. 157; с. 172–173 (Картинная галерея) 136. Нельзя терять высоту. Духовно – нравственный урок притчи В.А. Солоухина. Стихотворение «Мерцают созвездья...». С. 158–159 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Познавательные УУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст; – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале; – осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства. Регулятивные УУД: – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – осознавать этапы организации учебной работы; – принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной речи в форме монолога и участвовать в диалоге; – использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собесед ников – принимать участие в коллективных проектах. Личностные УУД: осознание нравственно_эстетической проблематики литературного произведения; – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение; – умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов; – основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; – чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан; – основы для принятия культурных традиций своей страны; Предметные УУД: Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Анализировать поэтические образы. Рисовать словесные картины с целью осознания точности и важности. Выражать отношение к описываемому – собственное и авторское в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения . Рассуждать о нравственной проблеме, затронутой в авторской сказке. Выразительно читать произведение с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения. Формулировать простые выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Знакомиться с выставкой книг, сравнивать книги одинакового содержания, но разного художественного оформления. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения к изображаемому.Соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом. Наблюдать черты, присущие авторской сказке и рассказу. Давать характеристику произведения: народное или авторское, определение жанра, с тем чтобы предположить, как будут развиваться события дальше, по каким законам. Понимать нравственную проблематику, затронутую в произведении, высказывать собственные суждения. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание произведения. Формировать умение ориентироваться в тексте большого объема. Подтверждать суждения цитатами из текста. Предполагать дальнейшее развитие событий. Представлять свой отзыв (аннотацию). Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Ориентироваться в прочитанном тексте, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Давать характеристику произведения. Вычленять известные средства художественной выразительности. Предполагать, как будут развиваться события дальше, по каким законам. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. |
Материально-техническое обеспечение предмета «Литературное чтение»
Наименование объектов | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК: 1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014г. Хрестоматия по литературному чтению для 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014 | К Ф | |
Технические средства обучения 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Интерактивная доска. 3. Мультимедийный проектор. 4.Компьютер. | Д Д Д Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия | П | |
Демонстрационные пособия 1. Слайды картин 2. Портреты писателей. 3. Иллюстрации сказок | Д Д Д |
Список литературы
1. Андерсен, Г. Х. Сказки / Г. Х. Андерсен. – М. : Эксмо, 2010.
2. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. – Калининград : Янтарный сказ, 2007.
3. Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.
4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.
5. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе / В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. – М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005.
6. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : АСТ, 2010.
7. Кун, Н. А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2010.
8. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. – М. : Художественная литература, 1983.
9. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
10. Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. – М. : АСТ: Астрель, 2010.
11. Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. – М. : Эксмо, 2005.
12. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1–4 классы / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д. : Легион, 2010.
13. Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для детей, учителей и родителей / В. А. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 1998.
14. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.
15. Шедевры русской живописи : альбом (на рус., англ. яз.). – М. : Белый Город, 2007.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru
2. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru
3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info
4. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
5. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Ю. В. Свиридова
данный материал может быть использован при планировании, составлении рабочей программы учителями, которые работают по системе Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. 1 класс. ФГОС.
Данная рабочая программа создана на основе авторскоя программы по литературному чтению к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Ефросининой Л.А.., 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Ефросининой Л.А.., 3 класс с пояснительной запиской, тематическим планированием, УУД....
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.А. Лазаревой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение» (система развивающего обуч...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС. Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридова.
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального об...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение" Л.Ф. Климанова
Для уроков чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Она осуществляет ...