Корень. Однокоренные слова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: знакомство с частями слова.

Задачи: уточнить представление учащихся о признаках родственных слов;

              развивать умение определять в слове корень;

              расширять словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_urok.koren_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: знакомство с частями слова.

Задачи: уточнить представление учащихся о признаках родственных слов;

              развивать умение определять в слове корень;

              расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация «Корень. Однокоренные слова.», светофоры.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Будем грамотно писать

Тайны слова «познавать»

У нас сейчас урок русского языка  (слайд 1)

- Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

2. Проверка домашней работы.

А сейчас откроем тетради и проверим домашнее задание.

- Прочитайте, какие слова записали на 1 строчке.

(утро, улей, якорь, вьюга)  светофоры.

- Прочитайте слова, которые записали на 2 строчке.

(каюта, ягода, ёлка, маяк)  светофоры

- Какие слова записали на 3 строчке.

(сирень, огоньки, сельдь, тюльпан)  светофоры

Молодцы с домашней работой стравились хорошо.

  1. Минутка чистописания.

Запишите число и классная работа. (проговорить орфограммы)

- Какое сейчас время года?      (осень)

- С какого звука начинается слово осень?            (о)

- Какой буквой обозначается звук (о)?

Дайте характеристику звуку (о).

Показ на доске учителем, дети пишут в воздухе.

Оо   оО

Запишите, в тетради заглавную и строчную буквы Оо соблюдая закономерность.

Работа в парах.

- У нас на партах карточки со словами. Соберите предложение.

Ум да разум надоумят сразу.

-  Прочитайте что получилось?

- Что это?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием)

- Запишите эту пословицу в тетради соблюдая правило каллиграфии.

1 ученик у доски.

- Красиво ли записал эту пословицу (имя)

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.

                   Обедал, обе . , обеденный, б . да (2 слайд)

 - Прочитайте слова. Что их объединяет? (Ударение падает на второй слог.)

 - Какие буквы пропущены? Объясните правописание.

      4.    Сообщение темы.

- В какой части слова находятся ошибкоопасные места? (В корне)

- Назовите  корень в словах на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Не однокоренное слово: беда)

- Запишите в тетрадь только однокоренные слова. Выделите корень. (Проверка – 3 слайд)

Оцените свою работу.

- Назовите тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)

- Поставьте цель. (Учиться подбирать однокоренные слова; учиться находить корень; повторить знания о корне.  4 слайд)

- Для чего нам это нужно знать и уметь? (Для грамотного письма.)

       5    Новый материал.

5 слайд: горняк, рыба, горе, рыбный, гора, рыбешка, горка, горный.

- Прочитайте слова. Какое из слов не понятно? (Горняк – работник горной промышленности.)

- Распределите слова в две группы. (Выбор слов на доске)

- По какому признаку распределили слова? (Общее значение и корень.)

- Какое слово лишнее? Объясните ответ. (6 слайд)

- Как найти корень в слове? ( Подобрать однокоренные слова, выделить общую часть.)

- Что такое корень?

Работа над правилом с. 74

- Прочитайте правило.

- Что такое корень?

Что заключено в корне?

Физминутка: - Я буду называть слова. Если услышите слово с корнем «лес» - потягиваетесь, если с корнем «сад» - приседаете. ( сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок)

- Что такое корень? (7 слайд)

Задание (8 слайд)

- Выберите в первом столбике и назовите слова с безударной гласной в корне. Какие слова будут проверочными?

Задание по вариантам (9 слайд)

- По моему сигналу 1 варианту нужно будет записать слова первого столбика по памяти и 2 варианту продолжить ряд однокоренных слов второго столбика с корнем «рыб». Итак, запоминаем слова, думаем. Начали работу.

Проверка (10слайд); самооценка.

  1. Закрепление.

А теперь по работаем с учебником. №130 с.74

- Прочитайте текст.

- А теперь поработаем самостоятельно. Найдите в тексте однокоренные слова запишите их в тетрадь и выделите корень.

( 1 ученик за доской)

- Проверка: светофоры

- Докажите, что они однокоренные.

Оцените свою  работу.

А теперь вспомним словарные слова.

Как в начале урока мы сказали, что сейчас у нас время года осень. А мы знаем, что осенью собирают что?  урожай. Я сейчас буду загадывать, загадку вы будете записывать отгадку, а рядам однокоренное слово.

(1 ученик у доски )

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь – морковный)

Не книжка,

А с листьями.

(капуста – капустный)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом……

(картофель – картофельный)

Голова на ножке,

В голове горошки.

(горох – гороховый)

- Выделите корень (1 ученик за доской, дети самостоятельно)

Проверка: светофоры.

Докажите, что это однокоренные слова.

Оцените свою работу.

Молодцы!

- Сейчас я предлагаю вам немножко подумать.

Определите закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запишите слова остальных строк. Выделите корень.

Слайд 11

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      - барабанщик – барабанный

3)  ?      -         ?            - грибной

4)  ?      -         ?            - садовый

Проверка  слайд 12.

Оцените свою работу.

Творческое задание (дополнительно)

Слайд 13

- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.

1. под… ник, …яной, …ичка

2. …ник, …очек, …ной

3. …овать, …ний, …ушка

(справка: лес, зим, вод )

Проверка по слайду 14.

Оцените свою работу.

           7.    Итог.

- Что такое корень?

- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?

- С правописанием корня мы познакомимся на следующем уроке русского языка.

- Всех ли целей мы достигли? (по слайду 3) слайд15

            8    Домашнее задание  упр. 132  с.75 правило с.74.  Найдите однокоренные слова запишите их и выделите корень

9. Рефлексия.

На протяжении урока вы хорошо работали, показывали свои знания и умения. Оцените свою работу.

  1. На уроке я работал            активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я  доволен / недоволен
  3. Урок для меня показался    коротким / длинным
  4. За урок я                              не устал / устал
  5. Моё настроение               стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне       понятен / не понятен

                                          полезен / бесполезен

                                          интересен / скучен

  1. Домашнее задание мне кажется   лёгким / трудным

                                                        интересным / неинтересным

Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Список используемой литературы:

  1. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку. Комплекты к учебникам Рамзаевой Т.Г., Поляковой А.В. – М. :«ВАКО»,2005.
  2.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык . Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: «Дрофа», 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...