Корень. Однокоренные слова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: знакомство с частями слова.
Задачи: уточнить представление учащихся о признаках родственных слов;
развивать умение определять в слове корень;
расширять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_urok.koren_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: знакомство с частями слова.
Задачи: уточнить представление учащихся о признаках родственных слов;
развивать умение определять в слове корень;
расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация «Корень. Однокоренные слова.», светофоры.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Будем грамотно писать
Тайны слова «познавать»
У нас сейчас урок русского языка (слайд 1)
- Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
2. Проверка домашней работы.
А сейчас откроем тетради и проверим домашнее задание.
- Прочитайте, какие слова записали на 1 строчке.
(утро, улей, якорь, вьюга) светофоры.
- Прочитайте слова, которые записали на 2 строчке.
(каюта, ягода, ёлка, маяк) светофоры
- Какие слова записали на 3 строчке.
(сирень, огоньки, сельдь, тюльпан) светофоры
Молодцы с домашней работой стравились хорошо.
- Минутка чистописания.
Запишите число и классная работа. (проговорить орфограммы)
- Какое сейчас время года? (осень)
- С какого звука начинается слово осень? (о)
- Какой буквой обозначается звук (о)?
Дайте характеристику звуку (о).
Показ на доске учителем, дети пишут в воздухе.
Оо оО
Запишите, в тетради заглавную и строчную буквы Оо соблюдая закономерность.
Работа в парах.
- У нас на партах карточки со словами. Соберите предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте что получилось?
- Что это?
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием)
- Запишите эту пословицу в тетради соблюдая правило каллиграфии.
1 ученик у доски.
- Красиво ли записал эту пословицу (имя)
- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.
Обедал, обе . , обеденный, б . да (2 слайд)
- Прочитайте слова. Что их объединяет? (Ударение падает на второй слог.)
- Какие буквы пропущены? Объясните правописание.
4. Сообщение темы.
- В какой части слова находятся ошибкоопасные места? (В корне)
- Назовите корень в словах на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Не однокоренное слово: беда)
- Запишите в тетрадь только однокоренные слова. Выделите корень. (Проверка – 3 слайд)
Оцените свою работу.
- Назовите тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
- Поставьте цель. (Учиться подбирать однокоренные слова; учиться находить корень; повторить знания о корне. 4 слайд)
- Для чего нам это нужно знать и уметь? (Для грамотного письма.)
5 Новый материал.
5 слайд: горняк, рыба, горе, рыбный, гора, рыбешка, горка, горный.
- Прочитайте слова. Какое из слов не понятно? (Горняк – работник горной промышленности.)
- Распределите слова в две группы. (Выбор слов на доске)
- По какому признаку распределили слова? (Общее значение и корень.)
- Какое слово лишнее? Объясните ответ. (6 слайд)
- Как найти корень в слове? ( Подобрать однокоренные слова, выделить общую часть.)
- Что такое корень?
Работа над правилом с. 74
- Прочитайте правило.
- Что такое корень?
Что заключено в корне?
Физминутка: - Я буду называть слова. Если услышите слово с корнем «лес» - потягиваетесь, если с корнем «сад» - приседаете. ( сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок)
- Что такое корень? (7 слайд)
Задание (8 слайд)
- Выберите в первом столбике и назовите слова с безударной гласной в корне. Какие слова будут проверочными?
Задание по вариантам (9 слайд)
- По моему сигналу 1 варианту нужно будет записать слова первого столбика по памяти и 2 варианту продолжить ряд однокоренных слов второго столбика с корнем «рыб». Итак, запоминаем слова, думаем. Начали работу.
Проверка (10слайд); самооценка.
- Закрепление.
А теперь по работаем с учебником. №130 с.74
- Прочитайте текст.
- А теперь поработаем самостоятельно. Найдите в тексте однокоренные слова запишите их в тетрадь и выделите корень.
( 1 ученик за доской)
- Проверка: светофоры
- Докажите, что они однокоренные.
Оцените свою работу.
А теперь вспомним словарные слова.
Как в начале урока мы сказали, что сейчас у нас время года осень. А мы знаем, что осенью собирают что? урожай. Я сейчас буду загадывать, загадку вы будете записывать отгадку, а рядам однокоренное слово.
(1 ученик у доски )
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь – морковный)
Не книжка,
А с листьями.
(капуста – капустный)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом……
(картофель – картофельный)
Голова на ножке,
В голове горошки.
(горох – гороховый)
- Выделите корень (1 ученик за доской, дети самостоятельно)
Проверка: светофоры.
Докажите, что это однокоренные слова.
Оцените свою работу.
Молодцы!
- Сейчас я предлагаю вам немножко подумать.
Определите закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запишите слова остальных строк. Выделите корень.
Слайд 11
1) танк – танкист – танковый
2) ? - барабанщик – барабанный
3) ? - ? - грибной
4) ? - ? - садовый
Проверка слайд 12.
Оцените свою работу.
Творческое задание (дополнительно)
Слайд 13
- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.
1. под… ник, …яной, …ичка
2. …ник, …очек, …ной
3. …овать, …ний, …ушка
(справка: лес, зим, вод )
Проверка по слайду 14.
Оцените свою работу.
7. Итог.
- Что такое корень?
- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?
- С правописанием корня мы познакомимся на следующем уроке русского языка.
- Всех ли целей мы достигли? (по слайду 3) слайд15
8 Домашнее задание упр. 132 с.75 правило с.74. Найдите однокоренные слова запишите их и выделите корень
9. Рефлексия.
На протяжении урока вы хорошо работали, показывали свои знания и умения. Оцените свою работу.
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / недоволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Моё настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока мне понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
- Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным
интересным / неинтересным
Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
Список используемой литературы:
- Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку. Комплекты к учебникам Рамзаевой Т.Г., Поляковой А.В. – М. :«ВАКО»,2005.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык . Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: «Дрофа», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс
Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....
Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс
Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...
Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова. На уроке используется презентация, за...
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...