Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._2_klass._koren._odnokorennye_slova.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка. 2 класс.
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Методическая разработка учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 495 Оськиной Т. В.
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока:
- Обеспечить усвоение определения однокоренных слов.
- Формировать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова с учётом двух признаков однокоренных слов.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать внимание, память, логическое мышление учащихся.
- Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1) Определение темы урока. Знакомство с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».
Запись на доске: Маленькое дело лучше большого безделья.
- Прочитайте записи на доске. Что записано?
- Предложение, пословица.
- Как вы её понимаете?
- Лучше хоть небольшое дело сделать, чем просто бездельничать.
- Какие известные вам орфограммы вы видите в словах этого предложения?
Учитель подчёркивает названные детьми орфограммы.
- Приготовьтесь записать эту пословицу в тетрадь. О чём нужно вспомнить, прежде, чем начать писать?
- Правило о предложении.
- В словах много орфограмм, которые вы ещё не изучали, поэтому списывайте очень внимательно. Старайтесь писать красиво и аккуратно.
- Прочитайте пословицу ещё раз. Что вы заметили?
- Здесь есть родственные слова «дело» и «безделье».
- Докажите, что это родственные слова.
- У них есть общая часть «дел».
- Давайте обозначим дугой общую часть в этих словах.
Запись слов на доске и в тетрадях учащихся: дело
безделье
- Эти слова сходны по смыслу.
- Сравните: «дело» и «безделье». Сходны ли слова по смыслу?
- Противоположны.
- Но тем не менее эти слова действительно являются родственными. Как же это объяснить? ( Безделье – без дела, отсутствие дела. Общее значение заключено в общей части родственных слов. А часть слова «без»- придаёт слову противоположное значение. )
- Подберите и запишите ещё 1-2 родственных слова к данным. Выделите дугой общую часть.
Дети выполняют задание.
Проверка:
- Какие слова записали? Какую общую часть выделили?
Вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.
- Какой корень в родственных «дело», «безделье», «деловой», «делать» и т. п.? Как мы его выделяли? Кто догадался о теме урока?
Тема: Корень слова.
- Как вы думаете, почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?
Учащиеся высказывают предположения.
- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово «корень»?
( Корень – подземная часть растения, которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду и питательные вещества. Корень – это главная часть растения. )
- И в слове корень – главная часть, она есть во всех родственных словах, в ней заключено общее значение родственных слов.
- Корень – это сердцевина слова, его смысловой центр. От него ( корня ) растут слова, как ветки на дереве.
- Какие слова могли бы вырасти на этом дереве, от этого корня? Запишите их. Кто больше? Выделяйте корень в словах.
Учитель оказывает помощь тем, кому она необходима.
Проверка:
- Какие слова вы «вырастили» от корня лес-? ( Лесок, лесочек. Лесной, лесник, перелесок, лесовик, лесничий, лесовоз, лесопилка и т. п. )
Учитель помещает карточки со словами на ветки дерева, хвалит детей.
- Что же объединяет все эти слова?
- Они образованы от одного корня лес-, сходны по значению.
- Как одним словом можно назвать эти слова, слова, образованные от одного корня?
- Однокоренные, родственные.
- Дайте определение однокоренных слов.
- Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.
2) Выделение признаков однокоренных слов.
- Откройте учебники на странице 146. Посмотрите, правильно ли мы вывели правила о корне слова и однокоренных словах.
- А сейчас мы выведем ещё одно правило об однокоренных словах. Для этого надо внимательно понаблюдать за парами слов:
парта – парк
пень – пенёк
коза – коса
коза – козлёнок
азбука – алфавит
город – городской
лимон – апельсин
лимон – лимонный
- Сравните слова в каждой паре.
- Здесь есть пары однокоренных слов и неоднокоренных.
- Выпишите пары слов, которые являются однокоренными. Выделите корни.
Проверка:
- Прочитайте пары слов. Почему вы считаете, что это однокоренные слова?
- У них один корень.
- Но ведь в словах «парта» и «парк» тоже есть общая часть пар-.
- Эти слова различны по смыслу.
- Но ведь слова «азбука» и «алфавит» очень близки по смыслу, могут заменять друг друга.
- У этих слов нет общей части – корня.
- Какой вывод можно сделать? Какие признаки у однокоренных слов?
Вывод: Однокоренные слова имеют два признака:
1. Они сходны, близки по смыслу.
2. У них есть общая часть (корень).
- Откройте учебник на стр. 148. Верно ли мы определили признаки однокоренных слов? (Да)
3) Закрепление:
- Пользуясь новыми знаниями, выполним упражнение 401. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кому нужна помощь?
Проверка:
- Верно ли я выполнила задание: холод – мороз?
- Нет.
- Почему?
- Эти слова не являются однокоренными, т. к. у них нет общей части – корня.
- Какие вы нашли однокоренные слова? Докажите, что эти слова являются однокоренными.
- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.
Проверка.
4) Контрольный срез:
- А сейчас вы выполните трудное задание. Вы хорошо работали на уроке, поэтому все справитесь с ним.
Запись: гора, горелка, горка, горный, горение, гористый, горит.
- Разделите слова на две группы. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.
5) Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе
Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс
Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...
Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс
Технологическая карта урока включает в себяподробное описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова." 2 класс
Урок русского языка «Повторение понятий корень, однокоренные слова» проводится во втором классе при изучении раздела «Части слова. Корень.» на завершающем этапе обучения. Урок построен с ис...
Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.
Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....