Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_4_klass_rus.yaz_-_kopiya_2.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | русский язык | ||
Класс | 4 «В» | ||
УМК | «Школа России» | ||
Тема урока | «Именительный и винительный падежи». | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||
Цель урока | Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения. | ||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (чтение сказки, стихов). | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | 1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass. 2. Презентация к уроку. 3.Карточки для дифференцированной работы. 4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014 5.Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014. 6.Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014. |
I этап. Организационный момент.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель - создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Слайд № 2 | - Вы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. -Продолжите. - Вы готовы быть такими на уроке? -Приступаем к работе. Садитесь. | Читают на слайде. - Будем мы внимательны, активны и старательны. - Да. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
II этап. Актуализация знаний.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Слайд №3. | Словарная работа со словом «корабль». - Что изображено на картинке? - Какая гласная ударная в слове? - Какая гласная безударная? - Подберите однокоренные слова. - Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»? - Значит, какая это гласная «о»? - Составьте предложения со словом «корабль». - Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске. - Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь. | - Корабль. - «а» - «о» - Корабельщик, корабельный, кораблик. - Нет. - Непроверяемая. Составляют и произносят предложения. Дети читают предложения. Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль. Дети записывают предложения. | Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; |
III этап. Мотивация к деятельности.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.). Слайд № 4. Слайд № 5. Слайд № 6. | Проблемная ситуация. - Что общего в этих предложениях? - На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении? - Определите его падеж. На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении? - Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами) - Послушайте сказку. ( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.) - Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? - Поворот судьбы удивительный: | Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль. -Слово «корабль». - На вопрос что? - И.п. - На вопрос что? - В.п. -Имеют одинаковый вопрос что? -Распознавать И.п и В.п. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; -определять последовательность действий на уроке; познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли; личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
IV этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п. ( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают). Слайд №7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 | - Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения. -Сравните. - Что заметили? - Сформулируйте правило. - Сравните правило с правилом на слайде. - В чем ещё особенность? - Почему? - Как вы думаете, о каких падежах идёт речь? - Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. - Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить. - Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению падежа имени существительного. | Работают с предложениями самостоятельно. Самопроверка. - В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством. Формулируют правило. Сравнивают. - В первом предложении нет предлога, а во втором – есть. - Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п. - Об И.п. - Об В.п. Алгоритм: - Нахожу слово, к которому относится имя сущ. - Задаю вопрос. - Выясняю, чем является имя сущ. в предложении. - Определяю падеж. | Метапредметные (УУД) познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно. коммуникативные: - умение аргументировать своё предложение; - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; - учёт разных мнений и умения обосновать собственное. личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
- Откройте учебник на с.106 упр. 187. Прочитайте задание. - Что нужно сделать в упражнении? - Чем интересны эти предложения? - В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? - А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? -Какой вывод можно сделать? Физкультминутка. | - Записать два первых предложения, разобрать по членам. Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.) Рассуждение следующего ученика. (Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.) Вывод: - В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный. - В И.п. - (В В.п.) - В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п. Дети выполняют подвижную физкультминутку. | ||
- упр.188 (работа в парах). - Прочитай, N, задание вслух. - Выполняйте упражнение в парах. | - Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения. книга площадь учитель Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных. | Метапредметные (УУД) познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - выдвижение гипотез и их обоснование; - синтез. регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; - контроль полученного результата. коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - умение договариваться, находить общее решение; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
V этап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи». Слайд 11. | - Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно. (Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.). Физкультминутка для глаз. | Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Метапредметные (УУД) познавательные: - выделение и формулирование познавательной цели; - рефлексия способов и условий действия; -анализ объектов с целью выделения признаков; - построение логической цели рассуждений. регулятивные: - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; - контроль и коррекция полученного результата; - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; -саморегуляция. коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; - способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет; - поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. личностные: - нравственно-этическая ориентация. |
VI этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | - Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый). Проверка осуществляется учителем. | Выполняют работы по карточкам. 1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. Под берёзой ёж устроил нору. 2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж. Сонце асвищяло лисную палянку. Зима принисла стужу. Жолные листъя лигли на землю. 3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.) | Метапредметные (УУД) познавательные: - выделение и формулирование познавательной цели; -анализ объектов с целью выделения признаков; - построение логической цели рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - выдвижение гипотез и их обоснование. регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. коммуникативные: - умение аргументировать своё предложение; - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; - учёт разных мнений и умения обосновать собственное. личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
VII этап. Подведение итогов и рефлексия.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. Слайд 12. | - Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах? - Какое задание на уроке было самым интересным? - Что показалось вам трудным? - Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор) -У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор) - Запишите домашнюю работу: с.106 упр.189. -Я всех благодарю за хорошую работу. | - В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом. - В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов. Ответы обучающихся. Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо. Со слайда записывают домашнее задание в дневник. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; -выделять и осознавать то, что уже усвоено; коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности (в начале следующего урока)
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи». | Проведение теста по теме «Именительный и Винительный падежи». | Выполняют тест с помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено; -осознание качества и уровня усвоения; личностные: -самоопределение |
Приложение №1
Карточки с разноуровневыми заданиями.
Карточка № 3 Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.) | Карточка № 2 Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж. Сонце асвищяло лисную палянку. Зима принисла стужу. Жолные листъя лигли на землю. | Карточка № 1 Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. Под берёзой ёж устроил нору. |
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока изобразительного искусства "Красоту надо уметь видеть" 1 класс УМК "Школа России"
Класс 1.УМК «Школа России» Раздел:...
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока "Употребление глаголов в речи" + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 50 – 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: математикаКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 52– 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Вычитание вида 52-24»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составны...
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...
Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".
Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...