Изучение строчных букв ц и щ
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку на тему

Цьома Елена Витальевна

Материал содержит подробный план урока и слайды к нему. Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strochnye_bukvy_ts_i_shch.rar2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание строчных букв ц, щ.

Цели:

образовательные:

- формировать представление о звуках   щ      ц    о буквах, обозначающих эти звуки на письме, учить написанию этих букв;

воспитательные:

-воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам; воспитывать умение работать в группе и коллективе;

развивающие:

- развивать речь, мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.

Оборудование: рисунок щенка и цыпленка, памятки, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на урок к нам пришли помощники.

                                                           (На доске рисунок щенка и цыплёнка)

- Кто же они?                                                                     (Щенок и цыплёнок)

- Какая первая буква в слове «цыплёнок» ?  Какая первая буква в слове «щенок» ?                              

(Буква  ц, щ)

- Правильно. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

                                                                         (Предположения детей)

- Тема нашего урока «Написание букв ц, щ». Сегодня вы научитесь писать строчные буквы ц и щ, узнаете о том, какие звуки имеют эти буквы.

  1. Изучение нового материала.
  1. Звуко - буквенная работа.

- Давайте рассмотрим звуки, которые обозначают эти буквы в словах «цыплёнок» и «щенок». А работать будем по плану:

            1 – Гласный     ?        Согласный

            2 – Парный      ?        Непарный

            3 – Звонкий      ?         Глухой

            4 – Твёрдый     ?         Мягкий

        (План записан на доске и на партах у учащихся в виде памятки)

-  Придумайте слова, в которых есть буква ц.

(Слова анализируются по поводу твёрдости-мягкости звуков, которые имеет буква ц).

-  Сформулируйте вывод.

                              (Буква ц имеет только твёрдый звук    ц   )

- Придумайте слова, в которых есть буква щ.

(Слова анализируются по поводу твёрдости-мягкости звуков, которые имеет буква щ).

- Какой можно сделать вывод?

  (Буква щ имеет только мягкий звук   щ   )

- Откройте прописи на 25 странице, найдите «человечков» - букву ц и букву щ. Как нужно оформить их?

(Букве ц обуем синие ботиночки, потому что она имеет всегда твёрдый звук   ц  , на голове будет цилиндр, так как она глухая; буква щ будет в зелёных ботиночках, потому что она имеет только мягкий звук     щ    , на голове – цилиндр, так как она глухая)

(Дети оформляют буквы)

  1. Графический анализ письменных букв ц и щ. Запись букв.

- На какие буква похожи буквы ц и щ?

(На буквы и и ш)

- Какой элемент добавляется?

(Маленькая петля)

- Правильно.

 (Учитель показывает написание буквы ц на доске)

- Начинаю писать с середины рабочей строки, веду прямую наклонную линию, дописываю до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду вверх до середины рабочей строки, возвращаюсь по написанному вниз до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, пишу петельку вниз как у буквы у , меньшую по размеру. Напишите эту букву у себя на ладошке указательным пальчиком.

(Дети выполняют задание)

- Из скольких элементов состоит буква ц?

(Из двух)

- Какие правила всегда нужно помнить, чтобы красиво писать?

(Повторение правил письма)

- Пропишите эту букву сначала по светлым линиям, затем самостоятельно до конца строки.

(Дети выполняют задание)

(После выполнения задания учитель показывает написание буквы щ на доске)

- Начинаю писать с середины рабочей строки, веду прямую наклонную линию,  дописываю до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду вверх до середины рабочей строки, возвращаюсь по написанному вниз до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду вверх до середины рабочей строки, возвращаюсь по написанному вниз до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, пишу петельку вниз как у буквы у , меньшую по размеру. Напишите эту букву у себя на ладошке указательным пальчиком.

(Дети выполняют задание)

- Из скольких элементов состоит буква щ?

(Из трёх)

- Пропишите эту букву сначала по светлым линиям, затем самостоятельно до конца строки.

(Дети выполняют задание)

Физкультминутка.

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошёл сильней

И по крыше бьёт быстрей.

  1. Запись слогов с буквами ц и щ.

- Прочитайте сочетания с буквами ц и щ. Найдите те сочетания, которые надо запомнить.

(Ща, щу)

- Напишите  на следующей строчке только сочетания, которые нужно запомнить.

(Дети выполняют задание)

Физкультминутка.

- Если слово в единственном числе – один раз топнуть ногой, если во множественном – один раз хлопнуть в ладоши. (Слова: сапоги, яблоко, топор, ягоды, корзина, помидоры, барабан, бараны, собака)

- Ребята, что особенного во всех этих словах?

(Эти слова нужно запомнить)

  1. Составление слов с сочетанием ца на конце слова.

- Ребята, как вы думаете для чего к нам пришли помощники на урок?

(Предположения детей)

- Помощники пришли с заданиями.

(Работа с интерактивной доской, задание цыплёнка).

- Посмотрите, какой интересный цветок принёс цыплёнок. Давайте прочитаем слова, которые записаны на цветке.

(Синица, улица, птица, курица, пуговица).

- Сколько предметов обозначает каждое слово?                                       (Один).

- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

(Синицы, улицы, птицы, курицы, пуговицы).

- Запишем эти слова в прописи.

- Подчеркните сочетание цы одной чертой.

- Составьте предложение с одним из этих слов.

(Дети озвучивают свои предложения)

- Составим схему одного из предложений

IV.  Повторение изученного материала.

- Щенок тоже принёс с собой задание.

(Задание в конверте в лапах щенка)

- Отгадайте загадку и запишите отгадку.

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас,

Отбиваем каждый час.

(Часы).

- Ребята, а какое правило нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этого слова?

(Ча-ща пиши с а)

- Разделите это слово на слоги.

(Ча-сы).

- Запишем это слово под диктовку.

(Дети записывают слово под диктовку).

- Следующая загадка:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник).

- Разделите это слово на слоги.

(Чай-ник).

- Запишем это слово под диктовку.

(Дети записывают слово под диктовку).

- Придумайте слова с сочетанием ща.

(Два слова по выбору записываются под диктовку).

  1. Закрепление изученного материала.

Запись слов с печатного образца с.25.

- Прочитайте слова про себя. На какие вопросы они отвечают?

(Кто? Что?)

- Поставьте ударение в словах.

(Дети выполняют задание, затем следует проверка)

- Спишите эти слова самостоятельно.

(Дети выполняют задание).

  1. Итог урока.

- Какие буквы узнали на уроке?  

      - Какие звуки они обозначают?

       - Из скольких элементов состоит буква ц?

       - Из скольких элементов состоит буква щ?

       - Спасибо за работу на уроке… (Учитель называет имена и вручает цветочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».

Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками  и буквами....

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...