Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Гизатуллина Фануза Наиловна

Рабочая программа сосавлена из расчета 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_rus_yaz.docx116.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо Ямкинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского района Республики Татарстан

“Рассмотрено “                                                                         “Согласовано “                                                                          “ Утверждаю “

на заседании  МО                                                           Заместитель директора по УР                                                            Директор школы

___________/Гизатуллина Ф.Н /                                   ___________/Мингалимова А.А./                                                 _________ /Газизова Р.М./

Протокол №   1 от «8» августа 2014г                           “ 9 ”   августа   2014 г                                                     Приказ № 38 от «12» августа 2014 г

Рабочая программа  по предмету

«Русский язык»

для 3 класса

учителя начальных классов

Гизатуллиной Фанузы Наиловны

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                  “Рассмотрено “

                                                                                                                                                                                        на педагогическом совете

                                                                                                                                                                               Протокол №  1 от  11 августа 2014 года

   

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  для третьего класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
  • Приказ  МО и Н РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
  • Приказ МО и Н РТ от 9 июля 2012 №4154/12  «Об утверждении базисного и примерного учебного плана для ОУ РТ, реализующих программы начального общего образования»
  • Учебный план МБОУ «Старо Ямкинская  основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан      на 2014/2015 учебный год, утверждённого решением педагогического совета.
  • Авторская  программа «Русский язык» Л.Ф.Климанова. М: «Просвещение» 2011 г.

Программа рассчитана на 102  часа  в год, 3 часа в неделю.

В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, написании диктантов и изложений, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

Курс русского языка в  третьем классе – часть единого школьного курса современного русского языка.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Концептуальной основой обучения в третьем классе является коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

В курсе «Русский язык» материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Дети узнают о географии России, о древних городах нашей страны. Многочисленные тексты об известных людях России также ориентированы на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Учебник ориентирует учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся «напрямую», так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве  и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Основное содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на "ий,"ья, "ов, "ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, щн;

перенос слов;

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;        

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

22 ч

2

Слово в речевом общении.

24 ч

3

Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

5 ч

4

Части речи.

3 ч

5

Имя существительное.

27 ч

6

Местоимение.

2 ч

7

Глагол.

12 ч

8

Имя прилагательное.

6 ч

9

Повторение

1 ч

Всего

102 ч

Результаты изучения курса

 Личностные результаты: 
•  осознание языка как основного средства человеческого общения; 
•  восприятие русского языка как явления национальной культуры;
•  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 
•  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
 
Метапредметные  результаты: 
•  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 
•  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 
•  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 
•  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•  умение задавать вопросы.
 
Предметные результаты:
 
В результате изучения русского языка в 3 классе дети должны знать (называть и определять):
•  главные и второстепенные члены предложения;
•  имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки.
•  корень, приставку, суффикс, окончание;
•  сложные слова;
 
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
•  различать главные и второстепенные члены предложения;
•  различать распространённые и нераспространённые предложения;
•  различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
•  различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
•  понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
•  различать приставки и предлоги;
•  характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам. 
 
 
 
В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
•  активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
•  правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
•  усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
•  орфографической грамотности;
•  применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами 
–ек, -ик, с изученными приставками;
•  правописания сложных слов и глаголов с 
не;
•  написания слов с непроверяемыми орфограммами;
•  письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Требования к уровню подготовки учащихся третьего класса

Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащиеся должны знать:

—  состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

—  главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

 — части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

           Учащиеся должны уметь:

—  проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;

—  обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

—  отличать текст от набора предложений;

—  определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

—  устанавливать связи между предложениями в тексте;

—  делить текст на части, устанавливать связи между ними;

—  писать предложения в  60—70 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;

—  распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

—  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

—  писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

—  писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

—  правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

—  грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

—  распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

—  писать слова с непроверяемыми буквами;

—  распознавать в тексте синонимы и антонимы;

—  различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

—  самостоятельно ставить ударение в словах.

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать орфоэпические нормы;
  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

         Владеть  компетенциями:
– личностного самосовершенствования;
– коммуникативной;
– ценностно-смысловой;
– учебно-познавательной.
 

                                                       

                                                 Формы контроля знаний обучающихся
        Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме
письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • сочинений (только обучающие),
  • тестовых заданий.

Список литературы по реализации программы

для учителя:

  1. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 3 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013 г.
  2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010 г.
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч, Ч.1(Текст): учебное издание_М.: Просвещение, 2012
  4. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива», 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.

для учащихся:

  1. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 3 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013 г.

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол. час

Виды учебной деятельности (УУД)

Планируемые результаты освоения материала

Срок проведения

Примечание

план

факт

                      Первая четверть (27 ч)

                    Раздел 1 «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» - 22 ч

1

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1

Проявлять интерес к изучению

темы; определять тему беседы; раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;  формулировать мысль в словесной форме; ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Знать основные функции общения. Уметь вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления.

1.09

2

. Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1

Знать алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

3.09

3

Культура устной и письменной речи

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Определять структуру письма и обосновывать своё мнение;   выполнять учебное задание в соответствии с планом; адекватно использовать речь для представления результата.

Знать особенности и виды текста. Уметь делить текст на части и оформлять на письме

5.09

4

Культура устной и письменной речи

1

Знать разницу между диалогом и спором, понимать важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора. Знать, какие слова помогают нам выразить доброжелательность, уважение, симпатию к собеседнику.

8.09

5

Текст. Виды текстов

 Художественный и научный тексты

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Определять речевые ошибки в тексте;  отбирать необходимую информацию из содержания литературных  произведений и обосновывать своё мнение;  выполнять учебное задание в  соответствии с планом;    Формулировать  и применять правила позитивного ведения диалога. Различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение; использовать предложенные словосочетания для продолжения фразы- конструкта о диалоге;  

Выполнение контрольной работы.

Уметь определять связь главной мысли текста и его настроения.

10.09

6

Текст. Виды текстов

 Художественный и научный тексты

1

Знать  о том, что главное средство общения — это язык. Понимать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи. Знать требования к устной речи.

12.09

7

Контрольная работа

Входная

1

Повторить изученные правила.

15.09

8

Работа над ошибками.

Повторение. Текст. Виды текстов

1

Имеют представление  о речи как целенаправленном процессе. Знают правило оформления слов речевого этикета на письме.

17.09

9

Звуки и буквы.

Деление слов на слоги.

1

Проявлять внимание и интерес к звуковому строю русского языка, строить  звуковую модель слов, анализировать звуковой ряд, выполнять учебные задания в соответствии с правилом;

выполнять  взаимопроверку.

Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву. Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь перено-сить слова с одной строки на другую.

19.09

10

Ударение.

Орфограммы слова.

1

Осознавать важность изучения темы. Выпол-нять учебные задания в соответствии с правилом;

выполнять  взаимопроверку и корректировку учебного задания; адекватно  взаимодействовать

с партнёром, используя речевые средства; пользоваться орфоэпическим словарем для выполнения задания

Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека.

22.09

11

Имена собственные.

1

Осознавать русский язык как явление культуры русского народа. Раскрывать значение слова «заявление»; анализировать образец заявления; работать по образцу; творческое  отношение к процессу оформления своего заявления; выполнять само– и взаимопроверку, взаимооценку учебного задания.

Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву.

24.09

12

Проверка безударной гласной в корне слова.

1

определять ударную и безударную

гласную и обосновывать своё мнение;  определять способ проверки безударной гласной; выполнять  взаимопроверку и корректировку учебного  задания; подбирать проверочные слова, аргументировать свое мнение; использовать алгоритм проверки орфограмм.

Знать  правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

26.09

13

Способы проверки безударной гласной в корне слова.

1

Знать алгоритм проверки безударной гласной в корне.

29.09

14

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение.

1

Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников.   Использовать альтернативные способы проверки ( историческое происхождение, словарь); выполнять  взаимопроверку и корректировку учебного задания; применять знания для выполнения задания.

Различать в слове ударный слог; Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова.

Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге.

Распознавать в двухсложных словах гласные, требующие проверки.

1.10

15

Правила переноса слов.

1

 Анализировать  и корректировать  деформированный  текст;  выполнять учебные задания в соответствии с правилом; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Знать правила переноса слов. Уметь верно определять, какой безударный гласный в корне слова пропущен.

3.10

16

Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.

1

Определять способ проверки

парной согласной и обосновывать своё мнение;  выполнять учебные задания в соответствии с правилом; выполнять самопроверку задания.

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

6.10

17

Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка;  выполнять учебные задания в соответствии с правилом; выполнять самопроверку задания; осознание качества и уровня усвоения  материала

Уметь писать слова с непроверяемым написанием.

8.10

18

Проверка непроизносимых согласных.

1

Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами; выполнять учебные задания в соответствии с правилом; выполнять самопроверку задания; осознание качества и уровня усвоения  материала.

Знать, как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове. Понимать, что от непроизносимых согласных может зависеть смысл слова.

10.10

19

Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

1

Различать слова  с разделительным твёрдым  и мягким  знаков; выполнять учебные задания в соответствии с правилом; выполнять самопроверку задания;

Знать и уметь пользоваться правилами написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

13.10

20

Удвоенные согласные.

1

Осознавать необходимость изучения материала; соотносить количество звуков и букв в словах с удвоенной согласной; определять слова, в написании  которых есть удвоенная согласная; оценивать, контролировать процесс своей деятельности;

Знать, как уточнить написание слов с удвоенными согласными.

15.10

21

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

1

Определять основание для написания слов с буквосочетаниями: жи — ши, ча — ща, чу — щу обосновывать своё мнение. Срвнивать   правописание  буквосочетаний в ударном и безударном положениях.  

Знать правила написание слов с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

17.10

22

Контрольная работа (диктант) №2

 по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» «Прощание с осенью».

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка, важность выполнения заданий.  Применять теоретические знания для выполнения задания. Контролировать процесс выполнения задания, выполнять самопроверку

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

20.10

23

Работа над ошибками.

Роль слова и жеста в речевом общении.

1

Познавательный интерес к теме;  

 определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение; Исследовать жесты общения по рисунку;  Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Формулировать мысль в словесной форме во время беседы. Соотносить фразеологизмы и их значение.

Понимать уместность использования жестов в общении. Знать, какое главное средство общения используют современные люди.

22.10

24

Слово и его значение.

1

Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему.  Ориентироваться в  тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Анализировать текст, находить звуковые повторы, определять их роль, учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Понимать условную связь между значением слова и его звуко-буквенной формой.

24.10

25

Синонимы.

1

Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Распределять синонимы на группы.  выполнять учебное задание в соответствии с целью. Использовать синонимы в речи; Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога

Уметь различать синонимы по употреблению. Знать, что синонимы могут иметь не только отдельные слова.

27.10

26

Контрольный диктант  №3 за I четверть  «Любители мастерить».

1

Уметь писать под диктовку и соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

29.10

27

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Уметь анализировать свои ошибки, исправлять их.

31.10

2 четверть – 21 час

28/1

Антонимы.

1

Раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;  определять фразеологические обороты со словами-антонимами; адекватно воспринимать оценку своих действий; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия.

12.11

29/2

Омонимы.

1

Раскрывать смысл понятия «омонимы» и обосновывать своё мнение; самостоятельно корректировать ошибки в тексте. Самостоятель-но выбирать речевые высказывания для эффективного общения. Работать со словарем.

Уметь использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов.

13.11

30/3

Многозначные слова.

1

Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему.  Раскрывать смысл понятия «многозначность слова» и обосновывать своё мнение. Исследовать информацию в учебнике и делать выводы; определять значение мн.слов в тексте с помощью словаря, находить общее в их значении

Уметь определять значения многозначных слов в контексте. Знать  различия между омонимами и многозначными словами.

14.11

31/4

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

1

Самостоятельно корректировать ошибки в тексте, выбирать речевые высказывания для эффективного общения. Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы;  выполнять учебное задание в соответствии с целью

Знать правила употребления местоимений в речи.

19.11

32/5

Состав слова.

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка.  Анализировать языковой материал.  адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Контролировать процесс выполнения задания, выполнять самопроверку.

Уметь находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание.

20.11

33/6

Основа слова и окончание.

1

Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка.   Осознавать важность изучаемой темы для правописания. Определять родственные слова, основу слова, определять части слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;

 определять значение приставки, суффикса в слове и обосновывать своё мнение.

Определять чередование согласных  в корне однокоренных слов; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение;  определять учебную задачу,  выполнять учебное задание, используя правило,  действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Формулировать свои мысли в устной и письменной форме

Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной.

Знать, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

21.11

34/7

Корень.

Однокоренные слова.

1

Уметь подбирать к словам однокоренные слова. Разбирать слово по составу, уметь объяснять значение морфем.

26.11

35/8

Сложные слова.

1

Знать исторические фонетические чередования согласных звуков в корне слова. Знать, какие слова называются сложными, уметь их писать.

27.11

36/9

Развитие речи.  Сжатое изложение

 «Верный товарищ».

1

Уметь письменно передавать небольшой текст.

28.11

37/10

Работа над ошибками.

Непроизносимые согласные

1

Использовать знания в новых условиях,  определять верные высказывания Контролировать  и планировать процесс выполнения задания, выполнять самопроверку.

Уметь писать слова с непроизносимыми согласными. Знать о способах проверки правильного написания слов.

3.12

38/11

Суффикс.

1

Раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;  определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение;распределять обязанности для выполнения учебного  задания в группе;  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; применять знания для выполнения  заданий.

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами.

4.12

39/12

Приставка.

Написание приставок и предлогов.

1

Объяснять значение слова «приставка»;  определять значение, которое приставка придаёт словам, и обосновывать своё мнение; раскрывать функцию разделительного Ъ и обосновывать

своё мнение;   выполнять учебное задание, используя правило Различать приставку и предлоги при письме. Выполнять учебное задание, используя правило;  осуществлять взаимный контроль. Аргументировать  свое мнение при работе в группе, адекватно  сотрудничать в группе

Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.

5.12

40/13

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

1

Уметь правильно употребить разделительный твердый знак при письме.

10.12

41/14

Значение приставок и суффиксов в словах.

1

Определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;  раскрывать значение понятия «сложные слова;  определять  соединительные

гласные в сложных словах. Выполнять учебное задание в соответствии с правилом;  выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении

учебного задания.  Формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Знать с помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова.

11.12

42/15

Написание корня в сложных словах.

1

Знать особенности словообразования и правописания сложных слов.

12.12

43/16

Написание корня в сложных словах. Закрепление изученного.

1

Уметь самостоятельно работать по заданиям, делать самопроверку.

17.12

44/17

Связь слов в предложении.

1

Уметь находить словосочетания в предложении, опираясь на вопросы, логически верно ставить вопросы от слова к слову.

18.12

45/18

Типы предложений по цели высказывания.

1

Уметь определять тип предложения по интонации и по цели высказывания.

19.12

46/19

Контрольный диктант №4 за II четверть  по теме «Однокоренные слова» «Грибной поход».

1

Выполнять учебное задание в соответствии с планом. Применять полученные знания для выполнения заданий. Осуществлять  самокон-троль в работе при выполнении заданий;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Уметь: контролировать написание слов с изученными правилами

Выполнять грамматические задания

24.12

47/20

Работа над ошибками.

Главные члены предложения.

1

Выполнять учебное задание в

соответствии с правилом; выполнять самопроверку. Формулировать свои мысли в устной и письменной форме. Осуществлять самопроверку.

Знать, какие члены предложения являются главными и как их найти в предложении.

25.12

48/21

Распространённые и нераспространенные предложения.

1

Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот. Знать, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены.

26.12

3 четверть – 30 часов

49/1

Однородные члены предложения.

1

Подбирать точные слова и словосочетания для выражения своих мыслей; выполнять самоконтроль и самопроверку

Знать, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления.

14.01

50/2

Тема и главная мысль текста.

Заголовок текста.

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Формулировать учебную задачу, выполнять задания по правилу Контролировать и планировать процесс выполнения задания, выполнять самопроверку.

Знать, что  два текста на одну тему могут выражать неодинаковую главную мысль.

15.01

51/3

Виды текстов. Составные части текста.

1

Знать, какие типы текстов существуют и для чего применяется каждый из них.

16.01

52/4

Части речи.

Определение частей речи с помощью вопросов.

1

Осознание качества и уровня освоения Корректировать  свою работу.  Интерес к изучению темы; Раскрывать значение понятий «значимые  части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре;  определять части речи и обосновывать своё мнение; различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение;  распределять слова по группам, используя вопрос.  Выполнять учебное задание, используя алгоритм.  Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,

используя термины.

Знать, как определить,  к какой части речи относится слово.

21.01

53/5

Роль слов разных частей речи в тексте.

1

Уметь дифференцировать слова одной части речи и однокоренные слова; знать, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов.

22.01

54/6

Контрольная работа (диктант) №5   

по теме «Части речи»  «На улицах города».

1

Уметь определять частеречную принадлежность слова.

23.01

55/7

Работа над ошибками.

Имя существительное.

1

Определять имя существительное и обосновывать своё мнение; анализировать значение слов и делать вывод;  учитывать мнение партнёра при работе в паре и находить компромиссный вариант для  общего решения. Анализировать и  формулировать  вывод о соответствии русского имени и иностранного, придумывать  фамилии с данными корнями. Выполнять задание по правилу  в соответствии с  целью.

Знать, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.

28.01

56/8

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву.

29.01

57/9

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Выписывать из текста имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; подбирать синонимы и антонимы; анализировать , группировать слова по самостоятельно определенному признаку; выполнять задание по правилу, выражать и обосновывать свое мнение при работе  в группе.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

30.01

58/10

Развитие речи. Обучающее изложение

 «Как медведь сам себя напугал».

1

Анализировать текст, определять  тему, главную мысль каждой части, передавать содержание текста, используя знания грамматики;  выполнять самоконтроль и самопроверку.

Уметь письменно передавать небольшой текст.

4.02

59/11

Работа над ошибками.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Находить в тексте имена существительные. Уметь делать разбор имени существительного.

5.02

60/12

Род имён существительных.

1

 Раскрывать значение понятий

«муж. Р.», «жен. Р.», «сред. род» и использовать их в активном словаре;  определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Комментировать   приём определения рода имени существительного;  группировать  имена сущ.  по родам; составлять словосочетание, используя подходящее имя существительное и имя прилагательное; соотносить учебные действия с известным приёмом; определять цель уч.действия, план решения уч.проблемы.  выполнять взаимопроверку учебного задания; адекватно  взаимодействовать

с партнёром в рамках диалога при

открытии нового знания.

Уметь определять род имен существительных.

6.02

61/13

Употребление имён существительных разных родов.

1

Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.

11.02

62/14

Диктант объяснительный №6

«Подъём в гору».

1

Уметь: контролировать написание слов с изученными правилами.

Выполнять грамматические задания.

12.02

63/15

Работа над ошибками.

Род имён существительных.

1

Уметь анализировать свои ошибки, исправлять их.

13.02

64/16

Число имён существительных.

1

Положительная  мотивация к изучению темы. Определять цель учебной деятельности. Составлять план решения уч. задачи совместно с учителем и одноклассниками. Контролировать способ и результат решения. Оценивать полученный результат. Классифицировать, сравнивать пары слов, изменять число имен существительных, устанавливать связь  слов в тексте. Составлять несложные аргументированные  высказывания при выполнении заданий темы. Формулировать орфограммы. Применять правила  при записи текста. Формулировать ответы при анализе текста.

Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам.

18.02

65/17

Определение рода и числа имени существительного.

1

Знать и уметь определять род имен существительных.

Уметь изменять имена существительные по числам.

19.02

66/18

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1

Определять имена сущ-вительные

Ж. рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение;  определять роль «Ь»и  обосновывать своё мнение. соотносить учебное действие с известным правилом;  выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;  выстраивать логическую цепочку в рассуждении, строить алгоритм,   договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности;  Обосновывать  написание «Ь» в им. сущ. Ж.  рода с шипящим звуком на конце;  распределять слова по группам в зависимости от роли «Ь»;

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую.

20.02

67/19

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1

Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак.

25.02

68/20

Изменение имён существительных по падежам.

1

Раскрывать значение понятий «окончание», «склонение», «падеж» и использовать их в активном словаре;  определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;   Формулировать  понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины, слушать собеседника

Знать падежи и вопросы к ним.

26.02

69/21

Формирование умения определять падеж имён существительных.

1

Знать слова-«помощники» при определении падежей и предлоги, употребляемыми с определенными падежами.

27.02

70/22

Развитие речи.  Обучающее изложение

«Снеговик».

1

Понимать важность определения падежа. Рассказывать алгоритм определения падежа; выполнять учебное действие, используя алгоритм. Сравнивать написание и звучание безударных окончаний. Выбирать предлоги для составления словосочетания и предложения.  Выполнять самопроверку и взаимопроверку;  работать в парах

Уметь письменно передавать небольшой текст.

4.03

71/23

Работа над ошибками.

Изменение имён существительных по падежам.

1

Уметь определять падеж имени существительного.

5.03

72/24

Именительный падеж имён существительных.

1

Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является.

6.03

73/25

Родительный падеж имён существительных.

1

Раскрывать значение понятий

 «начальная форма, «именит. пад»,  определять роль существительного в предложении;  комментировать орфограммы; подбирать антонимы; учитывать мнение партнёра при взаимопроверке задания в рамках учебного диалога;

Знать, как определить, что имена существительные стоят в родительном падеже и какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже.

11.03

74/26

Дательный падеж имён существительных.

1

Знать, как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже.

12.03

75/27

Контрольный диктант за III четверть №7 «Русские мастера».

 

1

Письмо под диктовку в соответствии  с изученными правилами.

Уметь контролировать написание слов с изученными правилами

Выполнять грамматические задания

13.03

76/28

Работа над ошибками.

Винительный падеж имён существител-ьных. Различие именительного и винительного падежа.

1

Выполнять самоконтроль  и самопроверку при выполнении задания.  Аргументировать свое мнение в рамках учебного  диалога. Различать имена сущ-е в И.П. и В.П., определяя роль сущ-го. Наблюдать и анализировать языковые явления.

Уметь определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксичес-кой функции, которую они выпол-няют (существительное в винитель-ном падеже является второстепен-ным членом предложения).

18.03

77/29

 Творительный падеж имён существительных.

1

Учитывать мнение партнёра

при взаимопроверке задания в

рамках уч. диалога. Проявлять учебную самостоятельность и творческое  самовыражение при работе с худ. произведением.

Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

19.03

78/30

Предложный падеж имён существительных.

1

Рассказывать о роли падежа в постановке вопросов и определении окончаний; наблюдать изменение падежных окончаний и делать вывод; применять знания  при корректировке  письма;  Выполнять самоконтроль  и самопроверку при выполнении задания.   

Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам.

20.03

4 четверть – 24 часа

79/1

Обобщение о склонении имён существительных.

1

Работать по алгоритму, различать постоянные и изменяемые признаки имени сущ-ного Анализировать слова с помощью блок-схемы, выстраивать логическую цепочку рассуждений, выстраивать высказывание.

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание. Соблюдать культуру речи при образо-вании падежных форм имен существи-тельных, выборе нужных предлогов и верных вариантов окончаний.

1.04

80/2

Морфологический разбор имени существительного.

1

Сотрудничать в паре, проявлять творческое  самовыражение при составлении текста. Формулировать свою мысль при составлении текста, ответе на вопросы. Применять знания при выполнении заданий.

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.

2.04

81/3

Контрольная работа (диктант) №8 по теме «Имя существительное» «Весной».

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка Применять знания в новых условиях.

Уметь контролировать написание слов с изученными правилами

Выполнять грамматические задания

3.04

Местоимение (2 часа)

82/4

Работа над ошибками.

Местоимение.

1

Осознание качества и уровня освоения. Осознавать местоимения как часть речи, важность изучения темы. Раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре; определять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение;  анализировать языковой материал и делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания, оценивать свою работу; адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

8.04

83/5

Роль местоимений в предложении.

1

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи  научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

9.04

Глагол (12 часов)

84/6

Глагол как часть речи.

1

Осознавать практическую значимость изучения темы. Раскрывать значение понятий «время глагола», «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» и использовать их в активном словаре; Анализировать, группировать  языковой материал. Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

10.04

85/7

Изменение глаголов по временам.

1

Учиться определять время глагола по вопросу.

15.04

86/8

Глаголы в настоящем времени.

1

Знать, когда происходит действие, обозначаемое глаголом в настоящем времени.

16.04

87/9

Глаголы в прошедшем

времени.

1

Осознавать практическую значимость изучения темы.  Анализировать языковой материал при выполнении задания. Строить высказывания, используя терминологию темы. Выполнять самопроверку.

Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать,  какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суф. есть у гл. в пр. времени.

17.04

88/10

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

1

Осознавать практическую значимость изучения темы. Раскрывать значение понятий «прошедшее время глагола», формо-образующий суффикс  «л», «род глагола» и использовать их в активном словаре. Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Знать, что изменяться по родам в прошедшем времени могут глаголы только в единственном числе.

22.04

89/11

Развитие речи.  Сжатое изложение

«Простудился жираф».

1

Уметь письменно передавать небольшой текст.

23.04

90/12

Работа над ошибками. Изменение глаголов

в настоящем и про-шедшем времени.

1

Раскрывать значение понятий «простое будущее время», «сложное будущее время» и использовать их в активном сло

варе;  определять условия для образования сложного будущего времени и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.  Учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога при взаимопроверке учебного задания.

Знать, на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени, как могут изменяться глаголы в прошедшем времени.

24.04

91/13

Глаголы в будущем времени.

1

Образовывать глагольные формы будущего времени.

29.04

92/14

Изменение глаголов по числам.

1

Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов.

30.04

93/15

Неопредёлённая  форма глаголов.

1

  Раскрывать значение понятия

«неопределённая форма глагола» и использовать его в активном словаре;  определять  морфологические

признаки глагола неопределённой формы и обосновывать своё мнение. Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Адекватно  взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного диалога.

Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

6.05

94/16

Не с глаголами.

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка.  Творчески подходить к выполнению задания.   Применять изученные знания для выполнения задания.    Контролировать и оценивать свою работу. Выполнять самопроверку. Взаимодействовать в рамках учебного сотрудничества.

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

7.05

95/17

Контрольная работа (диктант) №9 

по теме «Глагол» «Лакомства для зверей».

1

Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки.

8.05

Имя прилагательное (6 часов)

96/18

Работа над ошибками.

Имя прилагательное.

1

Раскрывать значение понятия «имя прилагательное» и использовать в активном словаре. Осознавать  роль прилагательных в речи и обосновывать свое мнение. Выполнять само-и взаимооценку учебного задания. Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Знать какая часть речи называется именем прилагательным;

какие признаки предмета могут называть имена прилагательные.

13.05

97/19

Роль имён прилагательных в речи.

1

Осознавать  прилагательные как часть  речи; анализировать значение прилагательных в  художественных текстах, стихах и высказывать свое мнение. Определять в тексте эпитеты;   Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания.

Уметь классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи.

14.05

98/20

Итоговый контрольный диктант №10 за третий класс «Береги птиц».

Уметь контролировать написание слов с изученными правилами

Выполнять грамматические задания

15.05

99/21

Работа над ошибками.

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

1

Анализировать языковой материал и делать вывод;  Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Использовать имена прилагательные для описания

Знать, какие суффиксы используются в именах прилагательных;  какие оттенки значения они могут придавать словам.

20.05

100/

22

Изменение имён прилагательных по родам и числам.

1

Анализировать языковой материал; определять непостоянные признаки прилагат-ых и обосновывать свое мнение;  определять  окончания прилагательного. Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога

Знать, что имена прилагательные изменяются  по родам и по числам только после изменения рода и числа имени существительного.

21.05

101/

23

Проверка безударных окончаний имён прилагательных по окончанию вопроса.

1

Осознавать значение темы,   выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;  осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

22.05

Повторение (1 час)

102/

24

Повторение изученного материала.

1

Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Применять знания в новых условиях. Анализировать  языковые явления; адекватно работать в группе, вести диалог. Оценивать работу.

Знать основные единицы языка и речи. Знать основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения.

27.05

Контрольный диктант №4 за II четверть  по теме «Однокоренные слова».

     Цель: контролировать написание слов с изученными правилами. Выполнять грамматические задания.

Грибной поход

В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.

Грамматическое задание:

  1. Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова?

     

Итоговый контрольный диктант №10 за третий класс

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Береги птиц

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Грамматические задания:

  1. Подберите однокоренные слова:

1 вариант: утро, кукушка.

2 вариант: роса, работа.

  1. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая.
  2. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...